Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование характера учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить социальный статус учащихся в классе;
3) изучить акцентуации характера учащихся;
4) выявить взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимае

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
Межличностные отношения в группе………………………………………….15
Социометрическая структура группы…………………………………………..16
Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
Организация и методы исследования…………………………………………18
Анализ полученных результатов исследования………………………….18
Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………28
Список источников информации……………………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Омский Государственный Педагогический Университет»

Кафедра психологии 
 
 
 

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА УЧАЩИХСЯ С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ 
 

Курсовая  работа студента 3 курса

Факультета  иностранных языков

306 группы

Волужевой Татьяны Васильевны 

Научный руководитель: к.пс.н, доцент

Тихолаз Татьяна Михайловна 
 
 
 
 

Омск-2010

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
    1. Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
    2. Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
  2. Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
    1. Межличностные отношения в группе………………………………………….15
    2. Социометрическая структура группы…………………………………………..16
  3. Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
    1. Организация и методы исследования…………………………………………18
    2. Анализ полученных результатов исследования………………………….18

Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………………………………………28

Список источников информации……………………………………………………………………..29

Приложения……………………………………………………………………………………………………..30

 

Введение 

     Черты своеобразия в характере человека, которые, не выходя за рамки психической  нормы, могут при определённых условиях существенно затруднять его отношения с окружающими. У большинства людей разнообразные нюансы характера многочисленны и переплетены между собой. В то же время существует значительное количество людей с явным преобладанием одних черт характера над другими. Подобное заострение, акцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, буквально пронизывает весь психический настрой индивидуума. Такие люди обнаруживают своеобразную уязвимость в конкретных жизненных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным коллизиям. В каждом акцентуированном характере имеется "слабое звено" — место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера.

     В обыденной жизни знание акцентуаций  характера позволяет лучше понять такого человека и правильно строить  с ним взаимоотношения, а специалистам психиатрам, психологам, сексопатологам выбрать верную психотерапевтическую тактику при необходимости поведенческой коррекции у этих лиц при сексуальных расстройствах и нервно-психических заболеваниях.

     Изучением вопроса об акцентуации характера занимались многие ученые психологи и педагоги, такие как К. Леонгард, Александров А.А., Вдовиченко А.А., Личко А.Е., Ковалев В.В, и, несмотря на то, что наука уже дает ряд ответов на некоторые изучаемые нами проблемы, вопрос об акцентуации характера еще недостаточно изучен.

     А. Е. Личко в своих трудах писал, что для той или мной акцентуации  характера свойственен тот или  иной социальный статус в малой группе. Например, он указывает что подростки  с лабильным типом акцентуации  характера не стремятся к лидерству.

     В доступных нам источниках не обнаружено исследований , в которых бы описывалась  взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимаемым социальным статусом в классе. Это и явилось обоснованием выбора нашей темы исследования.

     Объект  исследования – положение индивида в структуре межличностных отношений и его индивидуальные особенности характера.

     Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации  характера  учащихся с их социальным статусом в классе.

      Цель  исследования: исследование характера  учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.

      Задачи:

1) изучить  литературу по проблеме исследования;

2) изучить  социальный статус учащихся в  классе;

3) изучить  акцентуации характера учащихся;

4) выявить  взаимосвязь между акцентуацией  в характере и занимаемым социальным  статусом в классе.

Гипотеза: У учащихся, занимающих высокий социальный статус в классе преобладает гипертимный  тип акцентуации характера, а  у учащихся, занимающий низкий социальный статус – неуправляемый тип

 

Глава I. Акцентуации характера.

    1. Акцентуация характера, психопатия. Различия между акцентуацией и психопатией.

     В периоде становления характера  его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К.Леонгарда (1968) — “акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977], так как личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. Таким образом,

     Акцентуации характера — это крайние варианты  нормы, при которых отдельные  черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Типы  акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, а психопатии – патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова.

     Психопатии  — это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде». [П.Б. Ганнушкин].

     При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех  ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

     На  основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно систематизировать  факторы, влияющие на возникновение  и развитие акцентуаций характера  у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.

     Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

    1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.
    2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
    3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
    4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

 К  социально-психологическим факторам следует отнести:

  1. Нарушения воспитания подростка в семье.
  2. Школьную дезадаптацию.

   В подростковом возрасте падает интерес  к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).

  1. Подростковый кризис.

   В 12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент – «подростковый  кризис». Это пик «переходного периода  от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». У подростков развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.

  1. Психическую травму.

   Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные  психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.). 

    1. Типы  и виды акцентуаций  характера

     Существуют  две классификации типов акцентуаций  характера. Первая предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.

Тип акцентуированной

личности, по К. Леонгарду 

Тип акцентуации  характера,

по А. Е. Личко 

Лабильный Лабильный циклоид 
Сверхподвижный 

Эмотивный

Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхпунктуальный Психастенический 
Ригидно-аффективный 

Неуправляемый

Эпилептоидный
Интравертный  Шизоидный
Боязливый Сенситивный
Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический 
Экстравертный Конформный 
Слабовольный  Неустойчивый
  Гипертимный

Циклоидный 

 

     Леонгард  выделил следующие типы акцентуаций:

1. Гипертимный  тип. Его характеризует чрезвычайная  контактность, словоохотливость, выраженность  жестов, мимики, пантомимики. Положительные  черты людей этого типа: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем есть и отрицательные черты: легкомыслие, повышенная раздражительность, склонность к аморальным поступкам.

2. Дистимный  тип. Его характеризует низкая  контактность, немногословность, доминирующее  пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости, пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный  тип. Ему свойственны довольно  частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими 
людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.

4. Возбудимый  тип. Данному типу присуще низкая  контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициаторами, стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе; обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.

6. Педантичный  тип.  Человек такого типа редко  вступает в конфликты, выступая  в них пассивной стороной. На  службе он ведет себя как  бюрократ, предъявляя окружающим  много формальных требований. Вместе  с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, а отталкивающие— формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный  тип. Этим людям свойственны  низкая контактность, робость, неуверенность  в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в них ищут поддержки и опоры. Располагают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

8. Эмотивный  тип. Эти люди предпочитают  общение в узком кругу избранных. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов