Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Описание методик

 

1.Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в свободной деятельности в различных ситуациях. В ходе наблюдения отмечались особенности проявления эмоциональной реакции на событие мимического выражения данной реакции, наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений  эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова).

Показатели.

1.Особенности поведения  детей: скорость и яркость эмоционального  реагирования, проявление эмоционального состояния в мимических, пантомимических, интонационных средствах (в том числе открытость – закрытость формы проявления эмоций в данных средствах).

2.Соответствие использованных  коммуникативных средств эмоциональному  содержанию ситуации.

Обработка результатов.

В ходе анализа показателей, выявленных в процессе наблюдения, были использованы оценки в баллах, которые выставляются ежедневно.

2 балла – замечает  затруднение и готов оказать  вербальную или практическую  помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.

1 балл – периодическое  внимание к партнеру и его  затруднениям; оказание помощи с  целью демонстрирования своего  превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.

0 баллов – отсутствие  всякого внимания и помощи  партнеру; к неудачам и к успехам  сверстников относится неадекватно;  отказывается помочь.

 

Методика 1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (автор Г. А. Урунтаева).

Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с  изображением детей и взрослых; у  которых ярко выражено эмоциональное  состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет . ребенку  последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что  он делает? Как он себя чувствует? Как  ты догадался об этом?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных  состояний взрослых и сверстников, а какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика 2. «Представления детей об эмпатии» (автор Е. В. Никифорова).

Направленность: изучение способности ребенка адекватно  воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.

Инструкция: «Я буду задавать тебе разные опросы, а ты отвечай  так как считаешь нужным. Не старайся отвечать правильно. Но говори то, что  ты действительно думаешь».

 Ребенку задаются  вопросы. Вопросы расположены по мере усложнения, два последних вопроса в каждом блоке задаются только при адекватных ответах на предыдущие вопросы.

1.Когда твои друзья радуются, что ты делаешь?

1 балл – адекватное  проявление сорадости (анализ  поведения)

2.Представь, что твои родители чем-то огорчены. Что ты сделаешь? Что скажешь?

1 балл – адекватное  обозначение одного действия

2 балла – адекватное  обозначение двух действий

3.Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь?

1 балл – адекватное  обозначение одного действия

2 балла – адекватное  обозначение двух действий

4.Если кого-то из ребят похвалили. Что ты ему скажешь?

1 балл - адекватное проявление  сорадости, гордости


 

Анализ результатов: осуществляется количественным подсчетом набранных  баллов. Максимальное количество – 6 баллов – показывает  высокий уровень специальной осведомленности (объем представлений об эмоциях и чувствах человека) и эмоционально - коммуникативной компетентности (высокий уровень кодирования и декодирования эмоций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспекты занятий по театрализованной деятельности

 

1. Чтение и импровизация русской народной сказки «Репка».

Цель: учить детей ориентироваться  в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, способности к полному перевоплощению, учится понимать эмоциональное состояние героев, сопереживать.

Ход занятия. Воспитатель  встречает детей в музыкальном  зале. Говорит о том, что сегодня  они будут  играть сказку «Репка». Напоминает детям сюжет сказки и  раздает маски с изображением персонажей. При этом делит детей на подгруппы. Одна часть детей актеры, а другая часть зрители. Объясняя, что зрители нужны, для того, чтобы они смогли увидеть поведение героев произведения и проявление эмоций. Чтобы после показа все вместе смогли обсудить и сделать выводы. Воспитатель озвучивает сказку, а дети показывают сюжет.

После показа детьми сказки «Репка», происходило обсуждение. Воспитатель  задавал вопросы детям:

- О чем эта сказка? Что ты понял?;

- Какие поступки в  сказке происходили (хорошие или плохие)?;

- Почему они друг  другу помогали?

- Кто тебе больше  всех понравился из актеров  спектакля? Почему?  и т.д.

 

2. Импровизация русской народной сказки «Колобок»

Цель: воспитывать у детей интерес к театрализованным играм, желание приобщиться к ним. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, воспитывать сочувствие к стареньким бабушке и дедушке.

Предварительная работа: просмотр диафильма «Колобок».

Ход занятия: роли распределяются между детьми. Ведущим является воспитатель. Была проведена  инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей.

Роли распределяли дети при помощи воспитателя. Олег П. который  играл деда, в начале хоте отказаться от этой роли, и только после того как понял что будет играть в самом начале и роль его важна - согласился остаться дедом. Остальные дети с удовольствием играли свои роли.

После спектакля была проведена беседа по сказке: где воспитатель вместе с детьми разбирали характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей, и сочувствие к бабушке и дедушке. Дети принимали активное участие в беседе.

 

3. Чтение, беседа и импровизация сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Цель: развивать умение строить диалог с партнером, развивать  зрительное, слуховое воображение, упражнять  в четком произношении слов, развивать  умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией.

Ход занятия: было проведено предварительное обсуждение игры, в ходе которого воспитатель предлагает найти разные решения проблемных ситуаций и определить последствия тех или иных поступков героев. Воспитатель помогал детям распределить роли, контролировал и направлял действия детей. Участие принимали все дети. После спектакля была проведена беседа с детьми.

- О чем нам рассказывает  сказка?

- Какой персонаж тебе  понравился больше всего? Почему? Какой у него характер?

- Что ты чувствовал, когда с героем происходили события?

4. Чтение и импровизация сказки «Лиса, заяц и петух»

Цель: учить детей ориентироваться  в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, понимание эмоционального состояния персонажа.

Ход занятия: с детьми была проведена предварительная беседа по сюжету сказки. Воспитатель вместе с детьми готовили необходимый материал, атрибуты, костюмы для театрализованной игры. Затем была проведена  инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей. После инсценировки отдельных фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.

 

5. Импровизация сказки «Теремок»

Цель:  развивать умение строить диалог с партнером, развивать  зрительное, слуховое воображение, упражнять  в четком произношении слов, развивать  умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией, понимать эмоциональное состояние героев.

Ход занятия: воспитатель  вместе с детьми изготавливали декорации  и костюмы для проведения спектакля, где дети принимали активное участие: старались помочь друг другу, воспитателю. Перед импровизацией всего спектакля,  была проведена импровизация отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания  вживания в роль.

 

6. Импровизация сказки «Гуси – лебеди»

Цель: закреплять умение пользоваться интонациями, выражающими  основные чувства, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, передача образа при использовании средств выразительности (слова, действия).

Ход занятия: дети вместе с воспитателем оформляют зал  для проведения спектакля, заранее  готовят костюмы и атрибуты. Перед проведением самого спектакля дети проигрывают ту или иную ситуацию, для лучшего понимания эмоций героев, вживания в роль.

После инсценировки отдельных  фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Игры и игровые  упражнения

 

  1. Игра «Измени голос».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Воспитатель, встречая детей, говорит, что они сегодня очень  красивые: на них другая одежда, у  девочек изменились прически и т.д. неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.

Воспитатель. Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (по лицу, голосу, одежде и т.д.). артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя которого он изображает. Как можно изменить себя? (нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения, походку и т.д.)

Проводиться игра:

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы  и рассказывают, на кого они стали  похожи. Воспитатель помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

В конце игры воспитатель  благодарит, хвалит детей за проделанную  работу, отмечает их наиболее значимые достижения в театральной деятельности, подводит итог.

  1. «Пойми меня».

Цель: развивать память, образное мышление детей.

Дети в творческом полукруге. Воспитатель загадывает им загадки:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Длинноушка – 

Белый бок. (заяц)

Много иголок,

И все без ниток. (еж)

Этот сторож дом охраняет,

 На воров громко  лает.(собака)

Что за девица-краса!

Шубка очень хороша!

Хитрые глазки, пушистый хвост,

Ступает мягко, ласково  поет. (лиса)

Воспитатель. Как вы догадались, что эта загадка именно про  зайца (собаку и т.д.)? (ответы детей) у каждого животного есть свои характерные особенности, которые  можно изобразить. Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза?

Дети имитируют характерные  движения зайца, ежа, собаки, лисы, медведя. Воспитатель помогает им найти наиболее выразительные особенности каждого  героя.

Затем воспитатель говорит, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево; предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и изобразить их.

В конце занятия воспитатель  хвалит детей за смекалку и исполнительское  мастерство.

  1. «Сурдопереводчики».

Цель: развитие мимики, жестов, пантомимики.

Воспитатель предлагает детям рассказать сказку «Репка»  людям, которые ни чего не слышат, зато понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Дети делятся на подгруппы.

  1. «Зайку испугали».

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии