Учебная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 199.87 Кб (Скачать)
 

В виде диаграммы  это выглядит так:

Ведущий тип мотивов учения 
 
 
 
 
 

По результатам  исследования можно сделать вывод.

     Как видно из таблицы 1, у 31,4% учащихся были выявлены познавательные мотивы. Они положительно относятся к школе, любят выполнять разнообразные задания, охотно выполняют поручения учителя, учебный материал усваивают легко, проявляют интерес к новому материалу;

     - для детей с внешней мотивацией  (46,4%) самое главное чтобы окружающие видели в них учеников, любят хвататься перед младшими тем, что они уже ходят в школу. На уроках очень часто поднимают руку, но ответа могут и не знать. На своих рисунках они отразили ситуации не учебного характера. Для детей с игровой мотивацией(15,8%) характерно положительное отношение к школе, но  наиболее интересными являются перемены и уроки физической культуры. На уроках они долго не могут сидеть спокойно и ждут звонка;

     В целях изучения уровня мотивации  учащихся, использована методика Лускановой И.Г. Она представляет собой анкету, состоящую из 10 вопросов. ( Приложение 2)

     Цель данной методики направлена на выявление отношения детей к школе, к учебной деятельности.

     Результаты  тестирования по данной методике таковы:

     Мотивация учения младших школьников

       
 
 
 
 
 
 

     Из  диаграммы видно, что 14,2% от общего числа учащихся имеют высокий уровень мотивации. Это означает, что учащиеся положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимаются адекватно, полно овладевают программой; прилежны, внимательно слушают указания учителя;

     43,4% имеют средний уровень мотивации, для которого характерны следующие особенности: ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе, самостоятельно решает типовые задачи, внимателен при выполнении заданий, поручений, но требует дополнительного контроля;

     39,2% имеют внешнюю мотивацию.

     3,2% с низкой мотивацией учения. Ребенок отрицательно относится к школе, жалуется на здоровье, преобладает плохое настроение, часто нарушают дисциплину, к урокам готовятся не регулярно, нуждаются в контроле со стороны учителя.

     Для выявления уровня  мотивации учения младших школьников была использована методика «Закончи рассказ» М.В. Матюхиной.         (Приложение  7)

     Проводимая  методика позволила определить уровень  школьной мотивации. Учащиеся должны были продолжить рассказ. Проанализировав  результаты исследования, мы пришли к  выводу, что 54% учащихся имеют положительное  отношение к школе, сюда вошли  те учащиеся, которым в школе интересно  общаться со сверстниками, с учителями, хотя познавательные интересы у них  развиты слабо.

     У 25% учащихся хорошая школьная мотивация. Они успешно справляются с  учебной деятельностью.

     У 21% учащихся наблюдается высокий  уровень мотивации, познавательной активности. Эта группа учащихся отличается высоким уровнем познавательных мотивов, обладает стремлением успешно  выполнять все требования и указания учителя.

     Изобразим полученные данные на диаграмме:

Уровень школьной мотивации

     

     Таким образом, в начале государственной  преддипломной практики были сделаны  следующие выводы:

    1. Первое место занимает средний уровень мотивации. Это достаточно хороший уровень школьной мотивации.
    2. Второе место занимает мотивация содержанием и процессом учения. Мотивация содержанием учения проявляется в том, что учащихся привлекает овладение конкретными умениями.
    3. В то же время низкий уровень мотивации составляет 3,2%.

Высокий уровень мотивации преобладает  у 14,2%. Что говорит о том, что  есть потенциал для дальнейшего  формирования положительной мотивации  учащихся.

Формирующий эксперимент.

     Любой учитель хотел бы видеть своих учеников творчески мыслящими, ищущими, стремящимися к новым знаниям. В современной школе ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью – школа призвана всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся и воспитывать взрослеющую личность. А это значит, что кардинальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний. На уроке все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а

не  получать их в готовом виде.

     Поэтому на этапе формирующего эксперимента, цель которого учить усвоению приемов, способствующие формированию познавательной мотивации, нами были использованы различные формы организации учебного процесса; игры с целью повышения интереса к учению, упражнения; задания с необычной формулировкой задания. Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися. В этом и состоит суть проблемно-диалогического обучения, которое в настоящее время является наиболее актуальным.

     Для формирования положительной мотивации  мы использовали на уроках элементы проблемно-диалогического обучения. В качестве примера приведем фрагмент одного из уроков обучения грамоте  в 1 классе.    Фрагмент урока по теме «Звук [ц], и буквы их обозначающие» (Приложение3)

     На  этапе знакомства с новым звуком нами на уроке мы использовали подводящий диалог. Цель данного диалога подвести учащихся к усвоению нового материала.  Это способствовало настроить учащихся на урок, заинтересовать и формировать  положительное отношение к обучению.

- Но циркуль пришел к нам не один – он привел с собой друзей.

(цыпленок, цапля, цепочка и т.д.) Как вы  думаете, почему эти предметы  дружат? Что их объединяет?

Сначала дети удивляются: что общего у таких  разных предметов? Затем начинают соображать: что же у этих предметов все-таки, похоже? И наконец, находят: не у предметов, а у слов, обозначающих названия данных предметов, есть сходство. Это  начальный звук [ц].

- А теперь определите тему и цели нашего урока….

Побуждение  к осознанию противоречия методом  диалога.

- Ребята, прочитайте про себя слоги на с. 138 учебника.

- А теперь прочитайте слоги  вслух и найдите такие, в  которых звук [ц] произносится  не так, как пишется.(цы, ци, це)

- Спишите из учебника все слоги в тетрадь, а орфограммы запишите зеленой ручкой. А сейчас я вам предложу слова с этими орфограммами.

ц..рк, ц..фра, пальц.., бойц.., ц..линдр, ц..трус

- Постарайтесь определить, какую букву надо вставить: ы или и.

Ребята  не могут выполнить предложенное учителем задание. Создается ситуация противоречия: с одной стороны, надо выполнить задание, а с другой – детям недостает для этого

знаний. Учитель приходит им на помощь, побуждая к действию.

-Как же нам быть? (Надо посмотреть в словаре и выучить эти слова наизусть)…

     На  протяжении всего урока учащиеся активно работали, были заинтересованы. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания,  решая проблемную ситуацию. Суть поиска решения учебной проблемы очень проста: с помощью диалога учитель помогает ученикам самим «открыть» новые знания, побуждать учащихся в процессе деятельности на уроке найти верный путь к решению учебной задачи. Эти знания прочнее усваиваются, чем знания, сообщенные в готовом виде.

     Для формирования учебной мотивации  нами на уроках были использованы игровые  ситуации и другие элементы занимательности. Одним из наиболее действенных приемов  формирования учебной мотивации  является дидактическая игра. При  включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к  учебной деятельности резко возрастает, повышается работоспособность. Так  при закреплении и  проверки знаний на уроке мы использовали игру «Иду в гости» (Приложение 4). В игре участвовал весь класс. У детей фишки: красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Данную игру можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой. Игра занимает на уроке немного времени, но даёт представления о том, как усвоен материал учащимися.

     Сочинение сказок. На уроке чтения в 1 классе при изучении темы «Буквы Щ,щ, и звуки их обозначающие»(Приложение 5). Детям была поставлена цель: сочинить сказку «По-щучьему веленью, Емеля на уроке чтения». Дети на данном уроке активно включились  в составление сказки. Урок прошел динамично и интересно.

     На  уроках для формирования положительной  мотивации мы использовали информационно-коммуникационные технологии. На данном уроке мы использовали презентацию при объяснении темы  «Переместительный закон сложения» (Приложение 6). Урок вызвал у учащихся положительные эмоции и повысил интерес к предмету. Благодаря использованной на уроке презентации изученный материал был хорошо усвоен детьми. Так как мышление ребенка этого возраста опирается на конкретные и наглядные образы.

     Развивать и сохранять учебную мотивацию  у младших школьников можно, используя  для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную  наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поэтому мы вызывали интерес к предмету через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

     “Найди  лишнее число в каждом ряду”,

     “Зачеркни его”,

     “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

     “Подставив  вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

     “Запиши его”.

     Ограниченным  сроком государственной преддипломной  практики нельзя обойтись для проведения долговременной целенаправленной работы по формированию и коррекции мотивов учения младших школьников. Не смотря на это, следствием оказания целенаправленного воздействия на учащихся с целью формирования определенной мотивации явилось изменение результатов исследования в лучшую сторону.

Итоговый  эксперимент.

     В ходе контрольного эксперимента проведенного с помощью тех же диагностических  методик нами были получены следующие  результаты, которые можно представить  в виде диаграммы.

 

     Из  диаграммы видно, что благодаря  целенаправленной работе по формированию положительных мотивов учения, познавательные мотивы проявляются уже у  39,6% (первичный срез составил 31,4%). Уменьшились  игровые мотивы, первичный срез показал 15,8%, после вторичного среза результаты стали следующие-10,8%. Процент детей  с отсутствием мотивов стал меньше. Первичный срез показал 6,4%, но после  коррекционной работе. Это говорит  о том, что начинают формироваться  потребности в учении и общении  со сверстниками.

     Также в конце государственной преддипломной  практики проводилось аналогичное  вторичное анкетирование, направленное на выявление уровня мотивации.

     Результат исследования отражает таблица:   Таблица 2

Виды  мотивов. Показания в процентах.
Первичный срез Вторичный срез
1 Негативное  отношение 0% 0%
2 Низкий уровень 3,2% 2,0%
3 Внешние мотивы 39,2% 29,4%
4 Средний уровень 43,4% 44,4%
5 Высокий уровень 14,2% 24,6%

Информация о работе Учебная деятельность