Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

На наш взгляд, организация  театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, предполагает знание педагогических приемов при обучении, как сопереживанию, так и сочувствию и содействию, то есть выбор эффективных форм работы с детьми на каждом этапе развития эмпатии.

Первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание - представляет собой переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т.е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям.

Использование театрализованной игры на этапе развития сопереживания предполагает обогащение представлений дошкольников об эмпатии и их эмоционально-чувственного опыта, развитие представлений и формирование личного, индивидуального отношения к такому качеству человека, как эмпатия.

В театрализованной игре обогащаются представления дошкольников об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации. Однако для воспитания личного отношения недостаточно только информировать, передавать знания и формировать представления. Содержание работы должно перекликаться с личным опытом ребенка.

Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт. Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и "откладывать" негативные эмоциональные проявления.

Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:

- выделение зафиксированной  эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации  в книге, фото проявлений с  содержательным фоном и без  него, «конструирование эмоции»);

- распознание интонации  и интонированной речи (звуковые  эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);

- обучение пантомимике,  жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных  эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста,  «ожившие картинки»);

- речевую поведенческую  этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые формы, вежливые выражения).

Второй компонент эмпатийного  процесса - сочувствие  - представляет собой переживание субъектом  собственных эмоциональных состояний  по поводу чувств другого человека.

Использование театрализованной игры на этапе развития сочувствия у детей предполагает их активное участие в театрализованной игре не только как зрителей, но и как участников. В роли зрителей дети сопереживают художественному образу. Взяв на себя роль – самим себе.

Включение дошкольников в театрализованную деятельность, сопереживание, оказание помощи, содействия в игровом  контексте позволяют обогатить  их эмпатийный опыт, а использование  проблемных ситуаций - закрепить полученный опыт в собственной модели поведения.

Организация работы с  детьми следующая:

- работа над книгой - сопереживание персонажам сказок;

- рассматривание картин, проникновение внутрь, проигрывание  коротких сценок;

- беседы по сказкам  (сравнение характера и поступков  героев, проведение аналогии);

- игра-беседа с персонажами  (одобрение или пр.);

- слушание музыки, а  также ее исполнение;

- постановка кукольного  спектакля;

- творческая ролевая  игра по сюжету сказки;

- игра-драматизация - сопереживание  героям и глубокое проникновение  в содержание произведения.

Таким образом, работа с  материалами художественных произведений, при активном контакте детей с  литературными персонажами и  участии в совместном обсуждении, позволяет формировать у дошкольников представления о формах эмпатийного  поведения, а также собственное эмоционально-положительное отношение к такому поведению, расширяя и обогащая опыт эмпатийных переживаний и способов проявления сочувствия, так как игровой образ и его содержание требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли.

Обсуждение впечатлений, чувств детей после театрализованных игр дает возможность каждому  ребенку сделать собственный  выбор, определить наиболее близкую  для него модель поведения, сравнить ее с собственным поведением, поведением детей в группе.

В результате использования театрализованной деятельности на этапе развития сочувствия у старших дошкольников обогащаются представления о сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, что оказывает влияние на развитие эмпатийного поведения.

Третий компонент эмпатийного  процесса - содействие  - представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

Изучив особенности  проявления содействия детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что большинство из них считают  данную модель поведения привлекательной, знают моральную норму справедливости. Вместе с тем лишь незначительное количество детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с правильными представлениями об эмпатии, т.е. проявляют себя на уровне содействия через сочувствие и сопереживание к адекватному действию.

Таким образом, работа с  использованием театрализованной игры на этапе развития содействия должна включать такие педагогические методы и приемы, которые позволят детям переводить знания об эмпатии, эмпатийном поведении в реальную практику взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Необходимо создать условия становления эмпатийной компетентности у детей, активизировать самостоятельные эмпатийные проявления старших дошкольников. Для этого используются различные проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта.

Особенностью работы на данном этапе является обобщение  и практическое применение умений, представлений и эмпатийных способностей, полученных на предыдущих этапах в  рамках интересной для дошкольников деятельности.

Формы работы с детьми:

- решение нравственных ситуаций;

- формирование позитивного  отношения к младшим, к родителям,  пожилым, инвалидам и др.

- активное включение  в комплекс различных видов  деятельности (игра, труд, наблюдение, предметная деятельность, изобразительная  деятельность, общение)

В театрализованной игре происходит тесное, в основном парное взаимодействие детей друг с другом. Пары образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит дошкольников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, способствует установлению доброжелательных отношений в группе.

В результате происходит перенос детьми игровых моделей  эмпатийного поведения в реальную жизненную ситуацию и оценка неэмпатийных форм поведения на основе сопоставления их со схожими игровыми ситуациями.

Постоянное обращение  внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет  поддерживать эмпатийные проявления у  детей. При этом создается ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

Использование ситуаций, регулярно возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной  отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение данных ситуаций позволяет поддерживать и способствовать укреплению данной модели поведения  в индивидуальном эмпатийном опыте  дошкольников.

Несмотря на то, что  выше перечислены различные формы организации деятельности детей, все – таки надо отметить, что они являются либо составляющими подготовительного этапа к организации театрализованных игр, либо самой игрой, что отмечает Д. В. Менджерицкая. Поэтому мы можем их отнести к методике организации театрализованной игры [12, с.56 ].

 Кроме того, мы считаем,  что при организации театрализованных  игр необходимо опираться на  правила драматизации, выделенные Р. Калининой.

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических  упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой  подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все  дети. Если не хватает ролей для  изображения людей, зверей, то активными  участниками спектакля могут  стать деревья, кусты, ветер, избушка  и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет  каждый раз другая сказка – см. правило  индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той  или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием  необходимо обсудить, «проговорить»  каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов  к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом  всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку [14, с.87].

Все вышесказанное определяет условия, необходимые для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры:

- отбор и проведение серии театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;

- отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованных игр, иллюстрирующих различные модели поведения и направленные на развитие эмпатии;

- развивающая предметная  среда, которая будет наполнена  необходимыми атрибутами для  создания разнообразных образов и поддержания интереса детей к театрализованной игре.

По нашему мнению при отборе театрализованных игр необходимо опираться на рекомендации М. В. Ермолаевой в организации детской театрализованной деятельности:

  • Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  • Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
  • Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты [14, с.33].

Проведение же серии  игр, направленных на развитие эмпатии  у детей старшего дошкольного  возраста, должно осуществляться с использованием тех форм, приемов и методов, которые были описаны выше.

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии