Театрализованная игра как средство развития эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:29, аттестационная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7
. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-
педагогических исследованиях…………………..……………………….7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14
1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22
Вывод по I главе………………………………………………………..………..42
Глава 2. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………….…..45
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………..…45
2.2. Реализация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………..……...57
2.3. Выявление динамики уровня развития эмпатии в театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………..64
Вывод по II главе………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………77
Приложения………………………………..……………………………………80

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 9.41 Мб (Скачать)

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………  ….3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы развития эмпатии личности…………………………….………………………………...7

    1. . Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-    

  педагогических исследованиях…………………..……………………….7

1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................14

1.3. Особенности театрализованной игры и ее возможности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………...22

Вывод по I главе………………………………………………………..………..42

Глава 2. Развитие эмпатии  у детей старшего дошкольного  возраста посредством   театрализованной игры…………………………………….…..45

2.1. Выявление   уровня  развития  эмпатии у детей старшего  дошкольного

       возраста…………………………………………………………………..…45

2.2. Реализация комплекса театрализованных  игр, направленных на развитие 

       эмпатии у детей  старшего дошкольного возраста………………..……...57

2.3. Выявление   динамики  уровня  развития  эмпатии  в театрализованной  игре у  детей   старшего  дошкольного возраста…………..…………………..64

Вывод по II главе………………………………………………………………...72

Заключение……………………………………………………………………….73

Список литературы………………………………………………………………77

Приложения………………………………..……………………………………80

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития эмпатии  личности

 

1.1 Сущностные  характеристики эмпатии в современных  психолого-педагогических исследованиях

 

Дошкольное детство - период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера, одна из составляющих которой является эмпатия.

Проблема развития эмпатии вызывала интерес как у отечественных,  так и у зарубежных педагогов и психологов, которые по – разному рассматривали само понятие «эмпатия».

Понятие «эмпатия» как  психологический феномен заимствован  научной психологией из философии  начала XX века, где в философских  дисциплинах (этика, эстетика), был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».

Наиболее полно и  последовательно теория симпатии была разработана М. Шелером. Он определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. Это такие как «сопереживание» - состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это – более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности [3, 148].

В дальнейшем Т. Липпс разграничил понятия симпатия и эмпатия. В концепции эстетического воспитания, он трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним [3, с.148].

В русле гуманистической  психологии К. Р. Роджерс определил эмпатию как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. По его мнению существуют три уровня эмпатии. Первый, самый глубокий уровень - это «способ бытия», способ «быть вместе» с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Второй, эмпатия - как чрезвычайно полезный способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец, третий, эмпатия - это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться, но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта [8, с.149].

Иными словами, в зависимости  от целей исследования психологи  различных направлений выделяют когнитивный или аффективный  аспект процесса эмпатического взаимодействия.

Отечественные психологи также неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

Так, Т. П. Гаврилова рассматривала эмпатию как эмоциональный отклик, которая осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия).

Сопереживая, человек  испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям других, а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание).

При сочувствии человек  переживает нечто иное, чем тот, кто  вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к  помощи другому. Чем более устойчивы  альтруистические мотивы человека, тем  шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает.

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к другим людям [4, с. 15].

Наиболее ясное и  лаконичное определение эмпатии  можно найти у    М. В. Гамезо и И. А. Домашенко в «Атласе по психологии»: «Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого» [6, с. 234].

В Большом психологическом  словаре, составленном Мещеряковым  Б. и Зинченко В., мы читаем: «Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование).

2. Эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость  человека на переживания другого,  разновидность социальных (нравственных) эмоций [2, с.467].

С. Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма» [17, с.549].

Д. Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим, Д. Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма» [25, с. 68].

П. М. Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека «входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию», второй - основывается на реальных ситуациях, «имеющие жизненную основу» [15, с.209]

Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические. Кроме того, Т. П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие - более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков. »[ 4, с.53]

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня. » [26, с. 129].

В основе иерархической  структурно-динамической модели лежит  когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания  психического состояния другого  человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта.

Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии.

Другая, переходная форма  от эмоциональной к действенной  эмпатии, находит свое выражение  в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии - высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда этот стиль поведения называется помогающим). Действенная эмпатия характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости

Ю. А. Менжерицкая определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми. И поэтому эмпатия рассматривается как социально - психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого» [12, с.36]

Таким образом, отечественные  психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи  многогранностью его использования.

Существующие трактовки  феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.

Во-первых, эмпатия определяется как психический процесс направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаего человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический процессуальный и фазовый характер. Отечественные психологи А. П. Сопников и Т. П. Гаврилова выделили две фазы эмпатического процесса – восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии.

Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции на стимул.

В – третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Данная способность раскрывается в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которое включает рефлексию внутренних состояний, мыслей чувств самого субъекта эмпатии.

В целом исследователи  определяют эмпатию как социально  – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается объекту так и субъекту эмпатии.

Таким образом, анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.

В структуре эмпатии  можно выделить следующие компоненты

1. Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действительного начала.

2. Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.

3. Поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Характеризуется как стремление к оказанию помощи.

 

 

 

1.2 Особенности  развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

 

Эмпатия неразрывно связана  с эмоциональным развитием человека, поэтому прежде чем определиться с особенностями развития эмпатии у детей, рассмотрим, что свойственно для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития эмпатии