Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
«Краб»
движется по столу влево-вправо путем
поочередной перестановки большого пальца
правой руки — остальных пальцев правой
руки — большого пальца левой руки — остальных
пальцев левой руки.
Развитие реципрокной координации движений рук
7. Имитация
игры на рояле, гитаре, балалайке,
скрипке и т.д.
Детям второй и третьей групп (со средней и выраженной тяжестью нарушений) рекомендуем на 2-м и 3-м этапах добавить «Разноцветные прищепки». Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:
1—3-й день — большой палец;
4—6-й день — большой и указательный пальцы;
7-й день — большой, указательный и средний пальцы;
10-12-й день — большой, указательный пальцы;
13—15-й день — большой палец.
В
дни, не указанные в схеме, прищепки прикреплять
не надо.
3.2.Постановка и развитие навыков правильного дыхания
Дыхание
является физиологической основой речи.
Кроме того, правильное дыхание способствует
общему оздоровлению и является одной
из составляющих произвольной саморегуляции.
Обучение правильному смешанно-диафрагмальному
дыханию проводится поэтапно (система
упражнений также разделена на блоки).
Постановка и развитие четырехфазного смешанно-диафрагмального дыхания
Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7. Начинаем работу с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7 секунд.
1-я фаза — вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку.
2-я фаза — задержка дыхания (пауза).
3-я фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.
4-я
фаза — задержка дыхания (пауза).
Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания
Отработка четырехфазного дыхания проводится в положении лежа на спине, желательно сразу после сна. Ребенок укладывается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая на грудь. Сверху логопед кладет свои руки. При выдохе надавливают руками на диафрагму, затем на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» вначале диафрагму, затем грудную клетку. В дальнейшем логопед только контролирует правильность дыхания с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы плечи и ключицы не находились в напряжении. В том случае, если у ребенка дыхание верхне-грудное или ключичное, логопед может занять положение за головой ребенка, придерживая коленями его плечи. Дыхание выполняют под счет, начиная с 3-х. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.
С детьми, имеющими выраженные дыхательные нарушения, рекомендуется использовать технику «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил упражнение, можно спросить его, насколько удобно так дышать, и вернуться к правильной технике дыхания.
Развитие носового и ротового дыхания
После того как навык смешанно-диафрагмального дыхания закреплен в положении лежа, затем сидя, проводятся упражнения (по четырехфазной схеме).
Совмещение навыка дыхания
с движениями
Упражнения выполняются в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).
Закрепление навыка дыхания
в движении
Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.
Развитие речевого дыхания
Упражнения выполняются в положении сидя или стоя (дыхание четырехфазное).
а,
ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы,
аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ,
оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы,
уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао,
эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу,
ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.
интонации
(просодическая сторона речи)
Развитие силы голоса
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.
•Увеличение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»):
а а а а а а а а.
•Увеличение силы голоса (парные согласные):
ф ф ф ф в в в в .
•Уменьшение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»)\
а а а а а а.
•Уменьшение силы голоса (парные согласные):
З З З З С С с с.
•«Ухабы»:
У У У У У У У У У У У У У У У. о о о О О О О О О О О О О О о.
Развитие диапазона голоса
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс