Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования сводится к определению особенностей содержания и механизма процесса контроля, проведению комплексного анализа методов контроля, изучению проблем, связанных с эффективностью трудовых отношений в современных экономических условиях в Российской Федерации. Раскрытию методов контроля ведущих индустриальных стран, исследованию способов контроля на практике в организации г. Сургута - ООО «Наутилус.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты контроля в менеджменте 5
1.1. Сущность и содержание понятия «контроль» 5
1.2. Традиционные методы контроля 9
1.3. Инновационные методы контроля в менеджменте 15
1.4. Определение эффективности различных методов контроля в современных условиях 20
2 Изучение методов контроля в организации ООО «Наутилус» 23
2.1. Общая характеристика ООО «Наутилус» 23
2.2. Анализ применяемых методов контроля в организации 25
2.3. Оценка эффективности методов контроля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1 | Теоретические аспекты контроля в менеджменте | 5 |
1.1. | Сущность и содержание понятия «контроль» | 5 |
1.2. | Традиционные методы контроля | 9 |
1.3. | Инновационные методы контроля в менеджменте | 15 |
1.4. | Определение эффективности различных методов контроля в современных условиях | 20 |
2 | Изучение методов контроля в организации ООО «Наутилус» | 23 |
2.1. | Общая характеристика ООО «Наутилус» | 23 |
2.2. | Анализ применяемых методов контроля в организации | 25 |
2.3. | Оценка эффективности методов контроля | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 33 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 36 | |
Приложения |
Введение
Одной из сфер деятельности, в которой многие считают себя специалистами, является управленческое дело. Видимо, это происходит потому, что каждый из нас в разной степени кем-то либо чем-то управляет: одни - своим домашним хозяйством другие являются неформальными лидерами или руководят различными общественными структурами, кто-то является руководителем организации или ее подразделения. При этом многие не задумываются, почему они принимают решение и действуют именно так, а не иначе; надо ли было это делать и т.д.
В
организации эффективной
Актуальность данной темы обусловлена тем, что появление современных моделей организации бизнеса и их внедрение в отечественных и зарубежных компаниях требуют переосмысления научных взглядов на стратегию управления персоналом, обусловливают необходимость формирования новых подходов к разработке стратегии и создания новых концепций стратегического управления персоналом в условиях развития прогрессивных форм организации и управления деятельностью компаний.
Глубокие исследования контроля персонала как системы в зарубежной и отечественной литературе практически отсутствуют. Тем больший интерес представляют описанные в курсовой работе основные проявления системности изучаемого объекта.
Цель исследования сводится к определению особенностей содержания и механизма процесса контроля, проведению комплексного анализа методов контроля, изучению проблем, связанных с эффективностью трудовых отношений в современных экономических условиях в Российской Федерации. Раскрытию методов контроля ведущих индустриальных стран, исследованию способов контроля на практике в организации г. Сургута - ООО «Наутилус.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «контроль»;
- проанализировать традиционные и инновационные методы контроля;
- определить
эффективность различных
- подвергнуть анализу методы использования контроля в ООО «Наутилус;
- определить
эффективность выбранных
Характеристика методов исследования:
Методологическая
основа дипломной работы базируется
на диалектической методологии с
применением формально-
Эмпирические данные получены на основе практики в ООО «Наутилус», посредством конкретно-социологического метода.
Теоретическая база исследования основана на изучении и анализировано литературы, представленной в списке используемой литературы.
Структура курсовой работы:
В первой главе изучены следующие вопросы:
- теоретические аспекты контроля в менеджменте;
- методы контроля в менеджменте;
- определена эффективность методов контроля;
Во второй главе проанализированы следующие темы:
- общая характеристика ООО «Наутилус»;
- проанализированы методы контроля, применяемые в ООО «Наутилус»;
- даны оценка методов контроля ООО «Наутилус»;
- внесены
предложения по совершенствованию системы
контроля.
1.
Теоретические аспекты
контроля в менеджменте
1.1. Сущность и содержание понятия «контроль»
Прежде чем браться за сущность и систему контроля в организации, надо определить, что же это такое - управление персоналом? Управление персоналом - это процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение целей организации.
Подчеркну, что главными в этом определении являются цели организации. Кстати, основную цель организации, причину ее существования подчас определяют как миссию организации. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Оказывается, что подавляющее большинство компаний не в состоянии использовать потенциал своих сотрудников, а методы управления персоналом не обеспечивают достижения целей организации.
Руководители и владельцы компаний не спешат реформировать сложившиеся системы управления персоналом по причинам:
Во-первых, имеет место так называемый эффект парадигмы. В переводе с греческого парадигма означает "модель, образец, пример" или, другими словами, систему понятий. По мнению историка науки и философии Томаса Куна, термин "парадигма" используется для обозначения обобщенных моделей, структур, образа мышления или схем понимания реальности1. Эффект заключается в том, что люди, живущие в рамках существующей парадигмы, могут даже и не замечать происходящих в мире перемен, не говоря уже о причинах, логических следствиях и их понимании. Эффект парадигмы помогает объяснить, почему имеют место серьезное противодействие и сопротивление изменениям и почему так трудно перейти от старой организационной и управленческой модели к новой.
Во-вторых, консерватизм руководителей. Людям всегда непросто отказаться от старого, от устойчивых стереотипов мышления, поведения. Тем более, когда нельзя твердо сказать, плоха или нет действующая система управления персоналом. Когда нельзя ее "пощупать". В то время как, например, товар, не пользующийся спросом потребителей и лишь пылящийся на полках, витринах магазинов или складах, немедленно снимается с производства.
В-третьих, отсутствие видимой связи между методами управления персоналом и результатами деятельности компании. Если спросить руководителей предприятий: "От чего зависят результаты деятельности организации?", то большинство из них назовет множество причин, но только не то, какая система подбора персонала существует в компании, система заработной платы, система карьерного роста или, например, система развития, обучения персонала.
При процессном подходе, интенсивно внедряемом на российских предприятиях, и в том числе в связи с введением международных стандартов серии ИСО-9000, управление можно рассматривать как процесс волеобразования, выражающийся в получении, переработке и передаче информации и реализации воли (реализация принятых управленческих решений). Управление можно рассматривать также как процесс решения проблем в ходе достижения целей. Исследователи теории управления выделяют шесть основных комплексов операций (фаз, этапов) этого процесса: постановка проблемы, поиск альтернативных решений, оценка вариантов решений, принятие решения (выбор оптимального варианта), реализация и контроль.
В данной трактовке, контроль является неотъемлемой частью и одной из функций процесса управления, заключающейся в постоянном и системном отслеживании процессов и объектов на предмет соответствия их поведения и состояния политике системы управления организации и действующему законодательству.
Наиболее точно соотношение понятий "управление" и "контроль" определил известный мэтр менеджмента П. Друкер: "...Если выразить основную идею этих понятий предельно сжато, то контроль - это измерение и информация, а управление - это, прежде всего действие. Таким образом, целью контроля является выявление происходящего, а целью управления - обеспечение, чтобы выполняемая работа соответствовала первоначальным планам, поэтому контроль позволяет получить информацию, на основании которой осуществляется управление, то есть выполнить необходимые действия..."2.
В советский период в силу специфики плановой экономики контрольные функции в управлении применялись номинально, и использовались они преимущественно на уровне оперативного управления. В силу этого контроль во многом опирался на учетную информацию. Контроль не рассматривался как функция управления и отождествлялся в основном с карательными мерами и персоналом контролирующих органов. Как следствие, и сегодня в российском бизнес-сообществе отношение, как к самому контролю, так и контролирующим имеет негативный оттенок.
Непринятие мер по результатам проверок создает у работников впечатление о контроле как о ненужной функции.
А нельзя ли управлять, не контролируя? Для ответа на этот вопрос представлен в Приложении 1, управленческий цикл и сделан анализ фазы постановки проблемы управленческого цикла по содержанию основных операций (процедур).
Как видно из Приложения 1, фаза постановки проблемы и, соответственно, управленческий цикл в целом начинаются с процедуры сравнения достигнутого (фактического) и желаемого состояний объекта контроля, что составляет суть основного алгоритма контроля (Приложение 2).
Таким образом, управленческий цикл начинается с контрольных процедур, на основании которых система управления получает информацию об отклонениях фактического состояния объекта контроля от желаемого, и заканчивается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого управленческого решения, направленного на устранение причин возникновения отклонений.
Как видно из проведенного анализа, управлять, не контролируя, невозможно. Контроль обеспечивает связь между руководителями и исполнителями и выступает как гарантия реализации принятых управленческих решений и целей системы управления.
Анализ практики организации контрольной деятельности в ряде российских и зарубежных предприятий, изучение теории и методологии контроля позволяют сделать вывод о том, что эффективная система контроля строится на трех основных блоках.
1.
Целостная внутренняя
2.
Система организации
3.
Система принятия мер по
В плане организации персонала наибольший интерес вызывают первый и третий блоки системы контрольной деятельности.
Рассмотрим
первый блок системы контроля. Внутренняя
нормативная база по управленческой
и контрольной деятельности, а также
другие организационно-