Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа
Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.
Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80
На наш взгляд, организация театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, предполагает знание педагогических приемов при обучении, как сопереживанию, так и сочувствию и содействию, то есть выбор эффективных форм работы с детьми на каждом этапе развития эмпатии.
Первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание - представляет собой переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т.е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям.
Использование театрализованной игры на этапе развития сопереживания предполагает обогащение представлений дошкольников об эмпатии и их эмоционально-чувственного опыта, развитие представлений и формирование личного, индивидуального отношения к такому качеству человека, как эмпатия.
В театрализованной игре обогащаются представления дошкольников об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации. Однако для воспитания личного отношения недостаточно только информировать, передавать знания и формировать представления. Содержание работы должно перекликаться с личным опытом ребенка.
Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт. Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и "откладывать" негативные эмоциональные проявления.
Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:
- выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации в книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование эмоции»);
- распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
- обучение пантомимике,
жесту, позе, выразительному движению
(изображение и угадывание
- речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые формы, вежливые выражения).
Второй компонент эмпатийного
процесса - сочувствие - представляет
собой переживание субъектом
собственных эмоциональных
Использование театрализованной игры на этапе развития сочувствия у детей предполагает их активное участие в театрализованной игре не только как зрителей, но и как участников. В роли зрителей дети сопереживают художественному образу. Взяв на себя роль – самим себе.
Включение дошкольников в театрализованную деятельность, сопереживание, оказание помощи, содействия в игровом контексте позволяют обогатить их эмпатийный опыт, а использование проблемных ситуаций - закрепить полученный опыт в собственной модели поведения.
Организация работы с детьми следующая:
- работа над книгой
- сопереживание персонажам
- рассматривание картин, проникновение внутрь, проигрывание коротких сценок;
- беседы по сказкам
(сравнение характера и
- игра-беседа с персонажами (одобрение или пр.);
- слушание музыки, а также ее исполнение;
- постановка кукольного спектакля;
- творческая ролевая игра по сюжету сказки;
- игра-драматизация - сопереживание
героям и глубокое
Таким образом, работа с
материалами художественных произведений,
при активном контакте детей с
литературными персонажами и
участии в совместном обсуждении,
позволяет формировать у
Обсуждение впечатлений, чувств детей после театрализованных игр дает возможность каждому ребенку сделать собственный выбор, определить наиболее близкую для него модель поведения, сравнить ее с собственным поведением, поведением детей в группе.
В результате использования театрализованной деятельности на этапе развития сочувствия у старших дошкольников обогащаются представления о сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, что оказывает влияние на развитие эмпатийного поведения.
Третий компонент эмпатийного процесса - содействие - представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.
Изучив особенности
проявления содействия детьми старшего
дошкольного возраста, можно отметить,
что большинство из них считают
данную модель поведения привлекательной,
знают моральную норму
Таким образом, работа с использованием театрализованной игры на этапе развития содействия должна включать такие педагогические методы и приемы, которые позволят детям переводить знания об эмпатии, эмпатийном поведении в реальную практику взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Необходимо создать условия становления эмпатийной компетентности у детей, активизировать самостоятельные эмпатийные проявления старших дошкольников. Для этого используются различные проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта.
Особенностью работы на данном этапе является обобщение и практическое применение умений, представлений и эмпатийных способностей, полученных на предыдущих этапах в рамках интересной для дошкольников деятельности.
Формы работы с детьми:
- решение нравственных ситуаций;
- формирование позитивного
отношения к младшим, к
- активное включение в комплекс различных видов деятельности (игра, труд, наблюдение, предметная деятельность, изобразительная деятельность, общение)
В театрализованной игре происходит тесное, в основном парное взаимодействие детей друг с другом. Пары образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит дошкольников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, способствует установлению доброжелательных отношений в группе.
В результате происходит
перенос детьми игровых моделей
эмпатийного поведения в
Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создается ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.
Использование ситуаций,
регулярно возникающих в
Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение данных ситуаций позволяет поддерживать и способствовать укреплению данной модели поведения в индивидуальном эмпатийном опыте дошкольников.
Несмотря на то, что выше перечислены различные формы организации деятельности детей, все – таки надо отметить, что они являются либо составляющими подготовительного этапа к организации театрализованных игр, либо самой игрой, что отмечает Д. В. Менджерицкая. Поэтому мы можем их отнести к методике организации театрализованной игры [12, с.56 ].
Кроме того, мы считаем,
что при организации
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку [14, с.87].
Все вышесказанное определяет условия, необходимые для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры:
- отбор и проведение серии театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии;
- отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованных игр, иллюстрирующих различные модели поведения и направленные на развитие эмпатии;
- развивающая предметная
среда, которая будет
По нашему мнению при отборе театрализованных игр необходимо опираться на рекомендации М. В. Ермолаевой в организации детской театрализованной деятельности:
Проведение же серии игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, должно осуществляться с использованием тех форм, приемов и методов, которые были описаны выше.
Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии