Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

   определить позиции звуков «р», «л» в словах типа: Лара, рыболов и т.д.;

   разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» — колокольчик, пароход; «лр» — пароход, колокольчик;

   перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла — Лара и т.д.

   •Различение оппозиционных звуков в предложениях:

   добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки. Надо вставить их в предложения: У козлика маленькие... На столе лежат чайные

   определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л» и их позицию (в соответствии со схемой): Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер. И т.д.

•Различение оппозиционных звуков в текстах:

проговаривание чистоговорок (с предварительным анализом);

   рассказывание наизусть коротких стихов (с предварительным анализом). 

      Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

   Развитие навыков элементарного звукового синтеза

   При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удлиняется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекунд-ной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.

  • Синтез односложных слов из 3 звуков: вол, бак, сук, сом и т.д.
  • Синтез слов из 4 звуков (один слог) со стечением согласных: храм, гном, сорт, ворс и т.д.
  • Синтез слов из 4 звуков без стечения согласных (два открытых слога): горы, куры, туча и т.д.
  • Синтез слов из 2 слогов со стечением согласных: кроты, клубы, соска, корка, майка и т.д.
  • Синтез слов из 3 открытых слогов: бараны, бумага и т.д.

   Развитие звукослогового анализа

   В этом блоке приводятся виды работы, которые выстроены определенным образом. Можно разнообразить и дополнить их различными играми («Кто быстрей», «Получи приз» и т.д.) и наглядными пособиями. Рекомендуем использовать «Звуковой домик», фишки, схемы. 
 
 
 

 Примеры упражнений.

  • Выделение первого ударного и безударного гласного звука, нахождение общего звука в словах.
  • Выделение последнего согласного звука в словах.
  • Выделение первого согласного звука в словах со стечением согласных.
  • Выделение первого согласного звука в словах без стечения согласных.
  • Выделение последнего гласного звука в словах (ударный и безударный гласный).

   •Определение местонахождения звука в слове (в начале, середине, конце).

  • Определение 2, 3, 4-го ... звука в словах.
  • Определение количества звуков в словах.

   •Отстукивание ритмического рисунка слов (по слогам).

    •Определение количества слогов в словах.

  • Сравнение по звуковому составу слов, отличающихся одним звуком, слогом.
  • Сравнение по звуковому составу слов с выпавшим звуком (в конце, начале, середине слова), слогом.

   •Добавление звука, слога для получения новых слов (в конце, начале, середине слова).

  • Замена звука, слога в конце, начале, середине слова.
  • Перестановка звуков, слогов.
 

3.7. Коррекция звукопроизносительной стороны речи

   Постановка нарушенных звуков

   Известно, что у детей со стертой формой дизартрии постановка и автоматизация звуков вызывает значительные сложности. В процесс звукопроизношения включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат). Для формирования правильного звукопроизношения и особенно автоматизации и введения звуков в речь требуются определенные условия, как-то: правильное дыхание, темп, ритм речи, владение голосом, развитый артикуляционный аппарат, умение опознать фонемы по различительным

признакам. Таким образом, пройдя все предыдущие этапы работы и параллельно выполнив упражнения для постановки звуков в домашних условиях, мы создали базу для быстрой, легкой постановки звука и введению его в речь. Отметим, что у многих детей звуки появляются спонтанно. В этом случае мы закрепляем полученный результат, выполняя работу по другим разделам. Очередность постановки звуков неважна. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки. 
 

Автоматизация и введение звуков в речь

   Существенным отличием автоматизации звуков у детей со стертой формой дизартрии является их закрепление сначала на материале в позиции закрытого слога, затем открытого. Это объясняется тем, что в закрытой позиции, с одной стороны, ребенку легче переключить артикуляционные уклады, с другой стороны, опознать нужную фонему (кроме звонких звуков). Автоматизация звонких звуков проводится традиционно, в позиции открытого слога, после того как закреплен парный глухой звук. При подготовке занятия необходимо учитывать то, что оно должно быть наглядным и содержать большое количество предъявляемого материала — на одном занятии используется 25—30 слов (картинок). Надо избегать механического повторения слов ребенком. Для этого подкрепляем слова картинками, составляем с ними предложения, проводим анализ слов. Приведем примерную последовательность автоматизации звуков «ш», «ж».

   • Автоматизация звука «ш» на материале слов с закрытыми слогами:

душ, мышь, тушь, ландыш, малыш;                                                     шкаф, шрам, штаны, школа,      штанга;                                       кошка, мышка, мошка, сушка и т.д.

  • Автоматизация звука «ш» на материале предложений (слова с закрытыми слогами): Малыш принял душ. У школы летали мошки. и т.д.
  • Автоматизация звука «ш» (слова с закрытыми слогами) на материале стихов, считалок, загадок, рассказов

Лягушки-попрыгушки — Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки.

 

   Кашку ели мы из чашки,

   Не доели ложку кашки.

   В этой самой ложке кашки

   Утонули две букашки.

   (В слове «ложка» звук «ж» оглушается.)

   • Автоматизация звука «ш» на материале слов с открытыми слогами:

   мыши, камыши, больше, хороша;

   шапка, шубка, шина, шорты;

   ушанка, мешок, машина, пешеход и т.д.

   •Автоматизация звука «ш» на материале предложений (слова с открытыми слогами): На машине новые шины. Хороши у Мишутки шапка да шубка. и т.д.

   • Автоматизация звука «ш» (слова с открытыми слогами) на материале стихов, считалок, загадок, рассказов: 
 

    Тише, мыши, кот

     на крыше,

     А котята еще выше.

Шли девять мышей, несли девять грошей;                  Две      мыши поплоше несли по два гроша.

   • Автоматизация звука «ж» на материале слов с открытыми слогами:

   кожа, сажа, ножи, ежи, этажи; жаба, жало, живот, Женя, жук и т.д. 

   • Автоматизация звука «ж» на материале предложений (слова с открытыми слогами): У Жени болит живот, Женю жалко. И т.д.

   •Автоматизация звука «ж» (слова с открытыми слогами) на материале стихов, считалок, загадок, рассказов: 
 

   Жук жужжит и встать

    не может,

   Ждет он, кто ему

   поможет

Я — по луже! Я —  по луже!              Я ищу, где лужа уже !           Выяснил, где лужа уже,                     И теперь лежу простужен. 

   На материале поставленных и автоматизируемых звуков продолжается работа по развитию фонематического восприятия. По мере постановки звуков параллельно проводится их дифференциация со звуками, близкими по артикуляторно-акустическим признакам. 

   Дифференциация поставленных звуков

   После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.

  • Дифференциация звуков «ш — ж».
  • Дифференциация звуков «с — ш».
  • Дифференциация звуков «з — ж».
  • Дифференциация звуков «с — ш — з — ж».
  • Дифференциация звуков «л — ль».
  • Дифференциация звуков «ш — щ».
  • Дифференциация звуков «р — рь».
  • Дифференциация звуков «л — р».
  • Дифференциация звуков «ль — рь».

     • Дифференциация звуков «л, ль — й» (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

   •Дифференциация звуков «р, рь — й» (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков). 
 
 
 
 
 
 

 Устранение аномических проявлений

 в речи

   Напомним, что нарушения лексико-грамматиче-ской стороны и связной речи не являются доминирующими в симптомокомплексе стертой формы дизартрии. Однако часто проявления аномии принимаются логопедами за лексическую недостаточность, а нарушение оптико-пространственных представлений (неправильное использование предлогов, непонимание логико-грамматических конструкций, трудности при составлении рассказов по картине и сюжетной серии) — за грамматическое недоразвитие и нарушение связной речи. На протяжении коррекционной работы по другим разделам мы так или иначе постоянно обращались к этим проблемам. Так, в разделе «Развитие пространственных представлений» значительное внимание уделено речевым заданиям. На 4 и 5-м этапах — «Развитие фонематического восприятия», «Коррекция звукопро-износительной стороны речи» — подчеркивалось, что работа должна постоянно подкрепляться наглядным материалом (картинками), что способствует установлению связи зрительный образ — слово. Однако для детей с выраженными нарушениями (3-я группа) потребуется также введение дополнительного этапа.

   Работа проводится по обобщающим понятиям в традиционной последовательности. Принципиальным отличием является обязательное установление ассоциативных связей образ — слово, поэтому логопеду необходимо иметь большое количество наглядного материала. Виды работы:

  • Изучение лексического словаря по общепринятым темам.
  • Классификация предметов в соответствии с обобщающими понятиями.
  • Нахождение пар предметов по аналогии (обобщающие понятия) (Альбом, с. 21).
  • Исключение четвертой лишней картинки (обобщающие понятия).
  • Целое и части предметов.
  • Отгадывание предметов по их частям.
  • Изучение частей тела животных и птиц.
  • Отгадывание предметов, животных, птиц по их описанию.
  • Простые аналогии. Называем ребенку пару слов, он должен закончить другую пару по аналогии: лес — деревья, луг — ... (трава); кошка — шерсть, рыба — ... (чешуя) и т.д.
 
 
 
 
 

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс