Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

 

 Как видно из  содержания таблицы, результат этой беседы показал, что количество детей с низким уровнем снизился на  30 % опрошенных детей, т. е. 3 ребенка, со средним уровне детей стало на 20% больше.

Высокий уровень выявлен  у 50% детей (5 ребенка), что на 10 % больше, чем в 1 этапе констатирующего эксперимента.

Данную положительную  динамику можно увидеть на диаграмме 5.

 

Диаграмма 5. Результаты изучения отношения дошкольников к театрализованной игре на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Затем мы занесли все полученные данные на 2 этапе констатирующего эксперимента в таблицу 10, вывели общий уровень.

Таблица  10

Сводная таблица данных, полученных на этапе контрольного эксперимента

 

Имя ребенка

Наблюдение

Методика № 1

Методика № 2

Методика 3

Общий уровень

Ваня П.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Алена К.

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Вика О.

Средний

Высокий

Средний

Средний

Средний

Кристина С.

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Катя К.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Аня Ч.

 Средний

Средний

Средний

Средний 

Средний

Илья О.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Сергей К.

Высокий 

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Маша А.

Средний 

Средний

Высокий

Средний 

Средний

Дима Р.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний


 

Отразим полученные данные в диаграмме.

Диаграмма 6. Результаты контрольного  эксперимента

Далее сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов и отразили их  с помощью диаграммы 7.

Диаграмма 7. Сравнительные данные, полученные на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

На основе полученных данных контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что у 6 детей (60%) данной группы высокий уровень сформированности эмпатии, что на 30% больше, чем на первом этапе. Эти дети замечают затруднение и готовы оказать вербальную или практическую помощь, помогают по своей инициативе; включаются в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. Они распознают эмоциональные состояние как сверстников, так и взрослых. Дети проявляют индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации; осознают собственные эмоции и желания, способны выразить их в речевой деятельности.

 Средний же уровень  у 4 (40 %) детей, что на 30 % меньше, чем на 1 этапе. Эти дети проявляют  периодическое внимание к партнеру  и его затруднениям; оказывают  помощь с целью демонстрирования  своего превосходства; помогают  неохотно, по просьбе взрослого  или сверстника.

Положительная динамика, полученная в результате эксперимента, свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, а именно, если разработать и провести с  детьми старшего дошкольного возраста серию театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей и основанных на отобранных определенным образом произведениях, если создать соответствующую предметно – развивающую среду, то театрализованные игры будут средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, причем эти изменения имеют положительную динамику.

Анализ полученных данных показал, что повысился процент  детей  старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень развития эмпатии в театрализованной игре. Понизился процент дошкольников, имеющих средний уровень развития эмпатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

В экспериментальном  исследовании был выявлен начальный  уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МДОУ №21 «Рощица» г. Мыски. Участники: дети старшей группы, 10 детей, возраст - 5-6 лет

Результаты констатирующего  эксперимента выявили, что  в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитыми эмпатийными проявлениями, театрализованной деятельностью и словарным запасом.

Анализ предметно –  развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе.

Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников нами был составлена серия занятий театрализованных игр, пополнена предметно – развивающая среда в группе атрибутами и различными видами театрализованных игр. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии: высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%. Дети с высоким уровнем развития эмпатии замечают затруднение и готовы оказать вербальную или практическую помощь, помогают по своей инициативе; включаются в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. Они распознают эмоциональные состояние как сверстников, так и взрослых. Дети проявляют индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации; осознают собственные эмоции и желания, способны выразить их в речевой деятельности. А дети со средним уровнем развития эмпатии проявляют периодическое внимание к партнеру и его затруднениям; оказывают помощь с целью демонстрирования своего превосходства; помогают неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.

 

Заключение

 

Возможности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста недостаточно используются в детском саду.

В целом исследователи  определяют эмпатию как социально  – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социльно-психологических  способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается объекту так и субъекту эмпатии.

Таким образом, анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.

В структуре эмпатии  можно выделить следующие компоненты

1. Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действительного начала.

2. Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.

3. Поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Характеризуется как стремление к оказанию помощи

Эмпатия это составляющая эмоционального развития. Особенность эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Складывается иерархия мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

Основой нравственного  поведения дошкольника является сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация – это первый компонент эмпатийного процесса. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Оказание помощи порождает сорадование.

Успешный переход от одного этапа развития эмпатии к  другому обеспечит специально – организованное обучение.   При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает театрализованная деятельность. 

Театрализованная игра – это игра, в основе которой  лежит отображение событий, действий и отношений между людьми, основанная на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для использования на сценической площадке. В зависимости от художественного оформления различают игры — драматизации, игры с настольным театром (плоскостные и объёмные фигуры персонажей), фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками. Театрализованная деятельность — это деятельность, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность). Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приёмами (рассказ педагога, беседа, игра и наблюдения), которые не только помогают детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.  Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы показал, для развития эмпатии в театрализованной игре имеются большие возможности.

В экспериментальном  исследовании был выявлен начальный  уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МДОУ №21 «Рощица» города Мыски. Результаты констатирующего  эксперимента выявили, что  в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитым эмпатийным проявлением, театрализованной деятельностью и словарным запасом. Анализ предметно – развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе.

Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников нами была отобраны художественные произведения, иллюстрирующие различные модели поведения и направленные на развитие эмпатии, составлена серия занятий театрализованных игр и преобразована предметно –развивающая среда в группе. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии: высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.

Таким образом, можно  сделать вывод, что положительная динамика, полученная в результате эксперимента, свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, а именно, если разработать и провести с детьми старшего дошкольного возраста серию театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей и основанных на отобранных определенным образом произведениях, если создать соответствующую предметно – развивающую среду, то театрализованные игры будут средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

        1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова  - М.: Просвещение , 1990. – 168 с.
        2. Большой психологический словарь / Сост. Мещереков Б., Зинченко В. -ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 365 с.
        3. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. – С. 147-157.
        4. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова – М.: Просвещение , 1977. – 94 с.
        5. Гайворонская, Т. А., Деркунская, В. Ж. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности  [Текст] : Методическое пособие / Т. А. Гайворонская, В. Ж. Деркунская — М.: Центр Педагогического образования , 2007. - 144 с. 
        6. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии [Текст] : Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко - М.: Педагогическое общество России , 2004. - 276 с.
        7. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2. – С. 32 -34
        8. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л. Я. Дорфман - М.: Смысл , 1997. – 248 с.
        9. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником [Текст]  : Избранные психол. труды: В 2т. / А. В. Запорожец – М.: Просвещение , 1986. – Т.1. – 324 с.
        10. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение , 1989. – 253 с.
        11. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Академия , 2000. – 345 с.
        12. Менджерицкая, Д. В. Творческие игры в детском саду [Текст] / Д. В. Менджерицкая – Минск , 1953. – 203 с.
        13. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая - М.: Просвещение , 1982. – 248 с.
        14. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] : Учебно-методическое пособие: НовГУ имени Ярослава Мудрого/ Е. В. Мигунова – Великий Новгород , 2006. – 126 с.
        15. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии  [Текст] / П. И. Пидкасистый - М.: МПУ, 1996. – 263 с.
        16. Театрализованные игры дошкольников [Текст] :Игра дошкольника / Н. А. Реуцкая; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение , 1989. – 145 с.
        17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком. , 1998. - 720 с.
        18. Стрелкова, Л. П. Игры-драматизации [Текст] : Эмоциональное развитие дошкольника / Л. П. Стрелкова ; Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение , 1985. – 328 с.
        19. Стрелкова, Л. П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации [Текст] / Л. П. Стрелкова - М.: АПН СССР , 1979. – 96 с.
        20. Стрелкова, Л. П. Игровое воспитание детей [Текст] / Л. П. Стрелкова – М.: Издательский центр «Академия» , 2004. – 336 с.
        21. Стрелкова, Л. П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения [Текст] : Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Л. П. Стрелкова; Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М.: Просвещение ,1986.- С.70-100.
        22. Стрелкова, Л. П. Творческое воображение: эмоции и ребенок [Текст] / Л. П. Стрелкова // Обруч. – 1996. - № 3. – С. 3 – 5.
        23. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] \ Г. А. Урунтаева - М.: Академия , 1997 – 298 с.
        24. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст]: Художественное творчество и ребенок / Л. С. Фурмина – М.: Просвещение , 1972. – 115 с.
        25. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин – М.: Просвещение , 1978. – 304с.
        26. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Е. А. Дубровской. - М.: Академия , 2002. – 301 с.

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии