Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
Заключение.
В ходе работы удалось выделить основные факторы, определяющие структуру дефекта детей указанной категории, и доказать, что стертая форма дизартрии является устойчивым симптомокомплексом.
Определенные
параметры состояния высших психических
функций позволили сделать
Т.е основной принцип, на котором строится методика коррекционной работы – онтогенестический.
В
соответствии с ним осуществляется
не только поэтапное развитие высших
психических функций и
Поэтому,
необходимо учитывать весь накопленный
опыт, использовать то ценное, что может
оказать помощь каждому ребенку
с данной структурой дефекта.
Литература
1. Амирханян М. Т., Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики. — М., 1989.
2.Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.-М.:2008.
3.Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебная литература для студентов медицинских институтов. — М.: Медицина, 1984.
4.Буйко В.И., Репина З.А.Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Литур, 1999.
5.Гуровец Г.В., МаевскаяС.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ри-нофонией, и методы коррекционного воздействия. Сб. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых/ Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. — М.: Изд-во МГПИ, 1985.
6.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996.— №5.-С. 10-15.
7.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
6.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983.
8.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.
10.Логопедия:Учебник для вузов/Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 2000.
11.Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 3-е изд. — М., 2000.
12.Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста.- М.: Просвещение, 1965.
13.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: АСАВЕМ1А, 2002.
14.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: Творческий центр Сфера, 2002.
15.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики//Дефектология. — 1974. — № 4. - С. 20-26.
16.Чиркина Г.В. О речедвигйтельных нарушениях. В кн.: Недостатки речи у учащихся.начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. — М.: Просвещение, 1965.
17.Хрестоматия
по логопедии. Т1.-М., Владос,1997. – С. 256.
Приложение 1
Анамнестические данные
Ф.И.О. ребенка_______________________
Число, месяц, год
рождения______________________
Физиологический
слух ___________,
зрение________________________
Наличие фактора
актуального и(или) семейного левшества
(правша, левша, амбидекстр, левшество
в семье)________________________
Состав семьи__________________
Мать (образование,
место работы)_______________________
Отец (образование,
место работы) ______________________________
Социальная среда
(дома, д/с массовый, д/с специализированный,
школа)________________________
Течение беременности: какая по счету , возраст матери_____, отца_______в начале данной беременности.
Предыдущие беременности
закончились (медицинский аборт, выкидыш
ранний/ поздний, смерть ребенка, роды
(лет назад)________________________
1-я половина (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, медицинское лечение) __________________________
2-я
половина (токсикоз слабый, выраженный,
анемия, нефропатия, инфекционные заболевания,
резус-конфликт, отеки, повышенное АД,
угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, медицинское
лечение)______________________
Роды:
Какие по счету______,
на каком сроке (в срок, преждевременные,
поздние)______________________
Самостоятельные,
вызваны, оперативные (плановые, вынужденные)__________________
Родовая деятельность
началась с (отхождения вод, схваток)______________________
Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз
Длительность
родов (стремительные, быстрые, затяжные,
длительные)___________________
Длительность
безводного периода ______. Оценка по шкале
Апгар_________________________
Ребенок родился
в головном, ягодичном, ножном предлежании___________________
Вес___________, рост__________ребенка.
Закричал (сразу, после отсасывания
слизи, после похлопывания, проводилась реанимация)___________________
Характер крика
(громкий, слабый, запищал)______________________
Цвет кожи (розовый,
цианотичный, синюшный, белый)________________________
Имели место (обвитие
пуповины вокруг шеи, короткая пуповина,
узловая пуповина, кефалогематома,
перелом ключицы, зеленые околоплодные
воды и т.д.)_________________________
Диагноз при
рождении (родовая травма, асфиксия
в родах (степень), пренатальная энцефалопатия,
гипертензионно-гидроце-
1 -е кормление
на______сутки, грудь взял активно/вяло__________________
Выписаны из
роддома на______сутки, позже (из-за матери/ребенка,
переведен в отделение
Стационарное
лечение, заключение (лежал вместе с
матерью, отдельно)_____________________
Вскармливание до года: грудное до______мес., искусственное с_________мес., смешанное с__________мес.
Отмечались: двигательное
беспокойство, частые обильные срыгивания,
нарушения сна и бодрствования, тремор
ручек, подбородка, судороги и др.___________________________
Моторные функции: голову держит с _ _ мес., сидит с _ ____мес., ползает с_______мес., ходит с______мес., ходит
самостоятельно с______мес.
Речевое развитие: гуление с_____мес., лепет с_____мес., слова с____мес., фраза с______мес.
Особенности речевого
развития______________________
До года переболел (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.)_______________
Спецлечение (массаж,
седативное и т.д.)_______________________
Перенесенные
заболевания в течение жизни_________________________
Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте
Операции______________________
Наблюдался у
невропатолога с диагнозом_____________________
Снят с учета с__________________________. Состоит до настоящего времени.
Результаты ЭЭГ________________
Детские учреждения
посещает с_______лет. Посещение спец. д/с
с.____________________________
Игровая деятельность
(любимые игрушки, игры)_________________________
Готовность к
школе (знание букв, чтение побуквенное/послоговое/
Примечания_________________
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс