Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка методического обеспечения для тестового контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого - педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике;
2) раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся
3) раскрыть теоретические и методические особенности изучения темы: «Информационные процессы».
4) разработать систему тестовых заданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование использования тестирования как метода контроля на уроках информатики………………………………………….6
1.1. Содержание понятия «контроль» как педагогического явления……6
1.2. Характеристика тестирования как метода контроля в педагогике...14
1.3. Классификация тестов………………………………………………….23
Глава II. Организация работы по использованию тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»…………………………………………………………………….35
2.1. Теоретические основы изучения темы: «Информационные процессы»
…………………………………………………………………………………35
22. Методические особенности изучения темы «Информационные процессы» на уроках информатики………………………………………..43
2.3. Использование тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы…………………………50
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 108.88 Кб (Скачать)

Рассматривая методические особенности изучения процесса обработки  информации М. П. Лапчик считает, что  ученики должны уметь приводить  примеры ситуаций связанных с  обработкой информацией. Ситуации, связанные  с обработкой информации, можно разделить  на два типа:

Первый тип  обработки: обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний.

К этому типу обработки  относится решение математических задач. Например, даны две стороны  треугольника и угол между ними, требуется определить все остальные  параметры треугольника: третью сторону, углы, площадь, периметр. Способ обработки, т.е. алгоритм решения задач, определяется математическими формулами, которые  должен знать исполнитель.

К первому же типу обработки  информации относится решение различных  задач путем применения логических рассуждений. Например, следователь  по некоторому набору улик находит  преступника; человек анализируя сложившиеся  обстоятельства, принимает решение  о своих дальнейших действиях; ученый разгадывает тайну древних рукописей  и т.п.

Второй тип  обработки: обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания.

К этому типу обработки  информации относится, например, перевод  текста с одного текста на другой. Изменяется форма, но должно сохраниться содержание. Важным видом обработки для информатики является кодирование. Кодирование - это преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки. Кодирование активно используется в технических средствах работы с информацией (телеграф, радио, компьютеры).

Другой вид обработки  информации - структурирование данных. Структурирование связано с внесением определенного порядка, определенной организации в хранилище информации. Расположение данных в алфавитном порядке, группировка по некоторым признакам классификации, использование табличного или графового представления - все эти примеры структурирования.

Еще один важный вид обработки  информации - поиск. Задача поиска обычно формулируется так: имеется некоторое хранилище информации - информационный массив (телефонный справочник, словарь , расписание поездов и пр.), требуется найти в нем нужную информацию, удовлетворяющую определенным условиям поиска (телефон данной организации, перевод данного слова на английский язык, время отправления данного поезда). Алгоритм поиска зависит от способа организации информации. Если информация структурирована, то поиск осуществляется быстрее, можно построить оптимальный алгоритм.

Проанализируем варианты определения информации, данные в  различных учебниках и пособиях по школьной информатике.

В учебнике А.П. Ершова и др. такого определения нет вообще. В  первых строчках учебника информация упоминается в следующих утверждениях: «Информатика исследует законы и  методы переработки и накопления информации...ее развитие связано с появлением электронно - вычислительных машин, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации». Все содержание учебника, за исключением вводного раздела, посвящено разбору вопросов: что такое ЭВМ и что такое алгоритм [].

В учебнике А.Г. Гейна и  др. понятие «информация» встречается  первый раз в первой главе в  таком контексте: «Информация - постоянный спутник человека. Это те сведения, которые помогают ориентироваться  нам в окружающем мире». Далее  понятие «Информация» лишь используется, и к определению этого понятия  авторы возвращаются в предпоследней  главе. «В интуитивном, житейском смысле под информацией понимают сведения, знания и т.п., которые кого - либо интересуют. И чем интереснее сообщаемые сведения, тем больше информации (с  житейской точки зрения) в них  содержится». Немного дальше дается другое определение информации с  технической позиции: «когда речь об автоматической передаче информации, ее хранения и переработке, информация - это произвольная последовательность символов, т.е. любое слово; каждый новый  символ увеличивает количество информации». Мы видим, что авторы отображают два  подхода к определению информации: с «житейской точки зрения» и  с позиции информационной техники.

В третьем учебнике этого  же поколения В.А. Каймина и др. в первой главе написано: «Информация  в наиболее общем определении - это  отражение предметного мира с  помощью знаков и сигналов».

В учебнике А.Г. Гейна и  др. на протяжении четырех глав (из шести) вообще обходятся без какого - либо определения информации. В пятой  главе мы встречаем следующее  определение: «в интуитивном житейском  смысле под информацией понимают сведения, знания и т.п., которые кого - либо интересуют. И чем интереснее сообщаемые сведения, тем больше информации (с точки зрения человека, воспринимающего эту информацию) в них содержится».

В учебнике И.Г. Семакина и  др. раскрываются два подхода к  понятию информации. Первый можно  назвать субъективным подходом, при котором информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация - это - знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.

Второй подход можно назвать кибернетическим, поскольку развитие он получил в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией. С этой точки зрения информация - это - содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита. В таком случае все виды информационных процессов (хранение, передача, обработка) сводятся к действиям над символами, что и происходит в технических информационных системах.

 

 

2.3. Использование  тестирования на уроках информатики  при изучении школьниками темы: «Информационные процессы».

План составлен в соответствии с учебным планом школы, на основе авторской программы Н.Д.Угриновича «Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы», а  также Обязательным минимум содержания образования по информатике, рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.

 

  1. Информация в природе, обществе и технике
    1. Информация в неживой природе
    2. Информация в живой природе
    3. Человек и информация
    4. Информационные процессы в технике
  2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
    1. Знаки: форма и значение
    2. Знаковые системы
    3. Кодирование информации
  3. Количество информации
    1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
    2. Определение количества информации
    3. Алфавитный подход к определению количества информации

Учитывая требования стандарта  к уровню подготовки учащихся основной школы, мы разработали систему тестовых заданий, которую можно использовать при изучении темы: «Информационные  процессы».

Тестовые задания можно  использовать:

- с целью текущего контроля  за приобретением знаний учащимися;

- по результатам изучения  очередной темы или раздела  курса;

- с целью контроля за  динамикой усвоения знаний учащимися  по сквозным темам, охватывающим  века, периоды и т.д.;

- перед групповыми занятиями:  уроки с элементами семинара-исследования, семинара с элементами дискуссии,  семинара «за круглым столом»  и т.п. Проверка знаний учащихся  по основным идеям, положениям, терминам по теме позволяет убедиться в правильности выбранного метода проведения занятия;

- с целью выявления  уровня знаний, приобретенных учащимися  на лекции (осуществляется сразу  после лекции в конце урока).

Организация тестирования осуществляю  по следующему сценарию:

1. Обозначают цель тестирования, сообщают, какие результаты ожидаются.

2. Проводят мотивацию  и объясняют, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

3. Медленно, громко, чётко озвучивают инструкцию по работе с тестом.

4. Проводят разбор задания-образца с целью проверки правильности понимания инструкции.

5. Объясняют правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок. Вместе с испытуемыми заполняют в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.

7. Если возникают вопросы, то проводят дополнительный инструктаж.

8. Сообщают о времени выполнения тестирования.

9. В процессе решения тестовых задач осуществляется контроль за состоянием испытуемых, за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, соблюдением требований по заполнению бланков, дисциплиной и т.д.

10. По истечении времени  для завершения тестирования  организуют сбор бланков.

11. Осуществляется пересчет бланков.

12. По окончании тестирования  благодарят учащихся за работу

При подготовке вариантов необходимо учитывать  время тестирования 40 - 45 минут). В это время входит:

  • 2-3 минуты – организация;
  • 5 - 7 минут – инструктаж учащихся;
  • 15 минут – на тест с альтернативными ответами:
  • 5 - 8 минут – выполнение тестового задания;
  • 10 минут – выполнение практического задания.

При выставлении  оценки можно руководствоваться  следующими показателями:

Тест с альтернативными  ответами:

  • оценка «5» – 84% и более правильных ответов;
  • оценка «4» – от 69% до 84% правильных ответов;
  • оценка «3» – от 50% до 68% правильных ответов;
  • оценка «2» – ниже 50% правильных ответов.

при выполнении тестовых заданий учитываются:

  • объем задания;
  • правильность выполнения;

при выполнении практического задания следует  обращать внимание на:

  • объем задания;
  • правильность выполнения;
  • использование эффективных методов и приемов.

Оценочная шкала тестовых заданий должна быть хорошо известна ученикам, поэтому уже в 5 классе на уроках по различным учебным предметам  целесообразно вводить различные  виды тестовых заданий, причем оценочная  шкала вывешивать на доске перед  проведением теста, в тот момент, когда учитель комментирует задания. Учащиеся видят, сколько «стоит» тот или иной вопрос и по завершении работы могут самостоятельно оценить свои знания.

Тест в настоящее время  считается одной из наиболее эффективных  и продуктивных форм контроля в обучении.

В связи с внедрением в  учебный процесс электронных  средств коммуникации и дистанционного обучения роль тестирования будет неизменно  возрастать.

В данном сборнике представлены тесты для проверки знаний по теме: «Информация и информационные процессы»  базового курса информатики. Тесты  можно использовать также на этапе  закрепления знаний по пройденному  материалу как обучающие. Сборник содержит тестовые задания к каждому уроку, что позволит качественно проверить, как усвоен новый материал, выявить наиболее сложные вопросы, устранить пробелы в знаниях. На основе имеющихся тестовых заданий можно составлять итоговые многовариантные тесты. 

Лилия Раилевна, вот  сам сборник. Я как книжка не умею делать.

Сборник тестов на тему «Информация  и информационные процессы».

Содержание

  1. Информация в природе, обществе и технике
    1. Информация в неживой природе
    2. Информация в живой природе
    3. Человек и информация
    4. Информационные процессы в технике
  2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
    1. Знаки: форма и значение
    2. Знаковые системы
    3. Кодирование информации
  3. Количество информации
    1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
    2. Определение количества информации
    3. Алфавитный подход к определению количества информации 

Тест на тему: Информация в природе, обществе и технике

1. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

а) визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая;

б) символьная, графическая, табличная,  числовая, звуковая;

в) научная, социальная, политическая, экономическая, религиозная;

Информация о работе Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»