Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка методического обеспечения для тестового контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого - педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике;
2) раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся
3) раскрыть теоретические и методические особенности изучения темы: «Информационные процессы».
4) разработать систему тестовых заданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование использования тестирования как метода контроля на уроках информатики………………………………………….6
1.1. Содержание понятия «контроль» как педагогического явления……6
1.2. Характеристика тестирования как метода контроля в педагогике...14
1.3. Классификация тестов………………………………………………….23
Глава II. Организация работы по использованию тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»…………………………………………………………………….35
2.1. Теоретические основы изучения темы: «Информационные процессы»
…………………………………………………………………………………35
22. Методические особенности изучения темы «Информационные процессы» на уроках информатики………………………………………..43
2.3. Использование тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы…………………………50
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 108.88 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Школьное отделение

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы».

Студентки V курса

Загретдиновой Эльвиры  Руслановны

Специальность 050202 «Информатика»

Руководитель:

Ганцен Л.Р.


Работа допущена к защите:

«___»___________2011 г.

Зав. кафедрой:

________________




Работа защищена:

«___»______________2011г.

с оценкой______________

Председатель ГАК:_________

Члены ГАК:_______________

__________________________

 




 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2011 г.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование  использования тестирования как  метода контроля на уроках информатики………………………………………….6

1.1. Содержание понятия  «контроль» как педагогического  явления……6

1.2. Характеристика тестирования  как метода контроля в педагогике...14

1.3. Классификация тестов………………………………………………….23

Глава II. Организация работы по использованию тестирования на уроках информатики при изучении школьниками  темы: «Информационные процессы»…………………………………………………………………….35

2.1. Теоретические основы  изучения темы: «Информационные процессы»

…………………………………………………………………………………35

2.2. Методические особенности  изучения темы «Информационные  процессы» на уроках информатики………………………………………..43

2.3. Использование тестирования  на уроках информатики при  изучении школьниками темы: «Информационные  процессы…………………………50

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………… 

Введение

 

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к её решению стоит  со всей серьёзностью. В связи с  этим в настоящее время ведется  серьезная исследовательская и  практическая работа по разработке и  апробации различных систем педагогического  мониторинга, построенные преимущественно  на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.

Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной  практике как инструмент для объективной  оценки знаний. Последнее десятилетие  по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая  тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы  контроля по различным образовательным  дисциплинам и предметам общеобразовательной  и высшей школы активно внедряются и используются на всех управленческих уровнях системы образования.

Однако в российской системе  образования прослеживается отставание в разработке дидактических тестов в организационном и технологическом  аспектах постановки массового тестового  контроля знаний и оно успешно, хотя и постепенно преодолевается. В последние  годы на федеральном уровне были предприняты  действенные шаги по развитию тестирования как одной из важнейших дидактических  технологий. Хотя богатый образовательный  потенциал России, научно-педагогический опыт уже проведенных теоретических  и эмпирических исследований в данной области используется не полностью, актуальность обращения к нему обострилась  и достаточно хорошо осознается в  связи с решением о создании в  России своих собственных измерителей  качества знаний, умений и навыков. На уровне Министерства образования России был принят ряд решений о сертификации качества педагогических материалов, о проведении конкурса аттестационных технологий. Начинает воссоздаваться отечественная система квалиметрии и экспертизы качества диагностического инструментария. Накоплен опыт создания отдельных современных нормативных тестов, начаты исследования в области критериального тестирования, более адекватного гуманистической образовательной парадигме. Складываются благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для всех типов образовательных учреждений России. Но для этого необходим переход от методологии создания отдельных тестов к методологии и технологии создания тестовых систем контроля не только результатов, но и хода педагогического процесса в различных образовательных областях.

Предшествующий зарубежный и отечественный опыт может быть использован при ее разработке лишь частично, поскольку он во многом заимствован  из психодиагностики профотбора и не учитывает многообразия педагогических приемов и методов дидактического контроля. К тому же и этот опыт, и  массовая практика его применения связаны, преимущественно, с созданием традиционных нормативных тестов или их системы  на методологической основе знаниевой  образовательной парадигмы. Для  России, решающей задачу выхода на уровень  современных международных образовательных  стандартов, реализующей личностную ориентацию в образовании, важно  максимальное использование достижений современной гуманистической педагогики и педагогической диагностики, в  первую очередь ее раздела - дидактической  тестологии.

Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями позволяет обосновать следующим  образом проблему исследования: каковы условия использования тестирования как метода контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики?

Цель исследования: разработка методического обеспечения для тестового контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики.

.

Объект исследования: процесс изучения школьниками темы «Информационные процессы».

Предмет исследования: тестирование как метод контроля.

Гипотеза  исследования: использование тестовых заданий при проверке знаний и умений учащихся способствует повышению качества их знаний.

Задачи исследования:

1) провести анализ психолого - педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике;

2) раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся;

3) раскрыть теоретические и методические особенности изучения темы: «Информационные процессы».

4) разработать систему  тестовых заданий.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, составление библиографического списка.

 

Глава I. Теоретическое  обоснование использования тестирования как метода контроля на уроках информатики.

    1. Содержание понятия «контроль» как педагогического явления.

Контроль  как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной  деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания  безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и  содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной  основой для правильного решения  учебной задачи.

Контроль  - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции  выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую  и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо - предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно - воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся  лучше узнать самого себя, оценить  свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции  проявляются в разной степени  и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также  эффективней становится и сам  учебный процесс.

Контроль  может выполнять и специфические  функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие .

Выделяют  пять основных принципов контроля:

•  объективность;

•  систематичность;

•  наглядность;

•  всесторонность;

•  воспитательный характер.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование:

Требование  принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. В современной педагогике различают следующие виды контроля:

Информация о работе Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»