Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Принцип эстетической организации,
сочетание привычных и
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий». Внесли атрибуты как для мужских ролей, так и для женских.
Тем самым, пополняя предметно
– развивающую среду для
Далее, мы приступили к реализации разработанного нами комплекса театрализованных игр.
Занятия по развитию эмпатии проводились во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Учитывая то, что произведения «Колобок» и «Репка» очень хорошо знакомы детям, то мы не перечитывали эти сказки, а предоставили возможность детям пересказать эти сказки. В пересказе принимали участие все дети экспериментальной группы. Затем приступили к упражнениям, содержанием которых были показ одного из героев с учетом его характера. Ваня П., Алена К., Катя К., Вика О. с интересом приступили к показу своих героев (дети сами определили, кто кем будет), при этом использовали и мимику и пантомимику, отражающую характер героев, а вот Кристина С., Аня Ч., Маша А., Дима Р. первоначально затруднялись в показе своих героев. Поэтому, с каждым из этих детей мы провели дополнительную индивидуальную работу (рассматривание иллюстраций эмоциональных состояний и отображение их перед зеркалом, проигрывание ролей в соответствии с характером героев.
В результате, все дети экспериментальной группы с удовольствием приняли участие в инсценировках сказок. Позже, Сергей К., Илья О. и Катя К. в самостоятельной деятельности организовали театрализованные игры с сюжетом этих сказок. Аня Ч. и Алена К. помогли этим детям в организации игрового пространства (создали зрительный зал, усадив туда кукол и мягкие игрушки).
Трудности возникли при организации сказки «Теремок», так как при пересказе сказки Илья О. и Сергей К. вспомнили второй вариант сказки, где сказка заканчивается лишь тем, что медведь сломал теремок, и звери разбежались. В результате при обсуждении характеров героев и как их изображать, Сергей К. и Ваня П. предложили два характера медведя: «злой» и «добрый, просто неуклюжий». Вика О. предложила «поиграть сначала так, а потом со злым». Поэтому получилось две инсценировки с разными медведями. И так как, дети уже получили опыт театрализованной деятельности (инсценировка по данной сказки предпоследняя в перспективном плане), то все дети своих героев изображали эмоционально, используя и мимику, и пантомимику, и интонации.
После каждой инсценировки мы беседовали с детьми, анализировали проигранные сказки. При этом, нам было важно подчеркнуть отношение окружающих к героям, которые проявляли сострадание, оказывали помощь, сочувствие. Их уважали, любили. И напротив, какое отношение было к героям, которые оставались равнодушными в той или иной ситуации, не оказывали помощь и поддержку тем, кто нуждался в ней. Такие выводы после каждой театрализованной игры помогали детям в возможности выбора собственной позиции (проявлять эмпатию или нет). Это можно было наблюдать в свободной деятельности детей. Так, Сергей К., увидев, что Дима Р. мешает девочкам играть, сделал замечание: «Ты, что как медведь в «Теремке», ломаешь все». На что услышал ответ: «Я как добрый медведь, предлагаю им играть вместе». После чего, Дима Р. предложил девочкам построить для их кукол Барби домики.
Благодаря участию детей в театрализованной игре, они смогли почувствовать на себе все события произведений, поведение героев, и затем сделать самостоятельные выводы.
После проведения с детьми старшего дошкольного возраста театрализованных игр и игр-упражнений, направленных на развитие эмпатии, нами было отмечено, что дети стали более внимательны друг другу, стали проявлять сострадание, оказывали помощь, сочувствие друг к другу, у них стала более развита мимика, пантомимика, движения стали более уверены, расширился творческий потенциал, повысился интерес к театрализованным играм. Дети все чаще стали в своей свободной игровой деятельности обращаться к театрализованным играм.
Все это позволило нам предположить, что, благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмпатия. Для подтверждения нашего предположения мы провели контрольный эксперимент.
Для выявления эффективности выдвинутых условий гипотезы, которые были созданы во время формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент. На этом этапе мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Сначала мы также провели наблюдение за детьми в повседневной жизни, записав полученные данные в таблице 6.
Таблица 6
Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в повседневной жизни на этапе контрольного эксперимента
Имя ребенка |
Дни наблюдений |
итог |
Итоговый уровень | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |||
Ваня П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
27 |
1,8 |
Алена К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
20 |
1,2 |
Вика О. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
18 |
1,2 |
Кристина С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
27 |
1,8 |
Катя К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
2 |
Аня Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
17 |
1,1 |
Илья О. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
2 |
Сергей К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
2 |
Маша А. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
27 |
1,5 |
Дима Р. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
1 |
Как видно из данных, отраженных в таблице 6, у 5 детей (50 %) высокий уровень проявления эмпатии и сочувствия к сверстникам, у 5 детей (50 %) – средний. Полученные данные на этапах констатирующего и контрольного экспериментов отразили в диаграмме 2, что позволило нам увидеть положительную динамику и провести сравнительный анализ.
Диаграмма 2. Результаты наблюдений на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Сравнительный анализ наблюдения показал, что высокий уровень увеличился на 40%, низкий - уменьшился на 30%, средний - уменьшился на 10%.
Следующим этапом исследования было проведение методики 1 (автор Г. А. Урунтаева)
Задача: выявить динамику понимания детей эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.
Количественные результаты обследования занесены в таблицу 7.
Таблица 7
Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Имя ребенка |
Картинка, № |
Итог | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Ваня П. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4 |
Алена К. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Вика О. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Кристина С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
Катя К. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
Аня Ч. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Илья О. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Маша А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
5 |
Дима Р. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
По результатам проведенного
эксперимента можно сделать следующие
выводы о понимании детей
Высокий – 5 детей (50%);
Средний – 5детей (50%);
Низкий – 0 детей.
Диаграмма 3. Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке,
на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Было установлено, что у 2 детей (20%) был повышен уровень понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.
Далее мы использовали методику 2 (автор Е. В. Никифорова). Нашей задачей было изучение способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.
Таблица 8
Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии
Имя ребенка |
Вопрос , № |
Итог | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Ваня П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Алена К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Вика О. |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Кристина С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Катя К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Аня Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Илья О. |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Сергей К. |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Маша А. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Дима Р. |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Анализ беседы показал нам, что у 5 детей (50%) средний уровень способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации, а у 5 – высокий уровень. Таким образом, высокий уровень повысился на 40 %., что можно увидеть на диаграмме 4.
Диаграмма 4 . Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии
на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Далее приступили к изучению отношения к театрализованной игре старших дошкольников (методика 3). Результаты занесли в таблицу 9.
Таблица 9
Результаты изучения отношения дошкольников к театрализованной игре
Имя ребенка |
Номер вопроса |
Уровень развития эмпатии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Ваня П. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
С |
Алена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
В |
Вика О. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
Кристина С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
Катя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
Аня Ч. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
С |
Илья О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
Маша А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
С |
Дима Р. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
С |
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии