Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Приложение 1
Описание методик
1.Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в свободной деятельности в различных ситуациях. В ходе наблюдения отмечались особенности проявления эмоциональной реакции на событие мимического выражения данной реакции, наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова).
Показатели.
1.Особенности поведения
детей: скорость и яркость
2.Соответствие использованных
коммуникативных средств
Обработка результатов.
В ходе анализа показателей, выявленных в процессе наблюдения, были использованы оценки в баллах, которые выставляются ежедневно.
2 балла – замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.
1 балл – периодическое
внимание к партнеру и его
затруднениям; оказание помощи с
целью демонстрирования своего
превосходства; помогает
0 баллов – отсутствие
всякого внимания и помощи
партнеру; к неудачам и к успехам
сверстников относится
Методика 1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (автор Г. А. Урунтаева).
Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых; у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет . ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, а какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
Методика 2. «Представления детей об эмпатии» (автор Е. В. Никифорова).
Направленность: изучение способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.
Инструкция: «Я буду задавать тебе разные опросы, а ты отвечай так как считаешь нужным. Не старайся отвечать правильно. Но говори то, что ты действительно думаешь».
Ребенку задаются вопросы. Вопросы расположены по мере усложнения, два последних вопроса в каждом блоке задаются только при адекватных ответах на предыдущие вопросы.
1.Когда твои друзья радуются, что ты делаешь? |
1 балл – адекватное проявление сорадости (анализ поведения) |
2.Представь, что твои родители чем-то огорчены. Что ты сделаешь? Что скажешь? |
1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий |
3.Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь? |
1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий |
4.Если кого-то из ребят похвалили. Что ты ему скажешь? |
1 балл - адекватное проявление сорадости, гордости |
Анализ результатов: осуществляется количественным подсчетом набранных баллов. Максимальное количество – 6 баллов – показывает высокий уровень специальной осведомленности (объем представлений об эмоциях и чувствах человека) и эмоционально - коммуникативной компетентности (высокий уровень кодирования и декодирования эмоций).
Приложение 2
Конспекты занятий по театрализованной деятельности
1. Чтение и импровизация русской народной сказки «Репка».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, способности к полному перевоплощению, учится понимать эмоциональное состояние героев, сопереживать.
Ход занятия. Воспитатель встречает детей в музыкальном зале. Говорит о том, что сегодня они будут играть сказку «Репка». Напоминает детям сюжет сказки и раздает маски с изображением персонажей. При этом делит детей на подгруппы. Одна часть детей актеры, а другая часть зрители. Объясняя, что зрители нужны, для того, чтобы они смогли увидеть поведение героев произведения и проявление эмоций. Чтобы после показа все вместе смогли обсудить и сделать выводы. Воспитатель озвучивает сказку, а дети показывают сюжет.
После показа детьми сказки «Репка», происходило обсуждение. Воспитатель задавал вопросы детям:
- О чем эта сказка? Что ты понял?;
- Какие поступки в сказке происходили (хорошие или плохие)?;
- Почему они друг другу помогали?
- Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему? и т.д.
2. Импровизация русской народной сказки «Колобок»
Цель: воспитывать у детей интерес к театрализованным играм, желание приобщиться к ним. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, воспитывать сочувствие к стареньким бабушке и дедушке.
Предварительная работа: просмотр диафильма «Колобок».
Ход занятия: роли распределяются между детьми. Ведущим является воспитатель. Была проведена инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей.
Роли распределяли дети при помощи воспитателя. Олег П. который играл деда, в начале хоте отказаться от этой роли, и только после того как понял что будет играть в самом начале и роль его важна - согласился остаться дедом. Остальные дети с удовольствием играли свои роли.
После спектакля была проведена беседа по сказке: где воспитатель вместе с детьми разбирали характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей, и сочувствие к бабушке и дедушке. Дети принимали активное участие в беседе.
3. Чтение, беседа и импровизация сказки «Крошечка – Хаврошечка»
Цель: развивать умение строить диалог с партнером, развивать зрительное, слуховое воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией.
Ход занятия: было проведено предварительное обсуждение игры, в ходе которого воспитатель предлагает найти разные решения проблемных ситуаций и определить последствия тех или иных поступков героев. Воспитатель помогал детям распределить роли, контролировал и направлял действия детей. Участие принимали все дети. После спектакля была проведена беседа с детьми.
- О чем нам рассказывает сказка?
- Какой персонаж тебе
понравился больше всего?
- Что ты чувствовал, когда с героем происходили события?
4. Чтение и импровизация сказки «Лиса, заяц и петух»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, понимание эмоционального состояния персонажа.
Ход занятия: с детьми была проведена предварительная беседа по сюжету сказки. Воспитатель вместе с детьми готовили необходимый материал, атрибуты, костюмы для театрализованной игры. Затем была проведена инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей. После инсценировки отдельных фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.
5. Импровизация сказки «Теремок»
Цель: развивать умение строить диалог с партнером, развивать зрительное, слуховое воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией, понимать эмоциональное состояние героев.
Ход занятия: воспитатель вместе с детьми изготавливали декорации и костюмы для проведения спектакля, где дети принимали активное участие: старались помочь друг другу, воспитателю. Перед импровизацией всего спектакля, была проведена импровизация отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания вживания в роль.
6. Импровизация сказки «Гуси – лебеди»
Цель: закреплять умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, передача образа при использовании средств выразительности (слова, действия).
Ход занятия: дети вместе с воспитателем оформляют зал для проведения спектакля, заранее готовят костюмы и атрибуты. Перед проведением самого спектакля дети проигрывают ту или иную ситуацию, для лучшего понимания эмоций героев, вживания в роль.
После инсценировки отдельных фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.
Приложение 3
Игры и игровые упражнения
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Воспитатель, встречая детей, говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились прически и т.д. неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.
Воспитатель. Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (по лицу, голосу, одежде и т.д.). артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя которого он изображает. Как можно изменить себя? (нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения, походку и т.д.)
Проводиться игра:
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Воспитатель помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
В конце игры воспитатель благодарит, хвалит детей за проделанную работу, отмечает их наиболее значимые достижения в театральной деятельности, подводит итог.
Цель: развивать память, образное мышление детей.
Дети в творческом полукруге. Воспитатель загадывает им загадки:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка –
Белый бок. (заяц)
Много иголок,
И все без ниток. (еж)
Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает.(собака)
Что за девица-краса!
Шубка очень хороша!
Хитрые глазки, пушистый хвост,
Ступает мягко, ласково поет. (лиса)
Воспитатель. Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца (собаку и т.д.)? (ответы детей) у каждого животного есть свои характерные особенности, которые можно изобразить. Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза?
Дети имитируют характерные
движения зайца, ежа, собаки, лисы, медведя.
Воспитатель помогает им найти наиболее
выразительные особенности
Затем воспитатель говорит, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево; предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и изобразить их.
В конце занятия воспитатель хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство.
Цель: развитие мимики, жестов, пантомимики.
Воспитатель предлагает детям рассказать сказку «Репка» людям, которые ни чего не слышат, зато понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Дети делятся на подгруппы.
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии