Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Учитывая то, что мы рассматриваем театрализованную игру как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, то, следуя рекомендациям Т. А. Гайворонской, мы далее приступили к изучению отношения к театрализованной игре старших дошкольников (методика 3).
Для этого детям были заданы следующие вопросы:
За каждый положительный ответ ребенку ставился 1 балл.
Максимальное количество – 7 баллов. Полученные результаты мы разделили на 3 уровня, как предлагает автор методики:
Высокий – 6-7 баллов – проявление понимания театрализованных игр, развитый словарный запас;
Средний – 3-5 балла – ребенок хорошо владеет театрализованными играми, но у него слабое представление о театрализованной игре, и бедный словарный запас;
Низкий – 1-2 балла – ребенок мало знаком с театром, мало принимают участие, либо вообще не принимают участие в театрализованных играх.
В результате проведения беседы была составлена таблица № 4.
Таблица 4
Результаты изучения отношения дошкольников
к театрализованной игре
Имя ребенка |
Номер вопроса |
Уровень развития эмпатии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Ваня П. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
С |
Алена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
В |
Вика О. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Н |
Кристина С. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
Катя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
Аня Ч. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Н |
Илья О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
Маша А. |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Н |
Дима Р. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
С |
Как видно из содержания таблицы, результат этой беседы показал, что на низком уровне находится 30 % опрошенных детей, т. е. 3 ребенка, которые мало знакомы с театром, которые мало принимают участие, либо вообще не принимают участие в театрализованных играх. На среднем уровне тоже 30% детей (3 ребенка). Это дети, которые хорошо владеют театрализованными играми, но у них слабое представление о театрализованной игре, и бедный словарный запас. Дима Р. на вопрос «Кем ты любишь быть в театре зрителем или актером?», ответил - «актером». На вопрос «Какую бы роль ты хотел исполнить на сцене?», ребенок ответил: «Ну, я бы там ходил. В костюме бы был. Человеком – пауком был бы». Дети не вспомнили, в какой театрализованной игре они принимали участие недавно.
На высоком уровне находится 40% детей (4 ребенка), это говорит о понимании театрализованных игр у детей, развитом словарном запасе и о хорошем знании о театре. Большинство детей не ответили на вопрос: «Ты был когда-нибудь в театре? Что тебе там понравилось больше всего?». Мы предполагаем, что это связано с тем, что в городе нет театра, и у них нет возможности посмотреть театр в самом театре кукол.
Полученные результаты отражены на рисунке 3.
Рис. 3 Отношение детей старшего дошкольного возраста к театрализованной игре
Затем мы составили сводную таблицу 5, куда занесли все полученные данные во время исследования на 1 этапе констатирующего эксперимента и на основе этого вывели общий уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Причем, если количество качественных характеристик уровней было равное в связи с четным количеством используемых методик (например, по двум методикам у ребенка высокий уровень, а по двум – средний), мы выводили уровень «в пользу ребенка» (в данном случае - высокий), как рекомендуют Урунтаева Г. А., Немов Р. С. при диагностики детей дошкольного возраста.
Таблица 5.
Сводная таблица данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента
Имя ребенка |
Наблюдение |
Методика № 1 |
Методика № 2 |
Методика 3 |
Общий уровень |
Ваня П. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Алена К. |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Вика О. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
Кристина С. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Катя К. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Аня Ч. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
Илья О. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Сергей К. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Маша А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
Дима Р. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Отразим полученные данные в диаграмме.
Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента
На основе проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что у 7 детей (70%) данной группы средний уровень сформированности эмпатии. Дети не всегда могут адекватно ответить на вопрос, связанный с проявлением сочувствия, с осознанием увиденного на сюжетной картинке поступка. А также не пользуются мимикой, жестами и пантомимой. Кроме того, у детей преобладают общие представления, они не всегда осмыслены и осознаны, и дети не руководствуются ими в повседневной жизни и в своем поведении. 3 ребенка (30% детей) имеют высокий уровень развития эмпатии. Это дети, имеющие хорошо развитую эмпатию, имеют представление о театрализованной игре и театре, так же широкий диапазон эмоциональных состояний, увлечённость, повышенный интерес к предлагаемой ситуации, сочувствие, сопереживание герою, осознание собственных эмоций и желаний
Из общего наблюдения нам видно, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитым эмпатийным проявлением, театрализованной деятельностью и словарным запасом, кто-то из детей стесняется отвечать, боится, что ответит не правильно.
Далее нами была проанализирована предметно –развивающая среда в группе, а именно наличие игрушек и атрибутов для театрализованных игр. Было выявлено, что в группе нет полностью оборудованного уголка для театрализованных игр. Арсенал атрибутов для театрализованных игр и театров очень скуден. Нет условий для самостоятельных театрализованных игр детей. Все, что имеется в группе сложено в коробку и недоступно детям. Таким образом, анализ результатов проведённого диагностического исследования указывает на необходимость поиска возможности по развитию эмпатии в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Формирующий эксперимент проводился с 15 января 2011 года по 15 марта 2011 года, в нем участвовали 10 детей 5-6 лет.
Цель: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Задачи:
Во время формирующего эксперимента мы реализовали возможности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей. Для этого мы создали условия, которые были определены в нашем теоретическом исследовании, а именно:
- отобрали художественные
произведения, являющихся содержанием
театрализованных игр,
- создали развивающую предметную среду, наполнив ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и поддержания интереса детей к театрализованной игре;
- разработали и реализовали
серия театрализованных игр,
Нами были отобраны следующие произведения:
- «Репка»,
- «Колобок»,
- «Крошечка – Хаврошечка»,
- «Лиса, заяц и петух»,
- «Теремок»,
- «Гуси – лебеди».
Отбор произведений осуществляли с учетом критериев, выделенных Т. А. Гайворонской. Данные произведения соответствуют поставленной цели - развитию эмпатии дошкольников; их содержание доступно детям и соответствует личному опыту детей (с учетом того, что дети экспериментальной группы практически не занимались раньше театрализованной деятельностью); дают возможность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях. Кроме того, текстам данных произведений свойственна сюжетность, динамичность. На основе отобранных произведений нами было разработано перспективный план по развитию эмпатии.
Перспективное планирование по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры
неделя |
Тема занятия, цель |
Игры, игровые упражнения, цель |
1 |
Импровизация русской народной сказки «Репка» Цель: Развитие способности понимать и оценивать поступки героев литературных произведений. |
1.«Измени голос» Цель: Развитие умения детей пользоваться интонациями для отражения эмоционального состояния. 2.«Отгадай загадку, изобрази» Цель: Развитие умения детей использовать мимику и жесты в отображении образа. 3.« Сурдопереводчики» Цель: Развитие мимики, жестов, пантомимики. |
2 |
Импровизация русской народной сказки «Колобок» Цель: Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. |
1.«Зайку испугали» Цель: Привлечение детей к активному участию в театрализованной игре. |
3 |
Импровизация сказки «Крошечка – Хаврошечка» Цель: Обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления содействия в игровом контексте театрализованной деятельности. Развитие умения строить диалог с партнером, пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией. |
1.«Игра с платком» Цель: Снятие эмоционального напряжения, предоставление детям возможность творчески выразить себя, развитие способности к переключению внимания с одного образа на другой. 2.«Встреча с другом» Цель: Развитие эмпатии, способность понимать эмоциональное состояние другого человека. 3.«Животные во дворе» Цель: Развитие выразительности жестов, мимики, пантомимики. |
4 |
Импровизация сказки «Лиса, заяц и петух» Цель: Воспитание положительного отношения к проявлениям эмпатии. Практическое применение способов эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях в театрализованной деятельности. |
1.«Игра тень» Цель: Формирование умения действовать слаженно, дружно; умения с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции. 2.«Эмоции и чувства» Цель: Применение мимики, жестов, пантомимики, развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 3.«Пантомима» Цель: Формирование умения действовать слаженно, дружно; умения с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции. |
5 |
Импровизация сказки «Теремок» Цель: Развитие умения строить диалог с партнером, пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией. Воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. |
1.«Доброе утро» Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности жестов, мимики, пантомимики. 2.«Где мы были, мы не скажем» Цель: Развитие у детей умения перевоплощаться. |
6 |
Импровизация сказки «Гуси – лебеди» Цель: Развитие умения пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. |
1.«Очень худой ребенок» Цель: Отреагирование эмоционального состояния (сострадание, печаль). 2.«Поиграем-угадаем» Цель: Развитие у детей желания участвовать в театрализованных играх, развитие пантомимических навыков. |
После отбора произведений приступили к обогащению предметно – развивающей среды, привлекая к этому детей. Первоначально мы перечитали отобранные произведения, вместе с детьми, разобрали поступки персонажей, мотивы поведения и т. д. Затем предложили детям «поиграть в театр», то есть инсценировать эти сказки. Получив согласие детей, сказали, что необходимы атрибуты и то, что их можно сделать самим. Все дети экспериментальной группы заинтересовались предложением и с интересом приступили к созданию атрибутов и необходимого материала. Кроме того, мы внесли в группу ширму и несколько видов театров.
Опираясь на рекомендации В. А. Деркунской, внесли:
Также, добавили атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал). В литературном уголке разместили книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
Кроме того, при построении предметно – развивающей среды опирались на принципы, выделенные В. А. Петровским, а именно:
Принцип дистанции. В группе подобрана была уже мебель с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности. Реализовали путем участия детей в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности. Ширма для театрализованных игр подобрали легкую, чтобы дети сами могли ее переносить и организовывать игру в любой части групповой комнаты, но при этом хранится ширма в определенном месте.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Уголок театрализованной деятельности не заменил какие – то другие зоны, существующие в группе, а просто был добавлен и органично влился в предметно – развивающую среду группы.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Был осуществлен оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству.
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии