Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Успешный переход от одного этапа развития эмпатии к другому обеспечит специально – организованное обучение. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Для современного этапа
развития системы дошкольного
Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова отмечают, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям [26, с.251, с. 267].
Таким образом, можно утверждать, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С. Выготский театрализованную игру рассматривает как драматизацию, Е. Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность» и «игра-драматизация», В. Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей, таких как М. А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» [14, с.68].
На наш взгляд, более подробную формулировку дает И. Г. Вечканова. Она понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету - сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [10, с.58]
Таким образом, мы видим из определений театрализованной деятельности, что структура театрализованной игры идентична структуре сюжетно – ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения [25, с.51].
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».
«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.
Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина выделяют особенности театрализованной игры - это литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. [24, с.21], [1, с.151].
Важно, что в театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. А это в свою очередь ведет к развитию эмоциональной сферы ребенка, к развитию эмпатии.
Учитывая то, что развитие эмпатии во многом зависит от мотивационной сферы ребенка, то для нас также важным является исследование Л. П. Стрелковой, которая утверждает, что в театрализованной игре реализуются три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста.
1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2) Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей, по мнению автора (и мы согласны с ним) является формирование таких качеств личности, как:
— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
— активность, которая предполагает
способность владеть
— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
1. Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
2. Когнитивного, связанного с познанием
другого человека, способностью
понять его особенности,
3. Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения. [18, с.228].
Таким образом, мы видим, что выделенные выше особенности театрализованной игры (литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей; структура театрализованной игры, а именно принятие роли и выполнение игровых действий в соответствии с ролью, что требует осознание и принятие ребенком эмоциональной составляющей этой роли; удовлетворение основных потребностей ребенка в процессе театрализованной игры, ведущее к формированию качеств личности) указывают на то, что ее возможности в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста велики.
Так, Т. Гайворонская выделяет следующие педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников:
• театрализованная деятельность - это игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность);
• клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр) в дошкольном возрасте является игровой образ, требующий от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;
• репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;
• театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.
• длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию:
каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными и педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками. [5, с.12].
Но реализация возможностей
театрализованной игры в
В связи, с чем для нас является важным утверждение С. А. Козловой и Т. А. Куликовой о том, что подготовленность к театрализованной игре определяется как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе [11, с.209].
Для осуществления руководства театрализованной игрой необходимо обратиться к классификации театрализованных игр.
Существует множественность
точек зрения на классификацию
игр, составляющих театрально-
Предметные и непредметные игры в классификации Л. С. Фурминой [24, с.93 ].
Е. Л. Трусова дифференцирует театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам [14, с. 96].
Для нашей работы наиболее приемлемая классификация представленная Л. В. Артемовой, так как в ее основе лежат средства изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Итак, Л. В. Артемова театрализованные игры классифицирует на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации [1,с. 15].
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
1. Игры-драматизации с пальчиками.
2. Игры-драматизации с куклами бибабо.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок.
Персонажи и декорации –
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран.
У детей в старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. Оно становится разнообразнее, чем у малышей. В театрализованных играх находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа).
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии