Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка методического обеспечения для тестового контроля при изучении школьниками темы: «Информационные процессы» на уроках информатики.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого - педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике;
2) раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся
3) раскрыть теоретические и методические особенности изучения темы: «Информационные процессы».
4) разработать систему тестовых заданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование использования тестирования как метода контроля на уроках информатики………………………………………….6
1.1. Содержание понятия «контроль» как педагогического явления……6
1.2. Характеристика тестирования как метода контроля в педагогике...14
1.3. Классификация тестов………………………………………………….23
Глава II. Организация работы по использованию тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»…………………………………………………………………….35
2.1. Теоретические основы изучения темы: «Информационные процессы»
…………………………………………………………………………………35
22. Методические особенности изучения темы «Информационные процессы» на уроках информатики………………………………………..43
2.3. Использование тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы…………………………50
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 108.88 Кб (Скачать)

•  предварительный;

•  текущий;

•  тематический;

•  рубежный (поэтапный);

•  итоговый;

•  заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников но каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся  в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

•  ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку.

•  при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

•  возможность получения более высокой оценки своих знаний.  
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

•  внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

•  взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

•  самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Общим для  педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с  разных точек зрения:

•  способов (традиционный или нетрадиционный);

•  характера (субъективный, объективный);

•  использования ТСО (машинный, безмашинный);

•  формы (устный, письменный);

•  времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

•  массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

•  контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);

•  дидактического материала:

•  контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

•  с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

•  на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

•  на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Для эффективного функционирования системы педагогического  контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:

•  объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);

•  гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним).

Выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

 

    1. Характеристика тестирования как метода контроля в педагогике.

Одна из целей реформы  в системе школьного образования  – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит эффективно формировать знания и умения учащихся, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью. Наряду с этим школа призвана решать еще одну важную задачу развития школьников: научить их учиться самостоятельно, то есть проявлять и оценочную самостоятельность.

Чтобы ученик научился оценивать  себя и свои действия адекватно, учитель  должен поддерживать положительную  общую самооценку и развивать  способность ребенка к конкретным оценкам своих знаний. Эту задачу можно решить с помощью тестов.

Тесты активно входят в  школьную практику, и на современном  этапе тестовый метод оценки знаний и умений учащихся получил достаточно широкое распространение на уроках информатики.

С помощью тестов удобно проводить контроль, дающий возможность  определить, насколько школьник справился  с теми требованиями, которые предъявляет  школьная программа. Тесты являются инструментом не только оценки, но и  диагностики, т.к. благодаря поэтапному выполнению заданий проверяет те знания и умения, из которых складывается этот результат и позволяет установить причину итоговой неудачи, а затем  наметить и провести соответствующую  коррекционную работу.

Выясним, что понимается под тестом в психолого-педагогической и методической литературе. Так, например, в психологическом словаре тест определяется как «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое  испытание, предназначенное для  установления в сравниваемых величинах  межиндивидуальных различий».

В словаре под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского даётся следующее определение: «тест (от англ. test – проверка) – система знаний, позволяющая измерить уровень определённого психического качества (свойства) личности».

Е. А. Михайлычев обозначает терминологически следующие понятия:

Дидактический тест – система взаимосвязанных заданий для контроля усвоения знаний, сформированности умений, навыков учащихся по определенному учебному материалу или практических знаний.

Тестовые задания (тест - задания) – один из составляющих элементов структуры дидактического теста, включающий в себя краткую инструкцию для обследуемого, тестовую задачу, эталон ответа (или описание четкого алгоритма выполняемых обследуемым действий).

Субтест – группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры умений, навыков, значимого психологического качества, либо относительно самостоятельного раздела знаний (по теме, разделу, предмету).

Батарея тестов – серия специально подобранных для диагностики тестов, каждый из которых является самостоятельной методикой со своими диагностическими характеристиками и возможностями. Обычно батареи тестов в дидактическом тестировании применяются при входном и итоговом контроле уровней подготовки поступающих или выпускников, а также при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую. Возможно использование батареи тестов и в рубежном контроле для диагностики усвоения межпредметных связей. Батарея – это не просто набор тестов. Их обычно объединяет не только общая диагностическая цель (например, отбор абитуриентов в ВУЗ или распределение первоклассников по учебным группам, на основе определения исходного уровня подготовленности к школе), но и общая система оценивания результатов. «Планка приема» или «Планка отсева» определяются по итогам тестирования по всей батарее, но с учетом минимально необходимого уровня достижений обследуемого по каждому из составляющих батарею тестов.

Мы за основу нашего исследования возьмем следующее определение  теста: «Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные  пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить  преподавателями результативность познавательной деятельности школьников, т.е. оценить степень и качество достижения каждым школьником целей  обучения (целей изучения)». Метод тестирования – исследование личности путем диагностики его знаний на основе выполнение какого-либо стандартизованного задания.

Понятие «тест» употребляется  в узком и широком смысле слова.

В узком смысле под тестом подразумевается «краткое, строго стандартизированное  испытание, которое позволяет количественно  выразить результат и, следовательно, даёт возможность осуществить математическую обработку».

В широком же смысле понятие  «тест» интерпретируется как «средство», так как с дидактических позиций  понятие «средство» охватывает весь инструментарий, который является связующим  звеном между целью и результатом  психолого-педагогической деятельности и включает в себя также различные  методы, формы, приёмы».

Рассматривая исторический аспект нашего понятия, можно отметить, что тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения  физических, физиологических и психических  особенностей человека.

Англичанин Френсис Гальтон  определил основные принципы в развитии теории тестов.

    • Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
    • Статистическая обработка результатов.
    • Выделение эталонов оценки.

Французский психолог Альфред  Бине считается родоначальником  современных тестов, предназначенных  для диагностики уровня развития интеллекта.

Особым путем шло проникновение  тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное  внимание. Практическое значение тесты  получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при  педагогическом отделе Института методов  школьной работы. В ее задачи входила  разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже  весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса  учащегося.

Информация о работе Тестирование – как метод контроля на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»