Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Как видно из содержания таблицы, результат этой беседы показал, что количество детей с низким уровнем снизился на 30 % опрошенных детей, т. е. 3 ребенка, со средним уровне детей стало на 20% больше.
Высокий уровень выявлен у 50% детей (5 ребенка), что на 10 % больше, чем в 1 этапе констатирующего эксперимента.
Данную положительную динамику можно увидеть на диаграмме 5.
Диаграмма 5. Результаты изучения отношения дошкольников к театрализованной игре на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Затем мы занесли все полученные данные на 2 этапе констатирующего эксперимента в таблицу 10, вывели общий уровень.
Таблица 10
Сводная таблица данных, полученных на этапе контрольного эксперимента
Имя ребенка |
Наблюдение |
Методика № 1 |
Методика № 2 |
Методика 3 |
Общий уровень |
Ваня П. |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Алена К. |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Вика О. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Кристина С. |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Катя К. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Аня Ч. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Илья О. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Сергей К. |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Маша А. |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Дима Р. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Отразим полученные данные в диаграмме.
Диаграмма 6. Результаты контрольного эксперимента
Далее сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов и отразили их с помощью диаграммы 7.
Диаграмма 7. Сравнительные данные, полученные на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
На основе полученных
данных контрольного эксперимента мы
пришли к выводу, что у 6 детей (60%)
данной группы высокий уровень сформированнос
Средний же уровень
у 4 (40 %) детей, что на 30 % меньше,
чем на 1 этапе. Эти дети проявляют
периодическое внимание к
Положительная динамика, полученная в результате эксперимента, свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, а именно, если разработать и провести с детьми старшего дошкольного возраста серию театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей и основанных на отобранных определенным образом произведениях, если создать соответствующую предметно – развивающую среду, то театрализованные игры будут средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, причем эти изменения имеют положительную динамику.
Анализ полученных данных показал, что повысился процент детей старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень развития эмпатии в театрализованной игре. Понизился процент дошкольников, имеющих средний уровень развития эмпатии.
Выводы по второй главе
В экспериментальном исследовании был выявлен начальный уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МДОУ №21 «Рощица» г. Мыски. Участники: дети старшей группы, 10 детей, возраст - 5-6 лет
Результаты констатирующего эксперимента выявили, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитыми эмпатийными проявлениями, театрализованной деятельностью и словарным запасом.
Анализ предметно – развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе.
Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников нами был составлена серия занятий театрализованных игр, пополнена предметно – развивающая среда в группе атрибутами и различными видами театрализованных игр. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии: высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%. Дети с высоким уровнем развития эмпатии замечают затруднение и готовы оказать вербальную или практическую помощь, помогают по своей инициативе; включаются в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. Они распознают эмоциональные состояние как сверстников, так и взрослых. Дети проявляют индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации; осознают собственные эмоции и желания, способны выразить их в речевой деятельности. А дети со средним уровнем развития эмпатии проявляют периодическое внимание к партнеру и его затруднениям; оказывают помощь с целью демонстрирования своего превосходства; помогают неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.
Заключение
Возможности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста недостаточно используются в детском саду.
В целом исследователи определяют эмпатию как социально – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социльно-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается объекту так и субъекту эмпатии.
Таким образом, анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.
В структуре эмпатии можно выделить следующие компоненты
1. Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действительного начала.
2. Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.
3. Поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Характеризуется как стремление к оказанию помощи
Эмпатия это составляющая эмоционального развития. Особенность эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Складывается иерархия мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.
Основой нравственного поведения дошкольника является сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация – это первый компонент эмпатийного процесса. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Оказание помощи порождает сорадование.
Успешный переход от одного этапа развития эмпатии к другому обеспечит специально – организованное обучение. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает театрализованная деятельность.
Театрализованная игра – это игра, в основе которой лежит отображение событий, действий и отношений между людьми, основанная на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для использования на сценической площадке. В зависимости от художественного оформления различают игры — драматизации, игры с настольным театром (плоскостные и объёмные фигуры персонажей), фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками. Театрализованная деятельность — это деятельность, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность). Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приёмами (рассказ педагога, беседа, игра и наблюдения), которые не только помогают детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками. Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы показал, для развития эмпатии в театрализованной игре имеются большие возможности.
В экспериментальном исследовании был выявлен начальный уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МДОУ №21 «Рощица» города Мыски. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитым эмпатийным проявлением, театрализованной деятельностью и словарным запасом. Анализ предметно – развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе.
Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников нами была отобраны художественные произведения, иллюстрирующие различные модели поведения и направленные на развитие эмпатии, составлена серия занятий театрализованных игр и преобразована предметно –развивающая среда в группе. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии: высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.
Таким образом, можно сделать вывод, что положительная динамика, полученная в результате эксперимента, свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, а именно, если разработать и провести с детьми старшего дошкольного возраста серию театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей и основанных на отобранных определенным образом произведениях, если создать соответствующую предметно – развивающую среду, то театрализованные игры будут средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии