Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

- в-пятых, каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности у старших дошкольников сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками. 

Но чтобы потенциал  театрализованной деятельности для  развития эмпатии детей был реализован необходимо соблюдение условий:

- разработана и реализована серия театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;

- осуществлен отбор  художественных произведений, являющихся  содержанием театрализованных игр,  иллюстрирующих различные модели  поведения и направленные на  развитие эмпатии;

- развивающая предметная  среда наполнена необходимыми  атрибутами для создания разнообразных образов и поддержания интереса детей к театрализованной игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного  возраста посредством театрализованной игры

 

2.1  Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

 

В данном параграфе описываются  ход и результаты констатирующего эксперимента. Целью его является выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Для ее реализации мы использовали следующие  методы исследования:

- наблюдение; за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) [5, с.28 ].

- методика 1 «Изучение  понимания эмоциональных состояний  людей, изображенных на картинке»  (автор Г. А. Урунтаева)  [23, с. 85].

- методика 2 «Представления  детей об эмпатии» (автор Е.  В. Никифорова) [5, с. 88].

- методика 3 Беседа «Изучение отношения дошкольников к театрализованной игре» ( автор Т. А. Гайворонская) [5, с. 101].

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 21» г. Мыски. В обследовании принимали  участие 10 детей старшей группы и  воспитатели.

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду.

Задача: выявить наличие  у детей старшего дошкольного  возраста проявлений  эмпатии в  процессе повседневной жизни в детском  саду.

Наблюдение проводилось  в естественных условиях,  привычных  детям, т.е. в посещаемой ими группе детского сада.  Дети не знали о цели и о самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно. Наблюдение длилось в течение 3 недель.

В повседневной жизни  в детском саду, особенно в процессе игровой деятельности у детей непроизвольно и особенно ярко проявляются разные эмоции и чувства. Длительность наблюдения позволяет сделать нам более объективные выводы. Для этого нами была разработана схема фиксации результатов: были использованы оценки в баллах, которые выставлялись ежедневно.

2 балла – замечает  затруднение и готов оказать  вербальную или практическую  помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую  сочувствия, сопереживания, совместного  действия.

1 балл – периодическое  внимание к партнеру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.

0 баллов – отсутствие  всякого внимания и помощи  партнеру; к неудачам и к успехам  сверстников относится неадекватно;  отказывается помочь.

Таблица 1

Результаты  наблюдения за проявлением эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Имя ребенка

Дни наблюдений

итог

Итоговый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ваня П.

2

1

1

1

1

0

0

2

2

1

1

1

0

2

1

16

1,1

Алена К.

1

0

2

0

0

0

1

1

1

2

2

2

1

2

1

16

1,1

Вика О.

2

2

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

2

13

0,9

Кристина С.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

16

1,1

Катя К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

Аня Ч.

0

1

1

1

0

2

1

0

0

1

1

1

2

1

1

13

0,9

Илья О.

1

2

2

1

1

2

1

0

1

1

1

2

2

2

1

20

1,3

Сергей К.

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

20

1,3

Маша А.

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

0,9

Дима Р.

1

1

1

0

2

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

15

1


 

Как видно из данных отраженных в таблице 1, у 1  ребенка (10 %) высокий  уровень проявления эмпатии и сочувствия к сверстникам, у 6 детей (60 %) – средний и у 3 детей (30%) - низкий уровень проявления эмпатии. Отразим полученные данные графически. 

Рис.1 Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Анализ наблюдения показал, что у 60% детей средний уровень  проявления эмпатии и  друг к другу, и к героям игр, и к взрослым: дети старшего дошкольного возраста жалеют, оказывают помощь, успокаивают  и утешают. Но, это происходит в  отдельных ситуациях, нет систематичности проявления эмпатии. У 30% детей наблюдалось отсутствие всякого внимания и помощи партнеру; неадекватное отношение к неудачам и к успехам сверстников; отказ оказать помощь. А 1 ребенок (10 %) замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включается в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.

Следующим этапом исследования было проведение методики 1 (автор Г. А. Урунтаева)

Задача: изучить понимание детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.

Исследование проводилось  с каждым ребенком индивидуально. Мы предлагали картинки с изображением детей и взрослых, у которых  ярко выражено эмоциональное состояние, как основных эмоций, так и их оттенков. И сюжетные картинки, где изображены положительные и отрицательные поступки людей. Каждого ребенка мы просили рассказывать об этой картинке. При этом педагог задавал наводящие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он (они) делает? Как себя чувствует? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Полученные результаты мы распределили  на 3 уровня, рекомендованные  автором методики:

  1. Высокий – ребенку доступно понимание эмоционального состояния взрослого и сверстника (7-9 баллов)
  2. Средний – ребенок не всегда правильно понимает эмоциональное состояние людей (4-6 балла)
  3. Низкий – ребенок не понимает эмоциональные состояния людей изображенных на картинке (1-3 балла)

Количественные результаты обследования занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке

Имя ребенка

Картинка, №

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ваня П.

 +

-

-

+

-

+

-

+

-

4

Алена К.

-

+

+

-

+

-

+

+

+

6

Вика О.

+

-

+

+

-

-

+

+

+

6

Кристина С.

+

+

-

+

+

+

-

-

+

6

Катя К.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

7

Аня Ч.

-

-

+

+

-

+

-

-

+

4

Илья О.

-

+

+

-

+

+

+

+

+

7

Сергей К.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

7

Маша А.

+

+

-

+

-

+

-

+

-

5

Дима Р.

-

+

-

+

-

+

+

+

+

6


 

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие  выводы о понимании детей эмоциональных состояний людей изображенных на картинке:

Высокий – 3 ребенка (30%);

Средний – 7 детей (70%);

Низкий – 0 детей.

Наглядно мы можем  увидеть это в рисунке   2.

Рис. 2  Понимание детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке

Было установлено, что у 7 детей (70%) был ситуативный интерес, который на наш взгляд был вызван использованием педагогом знакомого приема – картинка. И только 3 (30%) ребенка проявили устойчивый интерес к обсуждению изображений, проявляющийся во внимательности, сосредоточенности и проявлении внешних эмоций.

Далее мы использовали методику 2 (автор Е. В. Никифорова)

Нашей задачей было изучение способности ребенка адекватно  воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.

Исследование проводилось  индивидуально с каждым ребенком. Ребенку задавались вопросы, на которые  он должен был ответить. Оценивались  ответы баллами, предложенными автором  методики.

  1. Когда твои друзья радуются, что ты делаешь?

1 балл – адекватное проявление сорадости (анализ поведения)

  1. Представь, что твои родители чем-то огорчены. Что ты сделаешь? Что скажешь?

1 балл – адекватное  обозначение одного действия

2 балла – адекватное  обозначение двух действий

  1. Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь?

1 балл – адекватное  обозначение одного действия

2 балла – адекватное  обозначение двух действий

  1. Если кого-то из ребят похвалили. Что ты ему скажешь?

1 балл - адекватное проявление  сорадости, гордости


 

Анализ результатов  осуществлялся количественным подсчетом набранных баллов. Максимальное количество – 6 баллов. Полученные результаты мы разделили на 3 уровня, как предлагает автор методики:

Высокий – 5-6 баллов –  проявление индивидуальности, оригинальности в выражении собственного отношения к предложенной ситуации; осознание собственных эмоций и желаний, способность выразить их в речевой деятельности; увлеченность, повышенный интерес к предлагаемой ситуации;

Средний – 3-4 балла –  недостаточный опыт в выделении  собственных чувств и оценке собственных эмоциональных состояний; внешнее проявление интереса;

Низкий – 1-2 балла –  отсутствие интереса к беседе, нежелание  принимать участие в обсуждении.

Полученные результаты занесли в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты  изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии

Имя ребенка

Вопрос , №

Итог

1

2

3

4

 

Ваня П.

1

1

1

1

4

Алена К.

0

1

2

1

4

Вика О.

1

1

2

0

4

Кристина С.

1

1

1

1

4

Катя К.

2

1

1

1

5

Аня Ч.

0

1

1

0

2

Илья О.

0

2

1

1

4

Сергей К.

1

2

1

0

4

Маша А.

0

1

2

1

4

Дима Р.

0

2

1

0

3


 

Анализ результатов  беседы показал нам, что у 9 детей (90%) средний уровень  способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации. Например, на вопрос: «Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь?» - дети отвечали, - «Не плачь». Они даже не подумали, что можно ответить как–нибудь по другому, что можно проявить сочувствие к товарищу. Лишь Катя К. проявила сочувствие к товарищу, сказала, как она постарается его успокоить.

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии