Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
Цель: побуждать детей
к активному участию в
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутек,
Чуть не сбил медведя с ног –
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели!
Нападают на меня! Ой-ой-ой!»
Белка встает на возвышенное место за елкой (стульчик, куб, пенек) и «случайно роняет» шишку на спящего под елкой Зайчика. Заяц просыпается и в испуге бросается наутек, и натыкается на Медведя, отскакивает в сторону и прячется под елку. Медведь с удивлением разводит лапы в стороны, оглядывается и рычит : «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня!»
В инсценировке используются шапочки-маски или элементы театральных костюмов. Все роли выбирают сами дети. Игра проводиться несколько раз.
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Воспитатель. Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Сейчас мы будем актерами.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить:
- бабочку,
- принцессу,
- волшебника,
- бабушку,
- фокусника,
- человека, у которого болит зуб,
- морскую волну,
-лису.
После показа нового персонажа воспитатель задает вопросы детям: «А, кто может показать бабочку (принцессу и т.д.) иначе?»
Цель: применение мимики, жестов, пантомимики; развитие эмпатии, способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Воспитатель читает рассказ:
У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а друг его уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.
Затем просит инсценировать ситуацию.
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики.
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие домашние животные живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.
На сцену вызывается несколько детей, которые будут изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.
Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре – это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т.д. другой ребенок – его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.
Воспитатель объясняет детям значение слов «темп» и «ритм»: «Темп – это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм – это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».
Затем условия меняются. Один ребенок в паре – мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по выбору воспитателя), другой ребенок – его тень. Во время игры дети меняются ролями, а воспитатель подсказывает им, показывает походку зверей.
Цель: применение мимики, жестов, пантомимики, развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
- Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг – последним. Что ты будешь делать, что скажешь?
- Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.
- Мама принесла три
апельсина: тебе и твоему
- Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции.
Дети делятся на две команды. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет, дети другой команды отгадывают (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, воздушный шар, книга, бабочка). Потом меняются местами.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики.
Воспитатель. Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все вместе будем повторять за ним.
Дети, вы знаете, что радоваться могут все: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как вы думаете, животные умеют радоваться? Может быть, у кого-нибудь из вас есть домашние животные? Когда вы приходите домой из садика, оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется? Давайте с вами изобразим домашних животных которые рады нам.
Цель: развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям эта группа детей должна догадаться, что дети делают. При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Цель: отреагирование эмоционального состояния (страдание, печаль).
Воспитатель. Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.
Это кто там печально идет
И печальную песню поет?
Муравей пробежал,
Повалил его с ног,
И вот он лежит одинок.
Муравей повалил его с ног.
Митя из дому шел,
До калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног!
Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).
Цель: побуждать детей
к активному участию в
Воспитатель загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте – кто? (индюк).
Затем дети, изображая индюка, ходят по залу.
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо – превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако, он верблюд или …? (собака)
Дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и т.д.
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает как …(кошка)
Дети изображают кошек: двигаются плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой и т.д.
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес пойдем мы за грибами.
Дети садятся на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.
Тр-р-р, приехали!
Посмотрите – ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке - ядовитые…(поганки)
Дети расходятся по залу и собирают «грибы» (муляжи).
Воспитатель благодарит детей.
Приложение 4
Иллюстрации (эмоциональные состояния)
Приложение 5
Фото 1. Театрализованная игра «Колобок»
Фото 2. Театрализованная игра «Лиса, заяц и петух»
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии