Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.
Э.Б.Эльконин считает, что формировать учебную деятельность - это обучать ребенка осваивать взрослые сферы деятельности, в том числе контроль и оценку собственных действий. По его мнению, начинать формировать учебную деятельность у младших школьников рациональнее всего с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя. Чтобы дети научились контролю, необходимо учебное действие представить развернуто и полно.[36] Контроль и самооценка учащимися своей деятельности является важным компонентом полноценного формирования учебной деятельности. Контроль и оценка должны быть направлены на процесс формирования знаний учащихся для использования их в реальной жизни. Контроль и оценка деятельности учащихся должны рассматриваться в динамике относительно предыдущих достижений.
Таким образом, в начальных
классах формирование действий
контроля и оценки составляют
основную задачу. Если эти действия
будут освоены на начальном
этапе обучения. То дальнейшее
формирование учебной
1.3. Особенности учебной деятельности младших школьников
В
младшем школьном возрасте как констатирует
В.В. Давыдов, особую роль выполняет
учебная деятельность, происходит от
«ситуативного» познания мира к его
научному изучению, начинается процесс
не только расширения, но и систематизация
и углубления знаний. Учебная деятельность
в этом возрасте создает условия
для овладения учащимися
Особенности
учебной деятельности детей определяются
их возрастными и психологическими
особенностями. В младшем школьном
возрасте в организме ребенка
происходят существенные изменения. Изменяется
качественное и структурное изменение
головного мозга, мышление развивается
от эмоционально-образного к
Возникает проблема индивидуальных различий каждого ребенка. А.М. Поляков обращает внимание на тот факт, что в условиях обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а становятся более выраженными.[22] А.К. Маркова выделяет исходя из индивидуальных особенностей ребенка разные уровни индивидуальных особенностей учебной деятельности:
Первый уровень - преимущественно использование школьником тех или иных средств и способов учебной деятельности.
Второй уровень определяется особенностями учебной деятельности; Третий уровень сформированности индивидуальных особенностей учебной деятельности может быть обозначен как становление ученика как субъекта деятельности. [17]
Процесс учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности (физической, математической, биологической и т.п.), а процесс усвоения данного действия в учении.
Как считает С.Л. Рубинштейн, каждая деятельность включает в себя предмет преобразования, продукт преобразования (являющийся предметом потребности субъекта деятельности), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые называются исполнительными действиями (операциями) или исполнительной частью действия, по C.Л. Рубинштейну. [24] Неотъемлемым компонентом каждой деятельности является отражение предмета, продукта, средств и исполнительных актов деятельности, их состава и последовательности, выступающее в виде программы или плана деятельности. Соответственно в деятельности имеются акты, создающие вновь или повторно данное отражение. Указанные акты называются C.Л. Рубинштейном - планирующими действиями или познавательной частью действия.
Кроме исполнительных и ориентировочных актов, в деятельности выделяются также акты слежения и контроля за выполнением действий преобразования, которые П.Я. Гальпериным называются контрольными операциями и контрольной частью действия, a C.Л. Рубинштейном - исполнительной регуляцией. Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, то есть того, на что направлена деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это является ее предметом, ее содержанием.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность нетождественна усвоению - оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем о развития, в которую усвоение включено. В тоже время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности. [36]
Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.
Во-первых,
это лежащие в основе познавательной
исследовательской функций
Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в формах которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
В-третьих, фоновые знания, посредством включение в которых структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
О
соединении всех этих средств полнее
всего сказано в общей теории
учения C.Л. Рубинштейна, согласно которой,
«решение или попытка разрешить проблему
предполагает обычно привлечение тех
или иных положений из уже имеющихся знаний
в качестве методов или средств ее разрешения».
Соответственно в процессе школьного
обучения, и особенно в младшем школьно
возрасте, включение в учебную деятельность
предполагает одновременную работу над
ее средствами. [36] Способы учебной деятельности
могут быть многообразными, включающим
репродуктивные, проблемно-творческие,
исследовательско-
Н.Ф. Талызина отмечает, что способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким образом получать знания. Наиболее полное и развитое описание способа представлен теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.[28]
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи и разных областях науки и практики. Продуктом является также внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, е частности успешность его профессиональной деятельности, общения. [28]
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности - это изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости oт результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением. [36]
Такие исследователи как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, считают, что при обучении огромную роль играет характер учебной деятельности. Учебная деятельность по их мнению должна отвечать следующим требованиям:
- объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
-
процесс должен протекать так,
чтобы перед учащимися
-
результатом усвоения должно
быть формирование учебной
Таким образом, учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту особенность специально подчеркивал Д.Б. Эльконин.
Становление
полноценной учебной
Глава II. Изучение формирования учебной мотивации как одного из компонентов структуры учебной деятельности
2.1 Организация исследования
В целях подтверждении гипотезы, которая заключается в том что, если проводить целенаправленную положительную работу по формировании положительных мотивов учения, то процесс обучения будет более эффективным. Нами в ходе государственной преддипломной практике в период с 26 января по 23 февраля было проведено исследование в 1 «В» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Курска. Учитель Макарова Нина Ивановна. В исследовании принимали участие 28 человек.
Цель исследования - провести анализ мотивов учебной деятельности у учащихся начальной школы и проследить динамику их развития, изменения в процессе учебной деятельности в период государственной преддипломной практики.
Задачами практической части исследования являются:
В ходе практического исследования были использованы следующие методы:
2.2. Проведение исследования.
Констатирующий эксперимент.
На
этапе констатирующего
Методика Лускановой И.Г. включает анализ детских рисунков на тему: «Что мне нравится в школе» (Приложение 1)
Проводимая методика позволила определить ведущий тип мотивов в процессе обучения школьников. Детям предлагалось сделать рисунки на тему: « Что мне нравится в школе». Результаты представлены наглядно в таблице 1. Таблица 1
Результаты исследования школьной мотивации.
Виды мотивов | Баллы | Процент от общего числа |
Познавательные | 30 | 31,4% |
Внешние | 20 | 46,4% |
Игровые | 10 | 15,8% |
Отсутствие мотивов | 0 | 6,4% |