Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)
  1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
  2. «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками — здороваются.
  3. «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
  4. «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».
  5. «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх — голова медведя. Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами — безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.
  6. «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым — вторым, первым — пятым пальцами.
  7. «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе.

   «Краб» движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки — остальных пальцев правой руки — большого пальца левой руки — остальных пальцев левой руки. 

       Развитие реципрокной координации движений рук

  1. «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
  2. «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
  3. «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
  4. «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.
  5. «Прятки». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной. Левая рука согнута в кулак и находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена. Затем положение рук меняется.
  6. Рисование. Одновременно одной рукой рисуют круги, другой — квадраты.

   7. Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке, 
скрипке и т.д.

   Детям второй и третьей групп (со средней и выраженной тяжестью нарушений) рекомендуем на 2-м и 3-м этапах добавить «Разноцветные прищепки». Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:

   1—3-й день — большой палец;

   4—6-й день — большой и указательный пальцы;

   7-й день — большой, указательный и средний пальцы;

   10-12-й день — большой, указательный пальцы;

   13—15-й день — большой палец.

   В дни, не указанные в схеме, прищепки прикреплять не надо. 
 

       3.2.Постановка и развитие навыков правильного дыхания

   Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Обучение правильному смешанно-диафрагмальному дыханию проводится поэтапно (система упражнений также разделена на блоки). 

       Постановка и развитие четырехфазного смешанно-диафрагмального дыхания

   Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7. Начинаем работу с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7 секунд.

   1-я фаза — вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку.

2-я фаза — задержка дыхания (пауза).

   3-я фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.

   4-я фаза — задержка дыхания (пауза).  

   Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания

   Отработка четырехфазного дыхания проводится в положении лежа на спине, желательно сразу после сна. Ребенок укладывается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая на грудь. Сверху логопед кладет свои руки. При выдохе надавливают руками на диафрагму, затем на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» вначале диафрагму, затем грудную клетку. В дальнейшем логопед только контролирует правильность дыхания с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы плечи и ключицы не находились в напряжении. В том случае, если у ребенка дыхание верхне-грудное или ключичное, логопед может занять положение за головой ребенка, придерживая коленями его плечи. Дыхание выполняют под счет, начиная с 3-х. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.

   С детьми, имеющими выраженные дыхательные нарушения, рекомендуется использовать технику «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил упражнение, можно спросить его, насколько удобно так дышать, и вернуться к правильной технике дыхания.

        Развитие носового и ротового дыхания

   После того как навык смешанно-диафрагмального дыхания закреплен в положении лежа, затем сидя, проводятся упражнения (по четырехфазной схеме).

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно.
  • Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.
 

    Совмещение навыка дыхания

   с движениями

   Упражнения выполняются в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

  • «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
  • На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.
  • Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.
  • Вдох попеременно правой — левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую закрывает подушечка большого пальца правой руки.
 

   Закрепление навыка дыхания

   в движении

   Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

  • «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе — наклон, руки ладонями упираются в пол.
  • «Тряпичная кукла-1». И.п. то же. Вдох— руки поднимаются вверх. Выдох— расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
  • «Дровосек». И.п. то же. Вдох — руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
  • «Мельница». И.п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют положение.
  • «Насос». (И.п.) то же. Руки опущены, ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.
  • «Яйцо». И.п. то же. На вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
  • «Арлекин». И.п. то же. Руки в локтевых суставах раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы — вперед.
  • «Черепаха». И.п. то же. На вдохе вытягиваем шею вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) — возвращаем на место.
  • «Потягушки». И.п. то же. Руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спине назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.
  • «Свеча». И.п. то же. Вдох. Начинаем медленно, ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется), выдох становится интенсивнее (стремимся загасить свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).
  • «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело (пятки не отрываются от пола), на выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.
 

   Развитие речевого дыхания

   Упражнения выполняются в положении сидя или стоя (дыхание четырехфазное).

  • «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.
  • «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сторону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося звук «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
  • «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5-10 звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.
  • «Пушинка». И.п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.
  • «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично дыхательному (Блок 3). При выдохе произносится непрерывный длительный звук «м».
  • «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок — это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в каждый позвонок-звено.
  • «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.
  • «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя кругом, который сдувается (вначале громко, затем все тише и тише).
  • «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», представляя, что в груди находится столп света, который вырывается наружу вместе со звуком.
  • «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и», представляя себя длинной тонкой направленной вверх антенной.
  • «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков («а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.
  • «Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими же звуками):

   а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ. 

          1. Развитие громкости, высоты голоса и

   интонации (просодическая сторона речи) 

   Развитие силы голоса

   Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

   •Увеличение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»):

   а а а а а а а а.

   •Увеличение силы голоса (парные согласные):

   ф ф ф ф в в в в .

   •Уменьшение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»)\

   а а а а а а.

   •Уменьшение силы голоса (парные согласные):

   З З З З С С с с.

   •«Ухабы»:

   У У У У У У У У У У У У У У У. о о о О О О О О О О О О О О о.

  • «Междометия». Произносим тише — громче: «ай — ай — ай», «ой — ой — ой», «эй — эй — эй».
  • «Имитации». Подражаем рычанию собаки («р»), гудку парохода («у»), вою ветра («в»), жужжанию пчелы («ж»), писку комара («з»), насосу («с») и т.д., произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
 

   Развитие диапазона голоса

   Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

  • «Имитации». Подражание голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.
  • Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).
  • «Маляр». Имитируем движение маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз-вверх понижается и повышается голос.
  • «Этажи». Выбирают любое односложное слово из трех звуков (бом, дом, ...). Логопед произносит его максимально низко, затем предлагает ребенку произнести его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т.д.

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс