Учебная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 199.87 Кб (Скачать)

     По  данным отраженным в таблице 2 можем  утверждать, что уровень школьной мотивации сформирован у 24%учащихся на высоком уровне (первичный срез 14,2%). Это говорит, что есть тенденция  к росту уровня мотивации. Процент  детей с низкой мотивацией уменьшился почти в 2 раза.

2.3. Анализ результатов  исследования.

     Сравнение результатов исследования позволили  нам сделать следующие выводы: у младших школьников на данном этапе  преобладают различные мотивы, но доминирующими являются внешние  мотивы. В данном возрасте у многих детей отмечается достаточно хороший  уровень мотивации. Проведенная  целенаправленная работа по формированию и коррекции мотивов учения позволяет  добиться положительные результатов. Следовательно, учитель, владея специальными методами и приемами организации  учебной деятельности, может оказывать  влияние на формирование положительных  мотивов учения. В силу того, что  познавательные мотивы являются одним  из доминирующих, можно предложить следующие рекомендации по их формированию и коррекции.

     1. Чтобы учебная деятельность стимулировала  внимание школьников, она должна  отличаться содержательностью и  привлекательностью форм организации.

     2. Создание проблемных ситуаций  и постановка познавательных  вопросов;

     3. Определение конкретных целей  и задач по овладению знаниями, умениями и навыками.

     4. Большие возможности для формирования  познавательных мотивов, а значит  и учебной деятельности заключены  в воспитательных воздействиях  учителя, проявление с его стороны  чуткости и уважения.

     На  основе проведенного исследования мы пришли к выводу о подтверждении  гипотезы о том, что  если проводить  целенаправленную работу по формированию положительных мотивов, то процесс  обучения будет эффективным.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги проведенной работы, необходимо проанализировать её результаты. В  начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что если проводить целенаправленную работу по формированию положительных  мотивов учения, то процесс обучения будет эффективным. Обозначив объект и предмет исследования, мы выдвинули  частные задачи, в соответствии с  которыми проводилась дальнейшая работа.

     Изучив  теоретический аспект проблемы, формирование учебной деятельности в психолого - педагогической литературе, отметим, что учебная деятельность имеет  сложную структуру:

    • Мотивы учения;
    • Учебные задачи;
    • Учебные действия;
    • Контроль;
    • Оценка;

     Для полноценного формирования учебной  деятельности требуется овладеть всеми  её компонентами в равной степени.

     Умение  выделять учебную задачу, то есть выделять общий способ действия - важная составляющая учебной деятельности. Выполнение учебной  задачи осуществляется с помощью  учебных действий, посредством которых  школьники воспроизводят и усваивают  образцы общих способов действий. А осуществление активных действий с изучаемым материалом ставит ребенка  в новую позицию, дает возможность  оценивать его с точки зрения выработанных норм. Значимость роли самоконтроля в учебной деятельности заключается  в том, что он раскрывает переход  внешнего во внутреннее, то есть формирование самоконтроля идет от контроля за действиями других к контролю за своими действиями.

     Учебная деятельность начинает формироваться  в младшем школьном возрасте. По мнению В.В. Давыдова, на этом этапе  формируются основные компоненты структуры  учебной деятельности. Формирование учебной деятельности основано как  на прямом воздействии, так и на косвенном.

     В процессе формирования у младших  школьников потребности в усвоении теоретических знаний, деятельность ребенка конкретизируется во в многообразии мотивов. Одни из них связанные с  самой учебной деятельности и  процессом ее выполнения - познавательные мотивы, другие  с более широкими взаимоотношениями ребенка с  окружающей средой - социальные мотивы. Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а  целой системой мотивов, которые  дополняют друг друга. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную  деятельность младших школьников. Необходимым  условием формирования положительной  мотивации является интерес к  учению. Важно изучить пути формирования устойчивой положительной мотивации  учения младших школьников.

     Содержание  учебного материала может оказать  мотивационное влияние в случае, когда его информационное содержание соответствует потребностям личности. Учебный материал должен опираться  на личный опыт учащихся, но в то же время нести новую информацию. Содержание учебного материала усваивается  в процессе учебной деятельности. Для того чтобы у учащихся выработать правильное отношение к ней, необходимо саму учебную деятельность организовать особым образом.

     Огромное  значение, особенно в современном  образовании, принадлежит проблемному  обучению для того чтобы укрепить познавательные потребности необходимо обеспечить включение учащихся в  процесс деятельности. Цукерман Г.А. считает, что методы проблемного  обучения обеспечивают работу мысли  по «открытию» знаний. Они не даются в готовом виде, а учащиеся выводят  их сами.

     В комплексе использование всех условии  является достаточно эффективным средством  формирования учебной деятельности. В ходе преддипломной практики нами был исследован один из компонентов  учебной деятельности - мотивация.

     Нами  были получены следующие результаты:

     В 1 классе выделены следующие мотивы.

     Познавательные-39,6%

     Внешние- 44,4%

     Игровые- 10,8%

     Доминирующими являются внешние мотивы, но познавательные мотивы сформированы на хорошем уровне.

     В ходе работы сделали следующий вывод: если проводить целенаправленную работу по формированию положительных мотивов  учения, то процесс обучения будет  более эффективным.

Список  литературы

     1. Амонашвили, Ш.А.Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника / Ш.А. Амоношвили.- М., 1986.

     2. Амонашвили, Ш.А. Об оценке и отметке начальная школа / Ш.А.     Амоношвили /  Начальная школа плюс до и после. – 1999. - №9. – С.25-27.

     3. Веселова, Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников / Начальная школа плюс до и после // - 2007. - №8. - С.63-69.

     4.  Воронцов, В.Б. Безотметочное обучение в начальной школе/ В.Б.  Воронцов//  Начальная школа – 2002.- №3.- С. 63- 69.

     5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.

     6. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. - 2000.-№ 7. С. 34-35.

     7.  Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

     8.  Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера [и др.]; под ред. Д.Б. Эльконина - М. : Академия, 1990.

     9.  Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина.- М. : Владос,2001.

     10.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2008.

     11.  Инстратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Инстратова.- Ростов- на- Дону. : Феникс. 2010.

     12.  Интернет. - http: // standart.edu.ru. 2011-04-11.  21.30.

     13.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

     14. Кутявина, Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе / Н.Н. Кутявина // Начальная школа плюс, до и после. – 2010. - №10.- С. 12-15.

     15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975.

     16. Лусканова, И.Г. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов / И.Г. Лусканова. - М. : Академия, 1999.

     17.   Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.

     18.   Мухина, B.C. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2002.

     19.   Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.,  2006.

     20.   Мельникова, Е.Л. Проблемный диалог вчера, сегодня, завтра. //Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2005. -  №6.- С.3- 8.

     21.   Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков.-  М. : Эгвес, 2005.

     22. Поляков, А.М. Психология развития / А.М. Поляков. – М. :ТетраСистемс, 2006.

     23.   Психическое развитие младших школьников : Экспериментальное психологическое исследование / М.Э. Боцманов, В.В. Давыдов, А.З. Зак [и др.];  под редакцией В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990.

     24.   Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн.-  М., 1996.

     25.   Рогалевич, Н.Н. Краткий словарь по философии / Н.Н. Рогалевич. – М. : Харвест, 2007.

       26.  Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И. Савенков.- Ярославль. : Эгвес, 2002.

     27.   Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев,  Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2003.

     28.   Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина.  - М. : Просвещение, 1999.

     29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 декабря 2009 года. № 337// Вестник образования.- 2010.№2

     30.Фролова, Н.А. Приемы активного мотивированного овладение учащимися системой знаний и способами деятельности / Н.А. Фролова // Начальная школа.- 2006.- № 2.- С.23-24.

     31. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003.- № 2.- С. 13-14.

     32.  Цукерман, Г.А. Формирование учебной мотивации младших школьников / Г.А. Цукерман // Начальная школа. - 2007.- №2.- С.20-23.

     33.  Цукерман, Г.А. Учебная деятельность младшего школьника / Г.А. Цукерман // Начальная школа плюс до и после.- 2001.- №1.- С. 23- 25.

     34. Чутко, Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников / Н.Я. Чутко // Начальная школа. – 2007. - №8. – С. 85 – 87.

     35. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика // Начальная школа. – 2007 - № 2. - С.18- 20.

     36. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1984.

     37.  Яковлева, Н.Я. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников / Н.Я. Яковлева // Начальная школа.-  2007.- №2. - С. 22-23.

Информация о работе Учебная деятельность