Изучение методов контроля в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования сводится к определению особенностей содержания и механизма процесса контроля, проведению комплексного анализа методов контроля, изучению проблем, связанных с эффективностью трудовых отношений в современных экономических условиях в Российской Федерации. Раскрытию методов контроля ведущих индустриальных стран, исследованию способов контроля на практике в организации г. Сургута - ООО «Наутилус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты контроля в менеджменте 5
1.1. Сущность и содержание понятия «контроль» 5
1.2. Традиционные методы контроля 9
1.3. Инновационные методы контроля в менеджменте 15
1.4. Определение эффективности различных методов контроля в современных условиях 20
2 Изучение методов контроля в организации ООО «Наутилус» 23
2.1. Общая характеристика ООО «Наутилус» 23
2.2. Анализ применяемых методов контроля в организации 25
2.3. Оценка эффективности методов контроля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Контроль.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты контроля в менеджменте 5
1.1. Сущность и  содержание понятия «контроль» 5
1.2. Традиционные  методы контроля 9
1.3. Инновационные методы контроля в менеджменте 15
1.4. Определение эффективности  различных методов контроля в современных условиях 20
2 Изучение  методов контроля в организации  ООО «Наутилус» 23
2.1. Общая характеристика ООО «Наутилус» 23
2.2. Анализ применяемых  методов контроля в организации 25
2.3. Оценка эффективности  методов контроля 30
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
  Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Одной из сфер деятельности, в которой  многие считают себя специалистами, является управленческое дело. Видимо, это происходит потому, что каждый из нас в разной степени кем-то либо чем-то управляет: одни - своим домашним хозяйством другие являются неформальными лидерами или руководят различными общественными структурами, кто-то является руководителем организации или ее подразделения. При этом многие не задумываются, почему они принимают решение и действуют именно так, а не иначе; надо ли было это делать и т.д.

    В организации эффективной управленческой и контрольной деятельности трудно переоценить роль персонала, цена ошибок, допущенных в этих сферах, очень  велика, и в условиях реальной глобальной конкуренции, в которую включаются ведущие российские предприятия, отдельные ошибки могут определить положение предприятия на многие годы.

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  появление современных моделей организации бизнеса и их внедрение в отечественных и зарубежных компаниях требуют переосмысления научных взглядов на стратегию управления персоналом, обусловливают необходимость формирования новых подходов к разработке стратегии и создания новых концепций стратегического управления персоналом в условиях развития прогрессивных форм организации и управления деятельностью компаний.

    Глубокие  исследования контроля персонала как системы в зарубежной и отечественной литературе практически отсутствуют. Тем больший интерес представляют описанные в курсовой работе основные проявления системности изучаемого объекта.

    Цель  исследования сводится к определению  особенностей содержания и механизма  процесса контроля, проведению комплексного анализа методов контроля, изучению проблем, связанных с эффективностью трудовых отношений в современных  экономических условиях в Российской Федерации. Раскрытию методов контроля ведущих индустриальных стран, исследованию способов контроля на практике в организации г. Сургута -  ООО «Наутилус.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие «контроль»;

- проанализировать традиционные и инновационные методы контроля;

- определить  эффективность различных методов  контроля;

- подвергнуть анализу методы использования контроля в ООО «Наутилус;

- определить  эффективность выбранных методов  контроля в ООО «Наутилус».

    Характеристика  методов исследования:

    Методологическая  основа дипломной работы базируется на диалектической методологии с  применением формально-логического, системно-структурного и догматического методов познания. В ходе работы также использовались конкретно-социологический метод (опрос, экспертные оценки, интервьюирование).

    Эмпирические  данные получены на основе практики в  ООО «Наутилус», посредством  конкретно-социологического метода.

    Теоретическая база исследования основана на изучении и анализировано литературы, представленной в списке используемой литературы.

    Структура курсовой работы:

    В первой главе изучены следующие вопросы:

- теоретические аспекты контроля в менеджменте;

- методы контроля в менеджменте;

- определена эффективность методов контроля;

    Во второй главе проанализированы следующие темы:

- общая характеристика ООО «Наутилус»;

- проанализированы методы контроля, применяемые в ООО «Наутилус»;

- даны оценка методов контроля ООО «Наутилус»;

- внесены предложения по совершенствованию системы контроля. 
 

    1. Теоретические аспекты  контроля в менеджменте 

    1.1. Сущность и содержание  понятия «контроль»

    Прежде  чем браться за сущность и систему контроля в организации, надо определить, что же это такое - управление персоналом? Управление персоналом - это процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение целей организации.

    Подчеркну, что главными в этом определении являются цели организации. Кстати, основную цель организации, причину ее существования подчас определяют как миссию организации. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Оказывается, что подавляющее большинство компаний не в состоянии использовать потенциал своих сотрудников, а методы управления персоналом не обеспечивают достижения целей организации.

    Руководители и владельцы компаний не спешат реформировать сложившиеся системы управления персоналом по причинам:

    Во-первых, имеет место так называемый эффект парадигмы. В переводе с греческого парадигма означает "модель, образец, пример" или, другими словами, систему понятий. По мнению историка науки и философии Томаса Куна, термин "парадигма" используется для обозначения обобщенных моделей, структур, образа мышления или схем понимания реальности1. Эффект заключается в том, что люди, живущие в рамках существующей парадигмы, могут даже и не замечать происходящих в мире перемен, не говоря уже о причинах, логических следствиях и их понимании. Эффект парадигмы помогает объяснить, почему имеют место серьезное противодействие и сопротивление изменениям и почему так трудно перейти от старой организационной и управленческой модели к новой.

    Во-вторых, консерватизм руководителей. Людям  всегда непросто отказаться от старого, от устойчивых стереотипов мышления, поведения. Тем более, когда нельзя твердо сказать, плоха или нет действующая система управления персоналом. Когда нельзя ее "пощупать". В то время как, например, товар, не пользующийся спросом потребителей и лишь пылящийся на полках, витринах магазинов или складах, немедленно снимается с производства.

    В-третьих, отсутствие видимой связи между  методами управления персоналом и результатами деятельности компании. Если спросить руководителей предприятий: "От чего зависят результаты деятельности организации?", то большинство из них назовет множество причин, но только не то, какая система подбора персонала существует в компании, система заработной платы, система карьерного роста или, например, система развития, обучения персонала.

    При процессном подходе, интенсивно внедряемом на российских предприятиях, и в  том числе в связи с введением  международных стандартов серии  ИСО-9000, управление можно рассматривать  как процесс волеобразования, выражающийся в получении, переработке и передаче информации и реализации воли (реализация принятых управленческих решений). Управление можно рассматривать также как процесс решения проблем в ходе достижения целей. Исследователи теории управления выделяют шесть основных комплексов операций (фаз, этапов) этого процесса: постановка проблемы, поиск альтернативных решений, оценка вариантов решений, принятие решения (выбор оптимального варианта), реализация и контроль.

    В данной трактовке, контроль является неотъемлемой частью и одной из функций процесса управления, заключающейся в постоянном и системном отслеживании процессов и объектов на предмет соответствия их поведения и состояния политике системы управления организации и действующему законодательству.

    Наиболее  точно соотношение понятий "управление" и "контроль" определил известный мэтр менеджмента П. Друкер: "...Если выразить основную идею этих понятий предельно сжато, то контроль - это измерение и информация, а управление - это, прежде всего действие. Таким образом, целью контроля является выявление происходящего, а целью управления - обеспечение, чтобы выполняемая работа соответствовала первоначальным планам, поэтому контроль позволяет получить информацию, на основании которой осуществляется управление, то есть выполнить необходимые действия..."2.

    В советский период в силу специфики  плановой экономики контрольные  функции в управлении применялись  номинально, и использовались они  преимущественно на уровне оперативного управления. В силу этого контроль во многом опирался на учетную информацию. Контроль не рассматривался как функция управления и отождествлялся в основном с карательными мерами и персоналом контролирующих органов. Как следствие, и сегодня в российском бизнес-сообществе отношение, как к самому контролю, так и контролирующим имеет негативный оттенок.

    Непринятие  мер по результатам проверок создает  у работников впечатление о контроле как о ненужной функции.

    А нельзя ли управлять, не контролируя? Для  ответа на этот вопрос представлен в Приложении 1, управленческий цикл и сделан анализ фазы постановки проблемы управленческого цикла по содержанию основных операций (процедур).

    Как видно из Приложения 1, фаза постановки проблемы и, соответственно, управленческий цикл в целом начинаются с процедуры сравнения достигнутого (фактического) и желаемого состояний объекта контроля, что составляет суть основного алгоритма контроля (Приложение 2).

    Таким образом, управленческий цикл начинается с контрольных процедур, на основании  которых система управления получает информацию об отклонениях фактического состояния объекта контроля от желаемого, и заканчивается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого управленческого решения, направленного на устранение причин возникновения отклонений.

    Как видно из проведенного анализа, управлять, не контролируя, невозможно. Контроль обеспечивает связь между руководителями и исполнителями и выступает как гарантия реализации принятых управленческих решений и целей системы управления.

    Анализ  практики организации контрольной  деятельности в ряде российских и зарубежных предприятий, изучение теории и методологии контроля позволяют сделать вывод о том, что эффективная система контроля строится на трех основных блоках.

    1. Целостная внутренняя нормативная  база, регламентирующая управленческую  и контрольную деятельность (получаем ответ на вопрос "как контролировать").

    2. Система организации контрольной  деятельности, адекватная действующей  системе управления ("кто контролирует").

    3. Система принятия мер по результатам  контрольной деятельности (иерархия  мер по выявленным отклонениям и механизм их применения).

    В плане организации персонала  наибольший интерес вызывают первый и третий блоки системы контрольной  деятельности.

    Рассмотрим  первый блок системы контроля. Внутренняя нормативная база по управленческой и контрольной деятельности, а также другие организационно-распорядительные документы организации определяют желаемое состояние управляемых объектов и процессов.

Информация о работе Изучение методов контроля в организации