Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
в) множественное число родительного падежа. Ответить на вопрос:
Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюдца. Нет чего?
Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого?
г) дательный
падеж. Закончить предложения:
Молоко нравится...
Охотник подкрался к ...
Учитель дал задание...;
д) предложный
падеж. Закончить словосочетания:
думать о..., вспомнить о..., прячется в...,
стоит в…, лежит на…,
жарит на...;
е) творительный
падеж. Закончить словосочетания:
пилят…, копают..., режут...,
шьют...;
кошка с…, собака с…, корова с…, лиса с...;
ж) понимание
обратных конструкций. Ответить на
вопросы:
Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице?
з) понимание
причинно-следственных связей. Про-
слушать предложение, исправить его:
Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли;
и) предложные
конструкции. Показать по картин-
кам (Альбом, с. 19): кубик перед шариком,
за шариком,
над шариком, под шариком, в шарике.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а» — «е». При выполнении проб «ж» — «и» возникают трудности, вплоть до невозможности выполнения, требуется помощь логопеда.
2 балла — наличие грамматических ошибок, пробы «ж» — «и» не выполняются.
1
балл — грубые аграмматизмы.
Состояние связной речи
Составление рассказа по картине
Обследование речи дошкольников проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23).
Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления.
4 балла — рассказ содержит все основные смысловые единицы, составлен самостоятельно, изложение последовательное, логичное, словарь адекватен, грамматическое оформление правильное, используются различные грамматические конструкции.
3 балла — верно передается смысл, однако могут отсутствовать отдельные смысловые звенья, требуется помощь логопеда для уточнения смысла; изложение последовательное; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы.
2 балла — требуется развернутая помощь для понимания смысла; изложение фрагментарное; ограниченность словаря; негрубые грамматические ошибки.
1 балл
— невозможность построения связного
рассказа даже при оказании развернутой
помощи; выраженная бедность словаря;
множественные грубые аграмматизмы.
Составление рассказа по серии сюжетных картинке
Обследование проводится по серии из трех сюжетных картинок (Альбом, с. 22).
Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, правильность определения последовательности картинок, состояние словарного запаса, грамматическое оформление рассказа.
4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление правильное, с использованием различных грамматических конструкций.
3 балла — правильный или обратный порядок картинок; отсутствие связующих элементов между отдельными звеньями либо неверная интерпретация событий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы.
2 балла — при определении правильной последовательности картинок требуется помощь; изложение событий без обобщающей сюжетной линии; ограниченность словарного запаса; негрубые аграмматизмы.
1
балл — невозможность построения связного
рассказа даже при оказании развернутой
помощи; выраженная бедность словарного
запаса; множественные аграмматизмы.
Состояние
зрительного гнозиса и пространственных
представлений
Зрительный гнозис
Задания:
а) восприятие
предметных реальных изображений.
Найти и назвать среди изображений, показываемых
логопедом по 2 предмета, нужное (Альбом,
с. 2—5).
б) восприятие
зашумленных изображений. Назвать
6 предметов (Альбом, с. 7).
в) восприятие
наложенных изображений. Назвать
10 (2 по 5) предметов (Альбом, с. 9).
г) восприятие
недорисованных изображений с различным
положением на поле листа (альбом нельзя
поворачивать). Назвать 12 предметов (Альбом,
с. 11). д) восприятие «химерных»
изображений. Назвать 8
изображений; если ребенок называет только
одну часть
рисунка, необходимо уточнить у него, все
ли правильно
нарисовано (Альбом, с. 14).
Оценка. 4 балла — изображения называются в порядке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры».
3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии вектора восприятия (нестойкая), правильно опознаны реальные, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, 6 незавершенных изображений, букв, 6 «химер».
2 балла — выявляется тенденция к инверсии вектора восприятия (возможно хаотичное называние изображений); правильно опознаны предметные реальные изображения, буквы, однако отмечаются словесные замены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 незавершенных изображений, букв, 3 «химер».
1 балл
— изменен вектор восприятия; затруднено
узнавание реальных изображений, букв,
отмечаются неадекватные словесные замены;
правильно опознаны менее 3 зашумленных,
наложенных, незавершенных фигур, 4 «химер».
Оптико-пространственная деятельность
Проводится на материале копирования фигуры Тейлора ведущей рукой (Альбом, с. 16). Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок. Не допускается переворачивание рисунка.
Оценка. Оцениваются стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная — с последовательным переходом от целого к частям, пофрагментарная — с поэлементным копированием частей рисунка с относительно выраженным вектором продвижения от одного края рисунка к другому, хаотичная — отсутствие последовательности действий); осознанное восприятие целостного перцептивного поля (рисунок воспроизводится целиком, а не левая или правая его половина); тип ошибок при копировании (координатные — поворот рисунка и(или) отдельных его частей на 90, 180 градусов; структурно-топологические — разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей относительно друг друга; метрические — неверная оценка расстояний, углов и пропорций).
4 балла — дедуктивная или пофрагментарная стратегия (слева направо) воспроизведения рисунка, осознанное восприятие целостного перцептивного поля, правильные структурно-топологические и координатные представления. Допустимы метрические ошибки.
3 балла — дедуктивная или пофрагментарная стратегия воспроизведения рисунка, осознанное восприятие целостного перцептивного поля. Допустимы не более 3 координатных ошибок внутри рисунка, столько же структурно-топологических, метрические ошибки.
2 балла — пофрагментарная или хаотичная стратегия воспроизведения рисунка, множественные структурно-топологические, координатные, метрические ошибки.
1
балл — хаотичная стратегия воспроизведения
рисунка, нарушение осознанного восприятия
целостного перцептивного поля, изобилие
структурно-топологических, координатных,
метрических ошибок, вплоть до невозможности
опознания рисунка.
Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов
Слуховые стимулы
Обследование
проводится с использованием пробы, которая
входит в качестве обязательной в систему
нейропсихологического исследования,
разработанную А.Р.Лурией для тестирования
больных с локальными поражениями головного
мозга — запоминание двух конкурирующих
групп по 3 слова (дом, лес, кот; ночь, игла,
пирог).
Детям предлагается повторить за логопедом сначала 1-ю группу слов, затем 2-ю. Далее логопед просит вспомнить и назвать все указанные слова. Задание можно воспроизводить до четырех раз.
После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, любые несложные арифметические действия, прочитать стихотворение или выполнить какие-либо другие задания, логопед просит повторить слова без их дополнительного предъявления.
Оценка. Нормативным считается полноценное воспроизведение слов непосредственно после называния их с третьего раза. Прочность удержания слуховых стимулов считается нормативной, если сделано не более 2 ошибок.
4 балла — непосредственное воспроизведение после 3 предъявлений без ошибок, при отсроченном воспроизведении не более 2 негрубых ошибок (забывание, ошибки в распределении слов по группам, замена близкими по звучанию или значению).
3 балла — непосредственное воспроизведение после 4 предъявлений с 2—3 ошибками, при отсроченном воспроизведении не более 4 негрубых ошибок.
2 балла — непосредственное воспроизведение после 4 предъявлений с 3—4 грубыми ошибками (повторение одного и того же слова, замены слов далекими по звучанию и значению, перестановки слов из 1-й и 2-й групп); при отсроченном воспроизведении более 4 негрубых или 3 грубых ошибок.
1
балл — невозможность непосредственного
и отсроченного воспроизведения.
Зрительные стимулы
Перед ребенком выкладывается рисунок из 6 фигур. Предлагается внимательно рассмотреть их, запомнить. Затем эталон убирается, и ребенок рисует фигуры по памяти (Альбом, с. 18). Допустимо не более 4 предъявлений. Через 20-25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок повторно рисует фигуры без дополнительного предъявления эталона.
Оценка. Нормативным является точное изображение фигур с третьего раза. Прочность зрительной памяти при отсроченном воспроизведении считается нормативной, если сделаны 2 ошибки. Метрические изменения фигур не учитываются.
4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления, отсроченное — не более 2 негрубых ошибок (нарушение порядка, неточное изображение фигур).
3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления — не более 2 негрубых ошибок; отсроченное — не более 4 негрубых ошибок.
2 балла — непосредственное воспроизведение с 4-го предъявления — не более 2 негрубых и 2 грубых ошибок (замена заданных фигур другими, координатные ошибки), отсроченное воспроизведение — аналогично.
1
балл — невозможность выполнения пробы.
Психическое развитие детей со стертой формой дизартрии имеет свою специфику, поэтому при проведении коррекционных мероприятий необходимо учитывать как особенности развития высших психических функций у детей данной категории в целом, так и последовательность основных этапов формирования мозговой организации психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.
Коррекционная работа включает общие этапы работы для всех групп: развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков проводится с детьми, у которых выявлены нарушения звукопроизносительной стороны речи. Для детей с выраженными нарушениями высших психических функций и процессов предусмотрена работа по устранению анемических проявлений в речи.
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс