Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Второе условие предполагает организацию пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций. То есть мы говорим о том, что необходимо создать предметную среду, способствующую развитию у детей интереса к театрализованной деятельности.
А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская рекомендуют, пространство взаимодействия воспитателя с детьми организовать как 'Театр добра". В игровой зоне организуется мастерская "Чувств и настроений". Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: "бибабо", настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф. Костюмерная предполагает наличие атрибутов для работы над созданием образа ребенком и развития различны» игровых позиций дошкольников: "актер", "режиссер" "зритель", "оформитель". Здесь целесообразно размещение костюмов, грима, игровых атрибутов, масок, кукол, декораций, различных материалов для изготовления театральных атрибутов, книг, музыкальных произведений, афиш. Все это будет способствовать развитию и поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, откроет широкие возможности для создания ребенком собственного художественного образа, освоения различных игровых позиций, развития творческих способностей.
Н. В. Микляева рекомендует в группе детского сада организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов.
Опираясь на рекомендации В. А. Деркунской, мы считаем, что в уголке должны располагаться:
Кроме того, рекомендуется в литературном уголке хранить книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.
Кроме того, учитывая то, что дети старшего дошкольного возраста могут сами создавать атрибуты, игрушки для театрализованных игр, а игрушки, например, настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала, мы считаем, что необходимо в уголке для театрализованных игр и представлений иметь материал для изготовления, как атрибутов, так и игрушек, схемы этапов изготовления.
Кроме того, при построении предметно – развивающей среды следует опираться на принципы, выделенные В. А. Петровским, а именно:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей. Например, ширма для театрализованных игр должна быть легкой, чтобы дети сами могли ее переносить и организовывать игру в любой части групповой комнаты, но при этом хранится ширма в определенном месте.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Дети одновременно могут использовать для игр несколько видов театров.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Как можно больше внести в уголок театральной деятельности атрибутов, возможно наличие нескольких видов театра на одну и ту же сказку. Либо, несколько универсальных кукол для игр (например, бабка и дед во многих сказках, а значит их может быть несколько варианотов).
Принцип эстетической организации,
сочетание привычных и
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Атрибуты как для мужских ролей, так и для женских.
Соблюдение третьего условия предполагает, осуществление строгого отбора художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности. Очень точными, на наш взгляд являются критерии, предложенные Т. Гайворонской:
-соответствие литературного материала поставленной цели - развитию эмпатии дошкольников;
-доступность содержания
детям, его соответствие
-сюжетность, динамичность литературных текстов;
-способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
Автор рекомендует следующие произведения для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
Работу необходимо осуществлять в подгруппах: шесть-восемь человек [5, с. 21].
Подводя итог, можно утверждать, что участие в театрализованной деятельности, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.
Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
То есть можно говорить о том, что потенциал театрализованной деятельности детей в развитии эмпатии высок, так как:
И этот потенциал театрализованной игры реализуется лишь при создании определенных условий:
- разработана и реализована серия театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;
- осуществлен отбор
художественных произведений, являющихся
содержанием театрализованных
- развивающая предметная
среда наполнена необходимыми
атрибутами для создания
Вывод по I главе
Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволил нам сделать следующий вывод.
Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента:
1) сопереживание - в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние);
2) сочувствие - ослабление
или полное исчезновение
3) импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;
4) реальное содействие, оказание помощи.
Эмпатия – это одна из составляющих эмоционального развития. У детей старшего дошкольного возраста эмоциональное развитие связано с появлением нравственных мотивов, что определяет иерархию мотивов. Успешность социализации ребенка, построения межличностных отношений напрямую зависит от развития эмпатии. В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием, непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
Успешный переход от одного этапа развития эмпатии к другому обеспечит специально – организованное обучение. При этом особую роль мы отдаем театрализованной деятельности. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.
Очевидно, что возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников заключаются в том, что:
- во-первых, это игровая деятельность, сущность которой связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, со способностью занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность);
- во-вторых, клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр), в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которые требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания; глубокого чувственного вхождение в содержание исполняемой роли;
- в-третьих, репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждают детей к активной работе; от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывают у дошкольников подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;
- в-четвертых, театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию;
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии