Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъемом на лестницу.
• «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).
Раздел
завершается работой над интонированностью
речи.
3.4.Мимические
и артикуляционные упражнения
Мимические упражнения
Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.
Затем
выполняются мимические упражнения, как
то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба,
один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать
воздух из одной щеки в другую и др.
Снятие спастичности и уменьшение саливации
Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.
• Запрокинув голову, позевывать.
•Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1—2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.
• Произнесение гласных а, э, и на твердой атаке:
а а а; эээ; и и и;
аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эи эи эи;
аэи аэи аэи.
• Массаж
по точкам. Найти параллельные точки под
козелками ушей, там, где смыкаются челюстные
кости (правильно найденные точки болезненные).
Указательными пальцами делаем круговые
движения по точкам в течение 5 минут по
часовой стрелке (2,5 минуты — с открытым
ртом, 2,5 минуты — с закрытым) и 5 минут
против часовой стрелки (аналогично).
Артикуляционная гимнастика
У
каждого логопеда в арсенале имеется большой
запас различных артикуляционных упражнений.
Можно дополнить их упражнениями, заимствованными
из актерской практики.
Упражнения для нижней челюсти
Упражнения для губ
Перед проведением упражнений необходимо сделать массаж губ.
• Поместим оба указательных пальца на верхнюю губу (точки, расположенные с обеих сторон между уголком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие движения двумя пальцами одновременно в направлении к середине губы (4—5 раз). То же на нижней губе.
После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4—5 раз), начиная с удержания статической позы «улыбка», «трубочка», «хоботок» в течение 3—10 секунд.
Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть ее изо рта.
Упражнения для языка
Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз).
•И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнения для постановки нарушенных звуков
Одновременно
с описанными выше упражнениями выполняются
серии упражнений для коррекции всех нарушенных
звуков.На протяжении последующих этапов
этот блок продолжают отрабатывать в домашних
условиях.
3.5.
Развитие зрительного восприятия, анализа
и синтеза, пространственных представлений
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза
Работу по развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности.
7.Угадывание предметов по отдельным деталям.
8. Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135 градусов.
9.Узнавание зашумленных изображений.
Развитие пространственных представлений
Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т.д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.
Соматогнозис
Освоение
телесного пространства — наиболее онтогенетически
ранняя система ориентации, поэтому формирование
пространственных представлений правильно
начинать именно с этого этапа работы.
Ребенок должен прежде всего осознать
собственное тело, знать части тела и их
взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение
частей тела неизменно.
«Верх — низ»
Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки.
Примеры упражнений.
«Спереди — сзади»
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс