Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

   Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъемом на лестницу.

   • «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).

   Раздел завершается работой над интонированностью речи. 

    3.4.Мимические и артикуляционные упражнения 

   Мимические упражнения

   Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

   Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др. 

   Снятие спастичности и уменьшение саливации

   Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

  • Массаж мягкого нёба — поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба от верхних резцов до Uvula для получения выраженного глоточного рефлекса.
  • Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) (рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.
  • Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника (предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребенка аллергии).
  • Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.
  • Запрокинув голову, имитировать полоскательные движения.
  • Запрокинув голову, имитировать жевательные движения

    • Запрокинув голову, позевывать.

   •Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1—2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

• Произнесение гласных а, э, и на твердой атаке:

    а а а; эээ; и и и;

   аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эи эи эи;

   аэи аэи аэи.

   • Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты — с открытым ртом, 2,5 минуты — с закрытым) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично). 

 

   Артикуляционная гимнастика

   У каждого логопеда в арсенале имеется большой запас различных артикуляционных упражнений. Можно дополнить их упражнениями, заимствованными из актерской практики. 

    Упражнения для нижней челюсти

  • Подбородок — в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик языка находится у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз подряд. Необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась.
  • И.п. то же. На счет «один» челюсть выдвигается вперед; на счет «два» челюсть принимает исходное положение; на счет «три» челюсть опускается на счет «четыре» челюсть выдвигается вперед; на счет «пять» челюсть принимает исходное положение. Движения повторяются 4—5 раз в медленном темпе.
  • И.п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть движется влево; на счет «пять» челюсть опускается, на счет «шесть» челюсть движется вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение. Движения повторяются 2—3 раза в медленном темпе.
 

    Упражнения для губ

   Перед проведением упражнений необходимо сделать массаж губ.

   • Поместим оба указательных пальца на верхнюю губу (точки, расположенные с обеих сторон между уголком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие движения двумя пальцами одновременно в направлении к середине губы (4—5 раз). То же на нижней губе.

  • И.п. то же. Выполняем поглаживающие движения в направлении вверх, обнажая десны (4-5 раз). То же на нижней губе (направление вниз).
  • Поставим указательные пальцы на уголки рта. Растягиваем губы в стороны («улыбка»), собираем губы вместе («хоботок»).
  • Губы находятся в обычном расслабленном положении. Выполняем легкие пощипывания сначала верхней, затем нижней губы указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И.п. то же. Выполняем легкое постукивание обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И.п. то же. Производим легкие поглаживающие движения обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

   После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4—5 раз), начиная с удержания статической позы «улыбка», «трубочка», «хоботок» в течение 3—10 секунд.

   Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть ее изо рта.

  • И.п. — рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении. Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два». То же с нижней губой.
  • И.п. то же. Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустить верхнюю губу, накрыть ее нижней.
  • И.п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается, обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» нижняя губа возвращается в исходное положение.
  • И.п. то же. Нижние зубы касаются верхней губы и легко поглаживают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
  • И.п. то же. На счет «один» собрать губы в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» — вперед; на счет «четыре» — влево.
  • И.п. то же. Губы собрать в «пятачок», делать круговые движения по часовой стрелке и в обратную сторону.
  • И.п. — губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко открывается.
 

   Упражнения для языка

   Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз).

   •И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

  • И.п. — рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов. При толчке от корня язык своей средней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, сохраняя положение кончика языка, от чего образуется щелчок.
  • И.п. — губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

       Упражнения для постановки нарушенных звуков

   Одновременно с описанными выше упражнениями выполняются серии упражнений для коррекции всех нарушенных звуков.На протяжении последующих этапов этот блок продолжают отрабатывать в домашних условиях. 

   3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений 

   Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

   Работу по развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности.

  1. Различение предметов по форме.
  2. Различение предметов по цвету.
  3. Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.
  4. Синтез реальных изображений предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
  5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных изображений.
  6. Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.

 7.Угадывание предметов по отдельным деталям.

   8. Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135 градусов.

 9.Узнавание зашумленных изображений.

  1. Узнавание наложенных изображений.
  2. Узнавание «химер» (двойных изображений).
  3. Анализ изображений (сходство — отличие).
  4. «Лабиринты».
 

   Развитие пространственных представлений

   Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т.д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

   Соматогнозис

   Освоение телесного пространства — наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно. 

   «Верх — низ»

   Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки.

   Примеры упражнений.

  • Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.
  • Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
  • «Путаница». Логопед неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.
  • «Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
  • «Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.).
 

   «Спереди — сзади»

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс