Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
- в-пятых, каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности у старших дошкольников сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
Но чтобы потенциал театрализованной деятельности для развития эмпатии детей был реализован необходимо соблюдение условий:
- разработана и реализована серия театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;
- осуществлен отбор
художественных произведений, являющихся
содержанием театрализованных
- развивающая предметная
среда наполнена необходимыми
атрибутами для создания разноо
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры
2.1 Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе описываются ход и результаты констатирующего эксперимента. Целью его является выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Для ее реализации мы использовали следующие методы исследования:
- наблюдение; за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) [5, с.28 ].
- методика 1 «Изучение
понимания эмоциональных
- методика 2 «Представления детей об эмпатии» (автор Е. В. Никифорова) [5, с. 88].
- методика 3 Беседа «Изучение отношения дошкольников к театрализованной игре» ( автор Т. А. Гайворонская) [5, с. 101].
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 21» г. Мыски. В обследовании принимали участие 10 детей старшей группы и воспитатели.
Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду.
Задача: выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду.
Наблюдение проводилось в естественных условиях, привычных детям, т.е. в посещаемой ими группе детского сада. Дети не знали о цели и о самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно. Наблюдение длилось в течение 3 недель.
В повседневной жизни в детском саду, особенно в процессе игровой деятельности у детей непроизвольно и особенно ярко проявляются разные эмоции и чувства. Длительность наблюдения позволяет сделать нам более объективные выводы. Для этого нами была разработана схема фиксации результатов: были использованы оценки в баллах, которые выставлялись ежедневно.
2 балла – замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.
1 балл – периодическое внимание к партнеру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.
0 баллов – отсутствие
всякого внимания и помощи
партнеру; к неудачам и к успехам
сверстников относится
Таблица 1
Результаты наблюдения за проявлением эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни
Имя ребенка |
Дни наблюдений |
итог |
Итоговый уровень | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |||
Ваня П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
16 |
1,1 |
Алена К. |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
16 |
1,1 |
Вика О. |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
13 |
0,9 |
Кристина С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
1,1 |
Катя К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
2 |
Аня Ч. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
13 |
0,9 |
Илья О. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
20 |
1,3 |
Сергей К. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
20 |
1,3 |
Маша А. |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
0,9 |
Дима Р. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
1 |
Как видно из данных отраженных в таблице 1, у 1 ребенка (10 %) высокий уровень проявления эмпатии и сочувствия к сверстникам, у 6 детей (60 %) – средний и у 3 детей (30%) - низкий уровень проявления эмпатии. Отразим полученные данные графически.
Рис.1 Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни
Анализ наблюдения показал, что у 60% детей средний уровень проявления эмпатии и друг к другу, и к героям игр, и к взрослым: дети старшего дошкольного возраста жалеют, оказывают помощь, успокаивают и утешают. Но, это происходит в отдельных ситуациях, нет систематичности проявления эмпатии. У 30% детей наблюдалось отсутствие всякого внимания и помощи партнеру; неадекватное отношение к неудачам и к успехам сверстников; отказ оказать помощь. А 1 ребенок (10 %) замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включается в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.
Следующим этапом исследования было проведение методики 1 (автор Г. А. Урунтаева)
Задача: изучить понимание детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Мы предлагали картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние, как основных эмоций, так и их оттенков. И сюжетные картинки, где изображены положительные и отрицательные поступки людей. Каждого ребенка мы просили рассказывать об этой картинке. При этом педагог задавал наводящие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он (они) делает? Как себя чувствует? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»
Полученные результаты мы распределили на 3 уровня, рекомендованные автором методики:
Количественные результаты обследования занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты обследования понимания детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке
Имя ребенка |
Картинка, № |
Итог | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Ваня П. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4 |
Алена К. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
Вика О. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
Кристина С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
Катя К. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
Аня Ч. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
4 |
Илья О. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Маша А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
5 |
Дима Р. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы о понимании детей эмоциональных состояний людей изображенных на картинке:
Высокий – 3 ребенка (30%);
Средний – 7 детей (70%);
Низкий – 0 детей.
Наглядно мы можем увидеть это в рисунке 2.
Рис. 2 Понимание детьми эмоциональных состояний людей изображенных на картинке
Было установлено, что у 7 детей (70%) был ситуативный интерес, который на наш взгляд был вызван использованием педагогом знакомого приема – картинка. И только 3 (30%) ребенка проявили устойчивый интерес к обсуждению изображений, проявляющийся во внимательности, сосредоточенности и проявлении внешних эмоций.
Далее мы использовали методику 2 (автор Е. В. Никифорова)
Нашей задачей было изучение способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку задавались вопросы, на которые он должен был ответить. Оценивались ответы баллами, предложенными автором методики.
|
1 балл – адекватное проявление сорадости (анализ поведения) |
|
1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий |
|
1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий |
|
1 балл - адекватное проявление сорадости, гордости |
Анализ результатов осуществлялся количественным подсчетом набранных баллов. Максимальное количество – 6 баллов. Полученные результаты мы разделили на 3 уровня, как предлагает автор методики:
Высокий – 5-6 баллов – проявление индивидуальности, оригинальности в выражении собственного отношения к предложенной ситуации; осознание собственных эмоций и желаний, способность выразить их в речевой деятельности; увлеченность, повышенный интерес к предлагаемой ситуации;
Средний – 3-4 балла – недостаточный опыт в выделении собственных чувств и оценке собственных эмоциональных состояний; внешнее проявление интереса;
Низкий – 1-2 балла –
отсутствие интереса к беседе, нежелание
принимать участие в
Полученные результаты занесли в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмпатии
Имя ребенка |
Вопрос , № |
Итог | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Ваня П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Алена К. |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Вика О. |
1 |
1 |
2 |
0 |
4 |
Кристина С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Катя К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Аня Ч. |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Илья О. |
0 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Сергей К. |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Маша А. |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Дима Р. |
0 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Анализ результатов беседы показал нам, что у 9 детей (90%) средний уровень способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации. Например, на вопрос: «Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь?» - дети отвечали, - «Не плачь». Они даже не подумали, что можно ответить как–нибудь по другому, что можно проявить сочувствие к товарищу. Лишь Катя К. проявила сочувствие к товарищу, сказала, как она постарается его успокоить.
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии