Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.
По данным отраженным в таблице 2 можем утверждать, что уровень школьной мотивации сформирован у 24%учащихся на высоком уровне (первичный срез 14,2%). Это говорит, что есть тенденция к росту уровня мотивации. Процент детей с низкой мотивацией уменьшился почти в 2 раза.
2.3. Анализ результатов исследования.
Сравнение результатов исследования позволили нам сделать следующие выводы: у младших школьников на данном этапе преобладают различные мотивы, но доминирующими являются внешние мотивы. В данном возрасте у многих детей отмечается достаточно хороший уровень мотивации. Проведенная целенаправленная работа по формированию и коррекции мотивов учения позволяет добиться положительные результатов. Следовательно, учитель, владея специальными методами и приемами организации учебной деятельности, может оказывать влияние на формирование положительных мотивов учения. В силу того, что познавательные мотивы являются одним из доминирующих, можно предложить следующие рекомендации по их формированию и коррекции.
1.
Чтобы учебная деятельность
2. Создание проблемных ситуаций и постановка познавательных вопросов;
3. Определение конкретных целей и задач по овладению знаниями, умениями и навыками.
4.
Большие возможности для
На
основе проведенного исследования мы
пришли к выводу о подтверждении
гипотезы о том, что если проводить
целенаправленную работу по формированию
положительных мотивов, то процесс
обучения будет эффективным.
Заключение
Подводя итоги проведенной работы, необходимо проанализировать её результаты. В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что если проводить целенаправленную работу по формированию положительных мотивов учения, то процесс обучения будет эффективным. Обозначив объект и предмет исследования, мы выдвинули частные задачи, в соответствии с которыми проводилась дальнейшая работа.
Изучив теоретический аспект проблемы, формирование учебной деятельности в психолого - педагогической литературе, отметим, что учебная деятельность имеет сложную структуру:
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладеть всеми её компонентами в равной степени.
Умение
выделять учебную задачу, то есть выделять
общий способ действия - важная составляющая
учебной деятельности. Выполнение учебной
задачи осуществляется с помощью
учебных действий, посредством которых
школьники воспроизводят и
Учебная деятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте. По мнению В.В. Давыдова, на этом этапе формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Формирование учебной деятельности основано как на прямом воздействии, так и на косвенном.
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний, деятельность ребенка конкретизируется во в многообразии мотивов. Одни из них связанные с самой учебной деятельности и процессом ее выполнения - познавательные мотивы, другие с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой - социальные мотивы. Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой мотивов, которые дополняют друг друга. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность младших школьников. Необходимым условием формирования положительной мотивации является интерес к учению. Важно изучить пути формирования устойчивой положительной мотивации учения младших школьников.
Содержание
учебного материала может оказать
мотивационное влияние в
Огромное значение, особенно в современном образовании, принадлежит проблемному обучению для того чтобы укрепить познавательные потребности необходимо обеспечить включение учащихся в процесс деятельности. Цукерман Г.А. считает, что методы проблемного обучения обеспечивают работу мысли по «открытию» знаний. Они не даются в готовом виде, а учащиеся выводят их сами.
В комплексе использование всех условии является достаточно эффективным средством формирования учебной деятельности. В ходе преддипломной практики нами был исследован один из компонентов учебной деятельности - мотивация.
Нами были получены следующие результаты:
В 1 классе выделены следующие мотивы.
Познавательные-39,6%
Внешние- 44,4%
Игровые- 10,8%
Доминирующими являются внешние мотивы, но познавательные мотивы сформированы на хорошем уровне.
В ходе работы сделали следующий вывод: если проводить целенаправленную работу по формированию положительных мотивов учения, то процесс обучения будет более эффективным.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А.Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника / Ш.А. Амоношвили.- М., 1986.
2. Амонашвили, Ш.А. Об оценке и отметке начальная школа / Ш.А. Амоношвили / Начальная школа плюс до и после. – 1999. - №9. – С.25-27.
3. Веселова, Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников / Начальная школа плюс до и после // - 2007. - №8. - С.63-69.
4. Воронцов, В.Б. Безотметочное обучение в начальной школе/ В.Б. Воронцов// Начальная школа – 2002.- №3.- С. 63- 69.
5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.
6. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. - 2000.-№ 7. С. 34-35.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.
8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера [и др.]; под ред. Д.Б. Эльконина - М. : Академия, 1990.
9. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина.- М. : Владос,2001.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2008.
11. Инстратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Инстратова.- Ростов- на- Дону. : Феникс. 2010.
12. Интернет. - http: // standart.edu.ru. 2011-04-11. 21.30.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.
14. Кутявина, Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе / Н.Н. Кутявина // Начальная школа плюс, до и после. – 2010. - №10.- С. 12-15.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975.
16. Лусканова, И.Г. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов / И.Г. Лусканова. - М. : Академия, 1999.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.
18. Мухина, B.C. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2002.
19. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М., 2006.
20. Мельникова, Е.Л. Проблемный диалог вчера, сегодня, завтра. //Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №6.- С.3- 8.
21. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков.- М. : Эгвес, 2005.
22. Поляков, А.М. Психология развития / А.М. Поляков. – М. :ТетраСистемс, 2006.
23. Психическое развитие младших школьников : Экспериментальное психологическое исследование / М.Э. Боцманов, В.В. Давыдов, А.З. Зак [и др.]; под редакцией В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990.
24. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн.- М., 1996.
25. Рогалевич, Н.Н. Краткий словарь по философии / Н.Н. Рогалевич. – М. : Харвест, 2007.
26. Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И. Савенков.- Ярославль. : Эгвес, 2002.
27. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2003.
28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М. : Просвещение, 1999.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 декабря 2009 года. № 337// Вестник образования.- 2010.№2
30.Фролова, Н.А. Приемы активного мотивированного овладение учащимися системой знаний и способами деятельности / Н.А. Фролова // Начальная школа.- 2006.- № 2.- С.23-24.
31. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003.- № 2.- С. 13-14.
32. Цукерман, Г.А. Формирование учебной мотивации младших школьников / Г.А. Цукерман // Начальная школа. - 2007.- №2.- С.20-23.
33. Цукерман, Г.А. Учебная деятельность младшего школьника / Г.А. Цукерман // Начальная школа плюс до и после.- 2001.- №1.- С. 23- 25.
34. Чутко, Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников / Н.Я. Чутко // Начальная школа. – 2007. - №8. – С. 85 – 87.
35. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика // Начальная школа. – 2007 - № 2. - С.18- 20.
36. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1984.
37. Яковлева, Н.Я. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников / Н.Я. Яковлева // Начальная школа.- 2007.- №2. - С. 22-23.