Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    В ходе работы удалось выделить основные факторы, определяющие структуру дефекта  детей указанной категории, и  доказать, что стертая форма дизартрии  является устойчивым симптомокомплексом.

    Определенные  параметры состояния высших психических  функций позволили сделать вывод, что у дошкольников со стертой  формой дизартрии высока возможность  возникновения нарушений чтения и письма.

    Т.е  основной принцип, на котором строится методика коррекционной работы – онтогенестический.

    В соответствии с ним осуществляется не только поэтапное развитие высших психических функций и процессов, нарушенных у детей со стертой  формой дизартрии, но и внутри каждого  этапа выстроена своя структура.      Последовательность решения задач, выдвигаемых на каждом из этапов обучения, подтверждает эффективность проводимых занятий.

    Поэтому, необходимо учитывать весь накопленный  опыт, использовать то ценное, что может  оказать помощь каждому ребенку  с данной структурой дефекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

    1. Амирханян М. Т., Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики. — М., 1989.

    2.Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.-М.:2008.

   3.Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебная литература для студентов медицинских институтов. — М.: Медицина, 1984.

   4.Буйко В.И., Репина З.А.Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Литур, 1999.

    5.Гуровец Г.В., МаевскаяС.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ри-нофонией, и методы коррекционного воздействия. Сб. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых/ Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. — М.: Изд-во МГПИ, 1985.

    6.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996.— №5.-С. 10-15.

   7.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.

   6.Лалаева  Р.И.   Нарушение  процесса  овладения  чтением у школьников. — М., 1983.

    8.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.

    10.Логопедия:Учебник  для вузов/Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 2000.

    11.Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 3-е изд. — М., 2000.

    12.Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста.- М.: Просвещение, 1965.

      13.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: АСАВЕМ1А, 2002.

    14.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: Творческий центр Сфера, 2002.

      15.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики//Дефектология. — 1974. — № 4. - С. 20-26.

   16.Чиркина Г.В. О речедвигйтельных нарушениях. В кн.: Недостатки речи у учащихся.начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. — М.: Просвещение, 1965.

    17.Хрестоматия по логопедии. Т1.-М., Владос,1997. – С. 256. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Анамнестические данные

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________________________________

Число, месяц, год рождения_________________________________________________________________________________________

Физиологический слух ___________, зрение___________________________________________________________

Наличие фактора  актуального и(или) семейного левшества (правша, левша, амбидекстр, левшество в семье)_____________________________________________________________________________________________

Состав семьи_______________________________________________________________________________________

Мать (образование, место работы)_____________________________________________________________________

Отец (образование, место работы) _____________________________________________________________________

Социальная среда (дома, д/с массовый, д/с специализированный, школа)____________________________________

Течение беременности: какая по счету       , возраст матери_____, отца_______в начале данной беременности.

Предыдущие беременности закончились (медицинский аборт, выкидыш  ранний/ поздний, смерть ребенка, роды (лет назад)_________________________________________________________________________________________ Течение беременности:

1-я  половина (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, медицинское лечение) __________________________

2-я  половина (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, медицинское лечение)__________________________

Роды:

Какие по счету______, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние)__________________________________

Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные)________________________________________

Родовая деятельность началась с (отхождения вод, схваток)_______________________________________________

Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз

Длительность  родов (стремительные, быстрые, затяжные, длительные)______________________________________

Длительность  безводного периода ______. Оценка по шкале Апгар_________________________________________

Ребенок родился  в головном, ягодичном, ножном предлежании____________________________________________

Вес___________, рост__________ребенка. Закричал (сразу, после отсасывания  слизи, после похлопывания, проводилась реанимация)____________________________________________________________________________

Характер крика (громкий, слабый, запищал)____________________________________________________________

 Цвет кожи (розовый, цианотичный, синюшный, белый)__________________________________________________

Имели место (обвитие  пуповины вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, кефалогематома, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)___________________________________________________________

Диагноз при  рождении (родовая травма, асфиксия в родах (степень), пренатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроце-фальный синдром, гипотрофия (степень) и т.д.)____________________________________

 1 -е кормление на______сутки, грудь взял активно/вяло__________________________________________________

Выписаны из роддома на______сутки, позже (из-за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)

Стационарное  лечение, заключение (лежал вместе с  матерью, отдельно)____________________________________

Вскармливание до года: грудное до______мес., искусственное  с_________мес., смешанное с__________мес.

Отмечались: двигательное беспокойство, частые обильные срыгивания, нарушения сна и бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др._____________________________________________________________________

Моторные функции: голову держит с _ _ мес., сидит с _ ____мес., ползает с_______мес., ходит с______мес., ходит

самостоятельно  с______мес.

Речевое развитие: гуление с_____мес., лепет с_____мес., слова с____мес., фраза с______мес.

Особенности речевого развития_______________________________________________________________________

До года переболел (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.)_______________

Спецлечение (массаж, седативное и т.д.)_______________________________________________________________

 Перенесенные заболевания в течение жизни___________________________________________________________

Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте

Операции_______________________________в  возрасте_________________________________________________

Наблюдался у  невропатолога с диагнозом______________________________________________________________

Снят с учета  с__________________________. Состоит до настоящего времени.

Результаты ЭЭГ____________________________________________________________________________________

Детские учреждения посещает с_______лет. Посещение спец. д/с с.________________________________________

Игровая деятельность (любимые игрушки, игры)________________________________________________________

Готовность к  школе (знание букв, чтение побуквенное/послоговое/слитное, счет в пределах 3/5/10/100, арифметические действия, рисование плохо/хорошо)_____________________________________________________ 

   Примечания_________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс