Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л. С. Выготский, Л. С. Зеньковский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. И. Неверович, В. Т. Кудрявцев, Л. П. Стрелкова и др.)
Так, П. М. Якобсон отмечает, что эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит становление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка.
Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.
Старший дошкольный возраст – очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Вместе с тем их дальнейшее развертывание создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Развитие и усложнение этих образований дает благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатов, переживаниях, чувствах.
"Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали, как свои собственные, приводит, фигурально выражаясь, к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной" - пишет известный отечественный психолог Александр Владимирович Запорожец [9, с.158]
Эта аффективная или
эмоциональная децентрация
В зарубежных школах психологии эмпатия изучалась у детей в связи с изучением проблем личности ребенка.
Так, А. Валлон намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. Автор отмечает, что ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. По А.Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Ситуация симпатии подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (около 5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения. Автор отмечает, что по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости [3, с.150 ]
Анализу эмпатии у
детей посвятила свою монографию
Мерфи, которая определяет эмпатию
как способность к
А вот, В. Штерн, анализируя формирование личности ребенка, представил более сложную динамику эгоистических и альтруистических тенденций в поведении ребенка и роль чувства симпатии в борьбе этих тенденций. Он полагал, что симпатия это первичная эмоция, и на ее основе развиваются социальные чувства. В. Штерн отметил, что уже в 2-3 года ребенок способен заражаться чувством другого, идентифицировать себя с объектом симпатии, совершать альтруистические поступки. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь), которые являются предпосылкой к формированию к «чувствам с другими» (сострадание, сорадость). Любовь к близким людям (окружающим), по мнению В.Штерна, ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдание других людей, к развитию альтруистического поведения [26,с. 205].
Проблемой развития эмпатии у детей дошкольного возраста занимались и отечественные психологи.
Следует отметить, что Л. Н. Галигузова выделила этапы эмпатийного проявления:
Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они имеют форму эмоциональной идентификации, подражания, эмоционального заражения, и они пока связаны еще только с очень близкими людьми - родственниками. Так, полугодовалый ребенок сопереживает горю матери, чувствует ее состояние.
С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих чувств с чувствами другого. Эти возрастные границы совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития, который базируется на механизме «эмоционального заражения».
В дошкольном возрасте к трем годом данный механизм утрачивает свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя «в положение» другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием, непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений. » [16,с. 57].
Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольном детстве выделил А. В. Запорожец, и выглядит она следующим образом: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию. » [9, с.216]
Также как и А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова изучала
динамику мотивационно-эмоциональных
сдвигов у дошкольников при восприятии
произведений художественной литературы.
Автор считает, что эмпатийный процесс
представляет собой цепочку: сопереживание-сочувствие-
Изучение эмпатийной цепочки приводит к заключению: результативность разрешения эмпатогенных ситуаций зависит от того, овладел ли ребенок механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие и др. Отсюда: развитие эмпатии - это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; умения выражать сострадание другому конкретными действиями.
Важным для нашей работы является то, что Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская отмечают, что особенности проявления эмпатии у ребенка-дошкольника в самом общем виде зависят от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:
• индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности;
• характер мотивации личности;
• степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним;
• интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;
• симпатический дистресс;
• представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний;
• социально-нравственные установки и требования [5, с.8]
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Складывается иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Появляется система, которую психологи называют эмоциональной характеристикой личности. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
Что касается непосредственно развития эмпатии, то ее становление происходит на всех этапах развития личности и является одним из важных показателей социализации человека, культуры межличностных отношений. Для успешного участия в совместной практической и духовной деятельности необходима ориентация в эмоциональном мире людей. Так, эмоционально - чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, они более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации.
Основой нравственного поведения дошкольника является сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация – это первый компонент эмпатийного процесса. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Оказание помощи порождает сорадование.
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии