Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, дипломная работа
Цель исследования: разработка методического обеспечения для тестового контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого - педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике;
2) раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся
3) раскрыть теоретические и методические особенности изучения темы: «Информационные процессы».
4) разработать систему тестовых заданий.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование использования тестирования как метода контроля на уроках информатики………………………………………….6
1.1. Содержание понятия «контроль» как педагогического явления……6
1.2. Характеристика тестирования как метода контроля в педагогике...14
1.3. Классификация тестов………………………………………………….23
Глава II. Организация работы по использованию тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»…………………………………………………………………….35
2.1. Теоретические основы изучения темы: «Информационные процессы»
…………………………………………………………………………………35
22. Методические особенности изучения темы «Информационные процессы» на уроках информатики………………………………………..43
2.3. Использование тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы…………………………50
Заключение…………………………………………………………………
В 1927 году вышла книга С. М. Василевского «Введение в теорию и технику психологического, психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.
По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика «Так мне кажется» заменить словами «Я это знаю» или «Я это не знаю».
В педагогической диагностике тестовые работы в последнее время занимают важное место. Это связано со следующими причинами:
Но можно отметить и недостатки использования на уроках тестового контроля. Это отсутствие информации о ходе размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов без решения поставленной задачи. Также при применении тестов не учитывается скорость мышления обучающихся, легко можно подобрать правильный ответ или даже его просто угадать.
Любой тест состоит из тестовых заданий. Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, связи между ними. Таким образом, обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование.
При составлении тестов необходимо пользоваться следующим алгоритмом:
1) обозначить тему тестирования;
2) определить цель тестирования
и содержание проверяемого
3) выбрать форму тестовых заданий;
4) разработать различные варианты заданий;
5) апробировать тестовые задания;
6) проанализировать результаты апробации;
7) предусмотреть наличие инструкции (что и как должен сделать тестируемый);
8) продумать дизайн теста
и шрифтовое оформление. Шрифт
должен быть крупным, ярким,
легко читаемым. В тестах закрытого
типа шрифт задания должен
быть крупнее, чем шрифт
9) определить необходимое время для ответа на тест:
10) определить эталон (ключ);
11) продумать систему оценивания.
К составлению тестовых заданий предъявляются определенные требования.
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.
Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
Варианты ответов на каждое
задание должны подбираться таким
образом, чтобы исключались возможности
простой догадки или
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да – нет», «верно – неверно».
Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
Таким образом, тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Включение их в учебный процесс способствует повышению качества знаний учащихся. Однако не стоит абсолютизировать тесты, поскольку нельзя сказать, что метод тестирования лишен недостатков. Главный вывод – оптимальный вариант их использования в сочетании с традиционными методами оценки знаний и умений учащихся.
Анализ литературы показал, что существует различные подходы к классификации тестов.
Л. Алексеева в статье «Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков» дает следующую классификацию тестов:
Тесты первого уровня усвоения подразделяют на:
- тесты опознания,
- различения,
- соотнесения,
- тесты-задачи с выборочными ответами.
В тесте опознания учащемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т. п. Одна из альтернатив и является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся
Тесты различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собой соответственно один или несколько правильных ответов.
Тесты соотнесения предлагают найти общности или различия в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании. Оформленные таким образом тесты называют выборочными.
Тесты-задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать, какой ответ из представленных он получил.
Проверку усвоения на втором уровне можно проводить с помощью следующих тестов:
- воспроизведение информации,
- решения типовых задач.
Выполняя тест по
воспроизведению информации, учащийся
должен вспомнить необходимые
для ответа сведения и
Эталон представляет собой
образец полного и
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты – подстановки и конструктивные тесты.
Тесты-подстановки могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
В эталоне показывают и обозначают арабской цифрой в нарастающем порядке каждую существенную операцию и указывают их общее количество. Эталоном словесного теста-подстановки служит текст «пропусков».
Существенными операциями в этом случае считают отдельное слово или группу слов, составляющих понятие только при их совместном прочтении.
Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу (уравнение), доказать теорему, выполнить чертеж или график.
Эталоны конструктивных тестов должны представлять собой образец правильно и последовательно выполненного задания. В эталоне подчеркивают и обозначают арабскими цифрами в нарастающем порядке существенные операции.
Почти на каждый учебный элемент можно составить и тест-подстановку, и конструктивный тест. Тест-подстановка показывает количество операций, количество букв в названиях (терминах), которые необходимо вспомнить. Поэтому тест - подстановку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в тех случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащемуся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
Конструктивный тест представляет учащемуся большую свободу составления ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее заставить учащегося давать ответ так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались наиболее близкими эталону. Необходимо оговаривать порядок выполнения операций.
Проверяющие усвоение тесты третьего уровня требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Из этого следует: уровень усвоения, на который рассчитан тест, зависит не от его формы и содержания, а от того, как проходило обучение по соответствующим учебным элементам. Тест любого уровня усвоения содержит задание и эталон. Эталон – это образец правильного и последовательного выполнения задания. Тесты оформляют в виде карточек, содержащих только один тест или билетов, в которые включено несколько тестов (обычно пять). В билете, выдаваемом учащемуся, в одной графе помещают задания (вопросы), в другой – ответы для выбора, в третьей – относящиеся к каждому ответу числовые или буквенные обозначения (кодовые числа или буквы).
Учащиеся, рассмотрев задания и ответы, выбирает из них те, которые представляются ему правильными. Ему не приходится выписывать выбранные ответы. Достаточно сообщить учителю кодовые числа (буквы) правильных ответов.
Учителю легко установить, правильно ли выполнено задание, достаточно лишь проверить, соответствует ли указанное учащимися число заранее закрепленному за правильным ответом кодовому числу.
В. П. Беспалько, классифицируя тесты, уделяет серьёзное внимание дифференцированному подходу в обучении. Он говорит, что в тесте, предназначенном для всего класса учитель может подобрать задание разной степени трудности, соответствующие разным уровням усвоения учебного материала:
1) узнавания, различения;
2) запоминания;
3) понимания;
4) элементарных умений и навыков:
5) переноса, т.е. разной
степени обученности. Эти
В. П. Беспалько выделяет 4 последовательных уровня усвоения учебного материала, отображающих развитие опыта учащихся по какому-либо предмету в процессе обучения: )
Уровень – узнавание объекта, свойств, процессов в данной области действительности при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или выполнение действий с ними. То есть это действия с внешней подсказкой.
Уровень – репродуктивное действие. Алгоритмическая деятельность по памяти.
Уровень – продуктивное действие. Эвристический уровень.
Уровень – продуктивное
действие. Исследовательская
Уровень усвоения, на который рассчитан тест, все - таки зависит не от его формы, а от содержания задания и от того, как проходило обучение по соответствующим учебным элементам.