Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

   Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

   Примеры упражнений.

  • Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
  • «Скажи, где?». Логопед дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
  • «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т.д.).
  • «Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т.д.).
  • «Путаница». Аналогично упражнению, описанному ранее в разделе «Блок 1. Верх — низ».
  • «Совмещение понятий». Логопед называет (показывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она находится: лицо — вверху спереди, пятки — внизу сзади и т.д.

   «Право — лево»

   Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.

   Примеры упражнений.

  • Назови и покажи правые и левые части тела.
  • Игры с мячом (начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом об пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и т.д.
  • Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
  • «Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т.д.).
  • «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.
  • «Путаница». Аналогично описанному ранее упражнению.
  • «Право — лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.д.
  • «Совмещение понятий». Логопед дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо — вверху слева, колено — внизу справа, спереди и т.д.
 

       Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве

   Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны — нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем — какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.

  • «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
  • «Мой детский сад (класс)». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
  • «Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
  • «Водное царство» — нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др.), имитировать их движения лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
  • «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т.д.), имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
  • «Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких), живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения стоя на четвереньках — средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
  • «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах — верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
  • Отработка противоположных понятий: открыто — закрыто, большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, короткий — длинный, узкий — широкий (реальных и на картинке).

   Определение пространственных направлений по отношению к себе

   На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право — лево» ребенку по-прежнему оказывает маркер— нитка на руке или кольцо, браслет и т. д.

  • «Справа — слева, спереди — сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Логопед должен подвести ребенка к мысли о том, что если тот повернется, то количество названных предметов увеличится.
  • «Повороты». Перечисляем предметы, находящиеся справа (слева), спереди (сзади), постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 градусов.
  • «Мысленные повороты». Упражнение аналогично предыдущему, однако поворот выполняется мысленно.
  • «Шеренга». В упражнении принимают участие несколько детей; если занятие проводится индивидуально, можно в ряд выстроить игрушки. Назвать, кто где стоит (справа, слева).
  • «Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок друг другу. Ребенок должен сказать, кто где стоит (спереди, сзади).
  • «Далеко — близко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены далеко (близко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве.
  • «Высоко — низко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве (подняться на стол, стул, подоконник и т.д.).
  • «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
  • «Неисправный робот». Ребенок выполняет команды логопеда, двигаясь в противоположном названному направлении. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
  • «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь — мишку найдешь. Налево пойдешь — зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»
  • «Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку, выполняя команды логопеда. Упражнение можно выполнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
  • «Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада (школы), от группы до кабинета логопеда и т.д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.
  • «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
 

       Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

  • «Попади в ворота». Закатывать мяч в ворота с комментариями: мяч слева (справа от ворот), за ними, перед ними. Вначале при выполнении упражнения следует ввести пространственные маркеры (положить слева кружок). Аналогично упражнение выполняется по картинке.
  • «Комната, класс». Рассказать, как предметы в комнате расположены по отношению друг к другу (слева — справа, вверху — внизу, впереди — сзади). Аналогично упражнение выполняется по картинке.
  • «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, комментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в первый ряд, слева от него — зайка, справа — кукла Маша, сзади — слоник» и т.д. Аналогично упражнение выполняется по картинке.
  • Отработка дихотомических (противоположных) понятий: больше — меньше, толще — тоньше, короче — длиннее, уже — шире (реально и на картинке).
  • Отработка дихотомических понятий: выше — ниже, левее — правее, дальше — ближе (реально и на картинке).
 

   Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив

   Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений обязательно использовать маркеры как ребенку, так и логопеду.

  • Ребенок стоит впереди, логопед сзади него перед зеркалом. По команде логопеда оба одновременно поднимают вверх правую руку, делают мах правой ногой. Аналогичные упражнения выполняются левой рукой и ногой. Внимание ребенка акцентируется на том, что правые (левые) части тела расположены с одной стороны.
  • Стоя лицом к ребенку, попросите его показать вашу левую руку (не отмеченную маркером). Скорее всего, ребенок покажет на правую руку. Наденьте на нее яркий браслет и встаньте к ребенку спиной. Опять попросите указать на левую руку. Пометьте ее маркером. Продемонстрируйте ему обе руки. Объясните, что когда человек стоит лицом к вам, левые части тела находятся у него с той стороны, где у ребенка правые.
  • «Оля — Яло». «Жила-была девочка. Звали ее Оля. Подошла она как-то к зеркалу, посмотрелась в него. Увидела там точно такую же девочку. Подняла правую руку, а девочка в зеркале подняла левую. Зажмурила левый глаз, а девочка в зеркале — правый. Удивилась Оля и спросила, как зовут девочку. А та отвечает, что зовут ее Яло, то есть Оля наоборот, потому что она делает все как Оля, только наоборот». Объясните ребенку, что когда он смотрит в зеркало, происходит аналогичная ситуация. «Переверните» вместе с ребенком его имя и поиграйте перед зеркалом, комментируя действия («Маша подняла правую руку, а Ашам левую»).
  • «Расскажи про меня». Логопед стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).
  • «Делай так». Логопед поднимает флажок (выполняет другие действия) левой, правой рукой, двумя руками, ребенок повторяет движения одноименными руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив него.
  • «Будь моим зеркалом». Логопед выполняет различные движения, стоя напротив ребенка, который копирует его действия (движения ребенка должны выполняться одноименными частями тела).
  • «Зеркало треснуло». То же, только действия должны выполняться разноименными частями тела.
  • На картинках ребенок по заданию логопеда находит, какие герои действуют правыми частями тела, а какие левыми.
 

   Конструирование

   Этот этап развития пространственных представлений логопед может отрабатывать как изолированно, так и совмещать с этапом ориентации на листе бумаги для экономии времени. Возможна также работа в виде домашних заданий. Используются спички, геометрические фигуры, кубики (выкладывание по аналогии с комментариями, по инструкции), разнообразные конструкторы, «Лего», пазлы, мозаика, доска Сегена и т.д. Важно, чтобы ребенок комментировал свои действия.

   Ориентация на листе бумаги

   На этом этапе по-прежнему используется маркер — нитка. Также необходимо маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок).

  • Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцветными линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги. Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.
  • «Волшебные квадраты». Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый). Усложненный вариант задания — наложенные квадраты.
  • «Муха». Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9—25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.
  • Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку. Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три — вправо и т.д.).
  • «Следопыт». Положите перед ребенком лист, расчерченный на 9—25 квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист, в одном из квадратов которого нарисован «клад», положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.
  • «Дорожки». Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле и т.д.
  • «Обводка». Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное направление движения: слева направо, сверху вниз.
  • «Копирование». Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры, затем более сложные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку.

   • Копирование сложных фигур на чистом листе. 

   Вербальная маркировка пространства

   Проводя работу по уточнению пространственных представлений, мы постоянно стремились к их вербализации. Однако на заключительном этапе необходимо провести отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена года, дни недели, месяцы), предлоги, составление рассказа по сюжетной серии, составление рассказа по картине, логико-грамматические речевые конструкции. 

   Освоение последовательности

   1. «Время суток». Необходимо объяснить ребенку, что времена суток сменяют друг друга и каждому времени соответствуют те или иные моменты распорядка дня.

  • Схематично обозначьте или напишите вместе с ребенком на полоске бумаги времена суток по порядку, склейте противоположные стороны полоски. У вас получится круг. Пусть ребенок расскажет, какое время суток следует за (бывает перед или между) другим.
  • Выверните полоску обратной стороной. Схематично обозначьте или напишите вместе с ребенком режимные моменты в соответствии со временем суток (утро— подъем, умывание, завтрак, занятия; день — обед, тихий час и т.д.). Затем обсудите с ребенком его распорядок дня, соотнося с частями суток. Осуществляйте контроль, попеременно выворачивая полоску на разные стороны.
  • «Раньше — позже». Используя полоску, обсудите с ребенком, какое время суток раньше, какое позже, что он делает до сна, после обеда и т.д.
  • Рассмотрите картинки со схематичным изображением времен суток, режимных моментов. Попросите ребенка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.
  • «Мой день». Логопед показывает ребенку картинку со схематичным изображением времен суток, ребенок молча показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем логопед выполняет действие — ребенок угадывает время суток (потягивается — утро, ест столовой ложкой — день, зевает — вечер, спит — ночь).
  • Надо поймать мяч, если логопед назовет правильную последовательность времен суток («После ночи будет утро»), и отбросить его, если последовательность будет неверной («После ночи будет день»).
  • «Путаница». Упражнение выполняется устно или по картинкам. Логопед неверно приводит порядок времен суток (сначала наступила ночь, затем был день) или ошибочно соотносит режимные моменты со временем суток («Утром я обедала»). Ребенок должен найти и исправить ошибку.

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс