Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости –  закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий». Внесли атрибуты как для мужских ролей, так и для женских.

Тем самым, пополняя предметно  – развивающую среду для театрализованной деятельности детей, мы создали в группе уголок театрализованных игр.  Кроме того, во время реализации комплекса разработанных нами театрализованных игр также продолжали создавать атрибуты к играм. Интересным было то, что Катя К., узнав, что будем инсценировать сказку «Колобок», самостоятельно сделала маску Колобка для будущей игры.

Далее, мы приступили к  реализации разработанного нами комплекса  театрализованных игр.

Занятия по развитию эмпатии проводились во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Учитывая то, что произведения  «Колобок» и «Репка» очень  хорошо знакомы детям, то мы не перечитывали эти сказки, а предоставили возможность  детям пересказать эти сказки. В пересказе принимали участие все дети экспериментальной группы. Затем приступили к упражнениям, содержанием которых были показ одного из героев с учетом его характера. Ваня П., Алена К., Катя К., Вика О. с интересом приступили к показу своих героев (дети сами определили, кто кем будет), при этом использовали и мимику и пантомимику, отражающую характер героев, а вот Кристина С., Аня Ч., Маша А., Дима Р. первоначально затруднялись в показе своих героев. Поэтому, с каждым из этих детей мы провели дополнительную индивидуальную работу (рассматривание иллюстраций эмоциональных состояний и отображение их перед зеркалом, проигрывание ролей в соответствии с характером героев.

В результате, все дети экспериментальной группы с удовольствием  приняли участие в инсценировках сказок. Позже, Сергей К., Илья О. и Катя К. в самостоятельной деятельности организовали театрализованные игры с сюжетом этих сказок. Аня Ч. и Алена К. помогли этим детям в организации игрового пространства (создали зрительный зал, усадив туда кукол и мягкие игрушки).

Трудности возникли при  организации сказки «Теремок», так  как при пересказе сказки Илья О. и Сергей К. вспомнили второй вариант  сказки, где сказка заканчивается  лишь тем, что медведь сломал теремок, и звери разбежались. В результате при обсуждении характеров героев и как их изображать, Сергей К. и Ваня П. предложили два характера медведя: «злой» и «добрый, просто неуклюжий». Вика О. предложила «поиграть сначала так, а потом со злым». Поэтому получилось две инсценировки с разными медведями.  И так как, дети уже получили опыт театрализованной деятельности (инсценировка по данной сказки предпоследняя в перспективном плане), то все дети своих героев изображали эмоционально, используя и мимику, и пантомимику, и интонации.

После каждой инсценировки мы беседовали с детьми, анализировали проигранные сказки. При этом, нам было важно подчеркнуть отношение окружающих к героям, которые проявляли сострадание, оказывали помощь, сочувствие. Их уважали, любили. И напротив, какое отношение было к героям, которые оставались равнодушными в той или иной ситуации, не оказывали помощь и поддержку тем, кто нуждался в ней. Такие выводы после каждой театрализованной игры помогали детям в возможности выбора собственной позиции (проявлять эмпатию или нет). Это можно было наблюдать в свободной деятельности детей.  Так, Сергей К., увидев, что Дима Р. мешает девочкам играть, сделал замечание: «Ты, что как медведь в «Теремке», ломаешь все». На что услышал ответ: «Я как добрый медведь, предлагаю им играть вместе». После чего, Дима Р. предложил девочкам построить для их кукол Барби домики.

Благодаря участию детей  в театрализованной игре, они смогли почувствовать на себе все события  произведений, поведение героев, и  затем сделать самостоятельные  выводы.

После проведения с детьми старшего дошкольного возраста театрализованных игр и игр-упражнений, направленных на развитие эмпатии, нами было отмечено, что дети стали более внимательны друг другу, стали проявлять сострадание, оказывали помощь, сочувствие друг к другу, у них стала более развита мимика, пантомимика, движения стали более уверены, расширился творческий потенциал, повысился интерес к театрализованным играм. Дети все чаще стали в своей свободной игровой деятельности обращаться к театрализованным играм. 

Все это позволило  нам предположить, что, благодаря  театрализованным играм, у детей  развивается эмпатия. Для подтверждения  нашего предположения мы провели  контрольный эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста

 

Для выявления эффективности  выдвинутых условий гипотезы, которые  были созданы во время формирующего эксперимента, был проведен контрольный  эксперимент. На этом этапе мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Сначала мы также провели  наблюдение за детьми в повседневной жизни, записав полученные данные в  таблице 6.

Таблица 6

Результаты  наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в повседневной жизни на  этапе контрольного эксперимента

 

Имя ребенка

Дни наблюдений

итог

Итоговый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ваня П.

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

27

1,8

Алена К.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

20

1,2

Вика О.

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

18

1,2

Кристина С.

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

27

1,8

Катя К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

Аня Ч.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

17

1,1

Илья О.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

Сергей К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

Маша А.

2

1

2

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

27

1,5

Дима Р.

1

1

1

0

2

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

15

1


 

Как видно из данных, отраженных в таблице 6, у 5 детей (50 %) высокий  уровень проявления эмпатии и  сочувствия к сверстникам, у 5 детей (50 %) – средний.  Полученные данные на этапах констатирующего и контрольного экспериментов отразили в диаграмме 2, что позволило нам увидеть положительную динамику и провести сравнительный анализ.

Диаграмма 2. Результаты наблюдений на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

 

Сравнительный анализ наблюдения показал, что высокий уровень  увеличился на 40%, низкий - уменьшился  на 30%, средний - уменьшился на 10%.

 Следующим этапом  исследования было проведение  методики 1 (автор Г. А. Урунтаева)

Задача: выявить динамику понимания детей эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.

Количественные результаты обследования занесены в таблицу 7.

 

Таблица 7

 Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Имя ребенка

Картинка, №

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ваня П.

 +

-

-

+

-

+

-

+

-

4

Алена К.

-

+

+

-

+

+

+

+

+

7

Вика О.

+

-

+

+

-

+

+

+

+

7

Кристина С.

+

+

-

+

+

+

-

-

+

6

Катя К.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

7

Аня Ч.

-

-

+

+

-

+

+

+

+

6

Илья О.

-

+

+

-

+

+

+

+

+

7

Сергей К.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

7

Маша А.

+

+

-

+

-

+

-

+

-

5

Дима Р.

-

+

-

+

-

+

+

+

+

6


 

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие  выводы о понимании детей эмоциональных  состояний людей изображенных на картинке:

Высокий – 5 детей (50%);

Средний – 5детей (50%);

Низкий – 0 детей.

Диаграмма 3. Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке,

на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

 

Было установлено, что у 2 детей (20%) был повышен уровень понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.

Далее мы использовали методику 2 (автор Е. В. Никифорова). Нашей задачей  было изучение способности ребенка  адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.

Таблица 8

Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии

 

Имя ребенка

Вопрос , №

Итог

1

2

3

4

 

Ваня П.

1

1

2

1

5

Алена К.

1

1

2

1

5

Вика О.

0

1

2

1

4

Кристина С.

1

1

1

1

4

Катя К.

2

1

1

1

5

Аня Ч.

1

1

1

1

4

Илья О.

1

2

1

1

5

Сергей К.

1

2

1

0

4

Маша А.

1

1

2

1

5

Дима Р.

1

2

1

0

4


 

Анализ беседы показал  нам, что у 5 детей (50%) средний уровень  способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации, а у 5 – высокий  уровень. Таким образом, высокий уровень повысился на 40 %., что можно увидеть на диаграмме 4.

 

 

Диаграмма 4 . Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии

на  этапах констатирующего и контрольного экспериментов

 

Далее приступили к изучению отношения к театрализованной игре старших дошкольников (методика 3). Результаты занесли в таблицу 9.

Таблица 9

Результаты изучения отношения дошкольников к театрализованной игре

Имя ребенка

Номер вопроса

Уровень развития эмпатии

1

2

3

4

5

6

7

Ваня П.

+

+

-

+

-

+

+

С

Алена К.

+

+

+

+

-

+

+

В

Вика О.

+

-

+

+

+

-

+

С

Кристина С.

+

+

+

+

+

+

+

В

Катя К.

+

+

+

+

+

+

+

В

Аня Ч.

+

-

+

-

+

+

+

С

Илья О.

+

+

+

+

+

-

+

В

Сергей К.

+

+

+

+

+

-

+

В

Маша А.

+

+

-

+

-

+

-

С

Дима Р.

+

+

-

+

+

+

-

С

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии