Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

Цель: побуждать детей  к активному участию в театрализованной игре.

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек,

Чуть не сбил медведя  с ног –

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели!

Нападают на меня! Ой-ой-ой!»

Белка встает на возвышенное  место за елкой (стульчик, куб, пенек) и «случайно роняет» шишку  на спящего под елкой Зайчика. Заяц просыпается и в испуге бросается  наутек, и натыкается на Медведя, отскакивает  в сторону и прячется под елку. Медведь с удивлением разводит лапы в стороны, оглядывается и рычит : «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня!»

В инсценировке используются шапочки-маски или элементы театральных  костюмов. Все роли выбирают сами дети. Игра проводиться несколько раз.

  1. «Игра с платком».

Цель: снять эмоциональное  напряжение, дать детям возможность  творчески выразить себя, развивать  способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Воспитатель. Представьте  себе, что мы попали в театр. В  театре есть сцена, актеры и зрители. Сейчас мы будем актерами.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а  также различных движений и мимики изобразить:

- бабочку,

- принцессу,

- волшебника,

- бабушку,

- фокусника,

- человека, у которого  болит зуб,

- морскую волну,

-лису.

После показа нового персонажа  воспитатель задает вопросы детям: «А, кто может показать бабочку (принцессу  и т.д.) иначе?»

  1. «Встреча с другом».

Цель: применение мимики, жестов, пантомимики; развитие эмпатии, способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Воспитатель читает рассказ:

У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал  ходить в детский сад, а друг его  уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.

Затем просит инсценировать  ситуацию.

  1. «Животные во дворе».

Цель: развивать выразительность  жестов, мимики, пантомимики.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие домашние животные живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.

На сцену вызывается несколько детей, которые будут  изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.

  1. «Игра тень».

Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики  передавать различные эмоции.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре – это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т.д. другой ребенок – его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Воспитатель объясняет  детям значение слов «темп» и «ритм»: «Темп – это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм – это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».

Затем условия меняются. Один ребенок в паре – мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по выбору воспитателя), другой ребенок – его тень. Во время игры дети меняются ролями, а воспитатель подсказывает им, показывает походку зверей.

  1. «Эмоции и чувства».

Цель: применение мимики, жестов, пантомимики, развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное  состояние другого человека.

Детям задаются игровые  ситуации, которые они инсценируют.

- Ты участвовал в  соревновании, бежал на скорость  и был первым, а твой друг  – последним. Что ты будешь  делать, что скажешь?

- Твой друг попросил  у тебя твою любимую игрушку,  ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.

- Мама принесла три  апельсина: тебе и твоему другу.  Как ты их поделишь, почему?

- Ребята играют в  интересную игру, а ты опоздал  к началу. Попроси, чтобы тебя  приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут  играть?

  1. «Пантомима».

Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции.

Дети делятся на две  команды. Дети одной команды с  помощью пантомимы показывают предмет, дети другой команды отгадывают (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, воздушный шар, книга, бабочка). Потом меняются местами.

  1. «Доброе утро».

Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики.

Воспитатель. Давайте  представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а  мы все вместе будем повторять  за ним.

Дети, вы знаете, что радоваться могут все: и дети, и взрослые –  мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как вы думаете, животные умеют радоваться? Может  быть, у кого-нибудь из вас есть домашние животные? Когда вы приходите домой из садика, оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется? Давайте с вами изобразим домашних животных которые рады нам.

  1. «Где мы были, мы не скажем».

Цель: развивать у детей  находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Дети делятся на две  группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую  деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям эта группа детей должна догадаться, что дети делают. При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что  делали – покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.

  1. «Очень худой ребенок».

Цель: отреагирование эмоционального состояния (страдание, печаль).

Воспитатель. Ребенок  плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.

Это кто там печально идет

И печальную песню  поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его  с ног.

Митя из дому шел,

До калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его  с ног!

Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем  распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).

  1. «Поиграем – угадаем».

Цель: побуждать детей  к активному участию в театрализованных играх, вызывать положительный эмоциональный  настрой, развивать пантомимические  навыки.

Воспитатель загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил  с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был  никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте – кто? (индюк).

Затем дети, изображая  индюка, ходят по залу.

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось  чудо – превратился он в верблюда!

Стал он лаять и  рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд  или …? (собака)

Дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и  т.д.

Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает как …(кошка)

Дети изображают кошек: двигаются плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой и т.д.

Верно, верно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с  вами в лес пойдем мы за грибами.

Дети садятся на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.

Тр-р-р, приехали!

Посмотрите – ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке - ядовитые…(поганки)

Дети расходятся по залу и собирают «грибы» (муляжи).

Воспитатель благодарит детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Иллюстрации (эмоциональные  состояния)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Фото 1. Театрализованная игра «Колобок»

Фото 2. Театрализованная игра «Лиса, заяц и петух»


Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии