Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:05, реферат
Понятие деятельности было заимствовано психологами непосредственно у Маркса, который, в свою очередь, заимствовал его у немецкой философии. Категория деятельности, введенная немецкими философами конца 18 – начала 19 вв. и получившая наиболее полное представление в философской системе Гегеля, по-видимому, была одним из крупнейших достижений философской и вообще гуманитарной мысли. Дело в том, что до этого понятия преобладало представление о человеке, как о существе, всецело зависящем от окружающего мира или от творца, т.е. господствовали представления о предопределенности человеческого пути, судьбы, жизни.
I. Введение
II. Учебная деятельность – специфический вид деятельности
Содержание учебной деятельности
Структура учебной деятельности
Теории соотношения развития и обучения.
III. Заключение
Департамент образования, науки и культуры Белгородской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Старооскольский
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ.
Подготовил:
Студентка 32-У группы
Коновалова Анастасия
Проверил:
Преподаватель психологии
Баскакова И.В.
2013 г.
Содержание.
I. Введение
II. Учебная деятельность – специфический вид деятельности
III. Заключение
I. Введение.
Термин "учебная деятельность" относительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им пользовались достаточно активно. Можно сослаться на одну из блестящих работ Алексея Леонтьева "К вопросу о сознательности учения", написанную в 1944 г.; фундаментальный труд выдающегося психолога Сергея Рубинштейна "Основы общей психологии". Тем не менее, систематическое изучение учебной деятельности было предпринято только в 60-е годы. И, более того, первые попытки как-то фундаментально исследовать, проанализировать этот вид деятельности человека встретили довольно скептическое отношение. Оно было обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от труда, игры, учебная деятельность представлялась искусственной конструкцией.
Слишком уж многообразны, не сводимы друг к другу формы учения, его виды для того, чтобы можно было говорить об учении как особом виде человеческой деятельности. Этот скептицизм сохранился и до настоящего времени. В работах целого ряда достаточно крупных специалистов можно встретить нигилистическое отношение к проблеме учебной деятельности и к попыткам ее систематически исследовать.
Однако проблема эта,
несомненно, представляет огромный интерес
и в научно-теоретическом
Теория учебной деятельности возникла на базе нескольких общепсихологических теорий. Одной из них была теория ведущей деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым. Он указывал, что «жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для Дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».
Понятие деятельности было заимствовано психологами непосредственно у Маркса, который, в свою очередь, заимствовал его у немецкой философии. Категория деятельности, введенная немецкими философами конца 18 – начала 19 вв. и получившая наиболее полное представление в философской системе Гегеля, по-видимому, была одним из крупнейших достижений философской и вообще гуманитарной мысли. Дело в том, что до этого понятия преобладало представление о человеке, как о существе, всецело зависящем от окружающего мира или от творца, т.е. господствовали представления о предопределенности человеческого пути, судьбы, жизни. Трактовалась ли эта предопределенность религиозным или материалистическим образом, человек представлялся как индивид, всецело зависящий от обстоятельств, от условий.
В педагогике это нашло отражение в знаменитом положении о том, что душа ребенка — это "чистая доска" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письма и то, что напишет, то и будет. Конечно, при таком представлении о человеке, его развитии, собственная роль и ответственность за свою судьбу сводилась к минимуму. И заслуга немецкой идеалистической философии в том, что она была гуманной философией. Ее ярчайшие представители — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель старались понять человека не как пассивную сторону мира, а как активное существо, которое творит свою жизнь, творит мир и поэтому отвечает за себя и окружающий мир.
Идею деятельности человека (деятельности как основания, фундамента всей его жизни) и воспринял Маркс. Стремление понять человека, его возможности и источники развития, безусловно, следует считать прогрессивными. Одна из наиболее ценных и важных идей в марксизме — это идея деятельности, как основания всей человеческой жизни (и общечеловеческой, и каждого индивида в отдельности). В такой философии человек не раб обстоятельств, а творец своей жизни.
Из марксизма эта категория деятельности была заимствована нашими психологами в самом начале 20-х, когда возникла необходимость как-то осмыслить кризисное состояние психологической науки. Целый ряд видных психологов обратился тогда к марксизму. К идее деятельности вплотную подошел крупнейший психолог 20-30-х гг. Лев Выготский, хотя им непосредственно эта идея не разрабатывалась.
В начале 30-х и 40-50-ые гг., опираясь на работы Выготского, деятельностный подход развивал Алексей Леонтьев со своей группой, в которую входили Даниил Эльконин, позже — Василий Давыдов, Петр Гальперин, Александр Запорожец. С другой стороны, независимо от линии Выготского — Леонтьева, идею деятельности в психологии развивал Сергей Рубинштейн. И в том, и в другом случае исследования оказались чрезвычайно плодотворными и позволили решить целый ряд крупных проблем.
Например, Д. Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как деятельность, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Д. Б. Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Следовательно, учебная деятельность в таком понимании отличается от любой другой деятельности ученика в учебном процессе (игровой, трудовой и т. д.) тем, что она не только объективно направлена на формирование личности школьника, как и все другие виды деятельности в этом процессе, но и субъективно направлена (целенаправлена) на это. Если мотивами других видов деятельности школьника в учебном процессе могут быть мотивы оценки, благополучия, соревнования и др., то мотивом учебной деятельности в смысле Д. Б. Эльконина может быть только учебно-познавательный мотив, направленный на «овладение обращенными способами действий в сфере научных понятий».
В такой учебной деятельности
ученик сознательно ставит перед
собой те ж е цели, которые стоят
в настоящее время перед
Высказанную Д. Б. Элькониным гипотезу необходимо было доказать. И вот в конце 50-х годов началось длительное, сложное, многоплановое экспериментальное исследование по формированию у учащихся данной учебной деятельности в условиях экспериментальной школы, которое велось под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В результате более чем двадцатилетней исследовательской работы была достаточно убедительно обоснована указанная гипотеза и были установлены основные особенности целенаправленной учебной деятельности и процесса ее формирования.
II. Учебная деятельность – специфический вид деятельности.
1. Содержание учебной деятельности.
Обычно мы судим о деятельности по внешним проявлениям — по составу тех действий, операций, которые человек выполняет. Но это чисто внешние характеристики и весьма ненадежные. Внешнее проявление всех этих разных деятельностей одно и то же: человек читает букварь. А деятельности разные. Так чем же они отличаются друг от друга? Вероятно, не тем, что человек делает (т.е. с каким предметом и какие операции он производит), а прежде всего целью, задачей, которую он решает. Задачи — это то, что отличает одну деятельность от другой. У каждой деятельности есть свои специфические для нее задачи.
Д.Б. Эльконин в 60-м году, характеризуя учебную деятельность, отмечал, что особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью и результатом является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъекта деятельности. В этом принципиальное отличие учебной деятельности от любой другой.
Любая другая деятельность направлена на получение внешних результатов. Как, например, исследовательская, в которой важно получить новое открытие (если оно не новое, деятельность лишается всякого смысла). То же — в игровой деятельности. Ребенок играет не для того, чтобы стать умнее. Его задача заключается во внешней цели: как можно точнее воспроизвести некую систему человеческих отношений.
В учении цель совершенно иная. В данном случае и цель, и результат заключены не во внешнем продукте, а в изменении самого себя как субъекта деятельности. Иными словами, учебную деятельность надо понимать как деятельность по самоизменению субъекта.
Исходя из этого положения,
можно представить всю
В связи с этим развивающее обучение есть развитие субъекта. По единственному критерию — является ли ребенок в процессе обучения субъектом, можно судить о виде обучения. Если да — это развивающее обучение, если он является обучаемым объектом — это не развивающее обучение. Развивающее обучение имеет место, когда партнером учителя является не ученик, а учащийся.Это "ся" в своей первозданной функции — учащий себя. Не учитель учит ученика, а ученик — сам себя. А миссия учителя заключается только в одном — помочь ему учить себя.
В учебной деятельности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанный и целенаправленный характер. учебная деятельность в этом смысле — очень существенный момент становления человека и как личности.
2. Структура учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следу-
ющих элементов (по Б.А. Сосновскому):
● учебные ситуации и
задачи - как наличие мотива, проблемы,
её принятия учащимися;
● учебные действия, направленные
на решение соответствующих задач;
● контроль - как соотношение
действия и его результата с заданными
образцами;
● оценка - как фиксация
качества (но не количества) результата
обучения,
как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов
структуры этой деятельности присущи
свои особенности. В то же время, являясь
по природе интеллектуальной деятельностью,
учебная деятельность характеризуется
тем же строением, что и любой другой интеллектуальный
акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла,
программы), исполнением (реализацией)
и контролем.
Учебная
задача выступает как определенное учебное
задание, имеющее четкую цель, но для того
чтобы осуществить эту цель, надо учесть
условия, в которых действие должно осуществиться.
По А.Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная
в определенных условиях. По мере выполнения
учебных задач происходит изменение самого
ученика. Учебная деятельность может быть
представлена как система учебных задач,
которые даются в определенных учебных
ситуациях и предполагают определенные
учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная
система информации о каком-то объекте,
процессе, в котором четко определена
лишь часть сведений, а остальная неизвестна,
которую и требуется найти, используя
имеющиеся знания и алгоритмы решения
в сочетании с самостоятельными догадками
и поисками.