Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

Второе условие предполагает организацию  пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций. То есть мы говорим о том, что необходимо создать предметную среду, способствующую развитию у детей интереса к театрализованной деятельности.

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская рекомендуют, пространство взаимодействия воспитателя с детьми организовать как 'Театр добра". В игровой зоне организуется мастерская "Чувств и настроений". Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: "бибабо", настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф. Костюмерная предполагает наличие атрибутов для работы над созданием образа ребенком и развития различны» игровых позиций дошкольников: "актер", "режиссер" "зритель", "оформитель". Здесь целесообразно размещение костюмов, грима, игровых атрибутов, масок, кукол, декораций, различных материалов для изготовления театральных атрибутов, книг, музыкальных произведений, афиш. Все это будет способствовать развитию и поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, откроет широкие возможности для создания ребенком собственного художественного образа, освоения различных игровых позиций, развития творческих способностей.

Н. В. Микляева рекомендует в группе детского сада организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов.

Опираясь на рекомендации В. А. Деркунской, мы считаем, что в уголке должны располагаться:

  • различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал) [5, с.12].

Кроме того, рекомендуется  в литературном уголке хранить книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.

Кроме того, учитывая то, что дети старшего дошкольного возраста могут сами создавать атрибуты, игрушки  для театрализованных игр, а игрушки, например, настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала, мы считаем, что необходимо в уголке для театрализованных игр и представлений иметь материал для изготовления, как атрибутов, так и игрушек, схемы этапов изготовления.

Кроме того, при построении предметно – развивающей среды  следует опираться на принципы, выделенные В. А. Петровским, а именно:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, настольного театра.

Принцип стабильности –  динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей. Например, ширма для театрализованных игр должна быть легкой, чтобы дети сами могли ее переносить и организовывать игру в любой части групповой комнаты, но при этом хранится ширма в определенном месте.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Дети одновременно могут использовать для игр несколько видов театров.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Как можно больше внести в уголок театральной деятельности атрибутов, возможно наличие нескольких видов театра на одну и ту же сказку. Либо, несколько универсальных кукол для игр (например, бабка и дед во многих сказках, а значит их может быть несколько варианотов).

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для  девочек и мальчиков проявлять  свои склонности в соответствии с  принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности. Атрибуты как для мужских ролей, так и для женских.

Соблюдение третьего условия предполагает, осуществление строгого отбора художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности. Очень точными, на наш взгляд являются критерии, предложенные Т. Гайворонской:

-соответствие литературного  материала поставленной цели - развитию эмпатии дошкольников;

-доступность содержания  детям, его соответствие личному  опыту дошкольников;

-сюжетность, динамичность  литературных текстов;

-способность иллюстрировать  различные модели поведения в  схожих ситуациях.

Автор рекомендует следующие произведения для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  • "Хорошее настроение" Г. Граубин;
  • цикл стихотворений "Вовка - добрая душа", "Егор не любит грусти", "Непростая загадка", "Святая ложь", "Два снежка", "Ссора", "Есть такие-мальчики", "Рукавички я забыла", "В дождь" А. Барто;
  • "Где она?", "Радость", "Посидим в тишине", "Что сказал вежливый", "Подарок", "Котенок" Е. Благининой;
  • "Подружился-раздружился", "Ссора" С. Погореловского;
  • "Заботливый брат", "Пропажа" Е. Серовой. 

Работу необходимо осуществлять в подгруппах: шесть-восемь человек [5, с. 21].

Подводя итог, можно утверждать, что участие в театрализованной деятельности, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

То есть можно говорить о том, что потенциал театрализованной деятельности детей в развитии эмпатии высок, так как:

  1. театрализованная деятельность детей – это игра, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольника;
  2. воплощение в игровой образ требует от ребенка эмоционального переживания;
  3. подготовка к спектаклю и процесс восприятия его вызывает желание подражать своим героям;
  4. поэтапная подготовка к спектаклю: обсуждение поступков героев, их осмысление, воплощение в образ героя приводит к поэтапному развитию эмпатии у дошкольников;
  5. отыгрывание положительных поступков в театрализованных играх приводит к переносу способов действия в реальную жизнь детей;
  6. большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на развитие эмпатии ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость (ведь тематика данного вида игр практически не ограничена, а значит может удовлетворять разносторонние интересы детей).

И этот потенциал театрализованной игры реализуется лишь при создании определенных условий:

- разработана и реализована серия театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;

- осуществлен отбор  художественных произведений, являющихся  содержанием театрализованных игр,  иллюстрирующих различные модели  поведения и направленные на  развитие эмпатии;

- развивающая предметная  среда наполнена необходимыми  атрибутами для создания разнообразных  образов и поддержания интереса  детей к театрализованной игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе

Таким образом, анализ психолого  – педагогической литературы позволил нам сделать следующий вывод. 

Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента:

1) сопереживание - в  его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние);

2) сочувствие - ослабление  или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно-следственных связей, понимание позиции объекта, эмпатии, что связано с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания и т.д.);

3) импульс к содействию  или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;

4) реальное содействие, оказание помощи.

Эмпатия – это одна из составляющих эмоционального развития. У детей старшего дошкольного  возраста эмоциональное развитие связано  с появлением нравственных мотивов, что определяет иерархию мотивов. Успешность социализации ребенка, построения межличностных отношений напрямую зависит от развития эмпатии. В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием, непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.

Успешный переход от одного этапа развития эмпатии к  другому обеспечит специально –  организованное обучение.   При этом особую роль мы отдаем театрализованной деятельности. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

Очевидно, что возможности  театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников заключаются  в том, что:

- во-первых, это игровая деятельность, сущность которой связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, со способностью занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность);

- во-вторых, клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр), в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которые требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания; глубокого чувственного вхождение в содержание исполняемой роли;

- в-третьих, репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждают детей к активной работе; от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывают у дошкольников подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;

- в-четвертых, театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию;

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии