Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
определить позиции звуков «р», «л» в словах типа: Лара, рыболов и т.д.;
разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» — колокольчик, пароход; «лр» — пароход, колокольчик;
перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла — Лара и т.д.
•Различение оппозиционных звуков в предложениях:
добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки. Надо вставить их в предложения: У козлика маленькие... На столе лежат чайные
определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л» и их позицию (в соответствии со схемой): Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер. И т.д.
•Различение оппозиционных звуков в текстах:
проговаривание чистоговорок (с предварительным анализом);
рассказывание
наизусть коротких стихов (с предварительным
анализом).
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Развитие навыков элементарного звукового синтеза
При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удлиняется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекунд-ной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.
Развитие звукослогового анализа
В
этом блоке приводятся виды работы, которые
выстроены определенным образом. Можно
разнообразить и дополнить их различными
играми («Кто быстрей», «Получи приз» и
т.д.) и наглядными пособиями. Рекомендуем
использовать «Звуковой домик», фишки,
схемы.
Примеры упражнений.
•Определение местонахождения звука в слове (в начале, середине, конце).
•Отстукивание ритмического рисунка слов (по слогам).
•Определение количества слогов в словах.
•Добавление звука, слога для получения новых слов (в конце, начале, середине слова).
3.7. Коррекция звукопроизносительной стороны речи
Постановка нарушенных звуков
Известно, что у детей со стертой формой дизартрии постановка и автоматизация звуков вызывает значительные сложности. В процесс звукопроизношения включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат). Для формирования правильного звукопроизношения и особенно автоматизации и введения звуков в речь требуются определенные условия, как-то: правильное дыхание, темп, ритм речи, владение голосом, развитый артикуляционный аппарат, умение опознать фонемы по различительным
признакам.
Таким образом, пройдя все предыдущие
этапы работы и параллельно выполнив упражнения
для постановки звуков в домашних условиях,
мы создали базу для быстрой, легкой постановки
звука и введению его в речь. Отметим, что
у многих детей звуки появляются спонтанно.
В этом случае мы закрепляем полученный
результат, выполняя работу по другим
разделам. Очередность постановки звуков
неважна. Начинаем работу с наиболее легких
для ребенка звуков, имея цель поставить
все нарушенные звуки.
Автоматизация и введение звуков в речь
Существенным отличием автоматизации звуков у детей со стертой формой дизартрии является их закрепление сначала на материале в позиции закрытого слога, затем открытого. Это объясняется тем, что в закрытой позиции, с одной стороны, ребенку легче переключить артикуляционные уклады, с другой стороны, опознать нужную фонему (кроме звонких звуков). Автоматизация звонких звуков проводится традиционно, в позиции открытого слога, после того как закреплен парный глухой звук. При подготовке занятия необходимо учитывать то, что оно должно быть наглядным и содержать большое количество предъявляемого материала — на одном занятии используется 25—30 слов (картинок). Надо избегать механического повторения слов ребенком. Для этого подкрепляем слова картинками, составляем с ними предложения, проводим анализ слов. Приведем примерную последовательность автоматизации звуков «ш», «ж».
• Автоматизация звука «ш» на материале слов с закрытыми слогами:
душ, мышь, тушь, ландыш, малыш; шкаф, шрам, штаны, школа, штанга;
кошка, мышка, мошка, сушка и т.д.
Лягушки-попрыгушки — Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки.
Кашку ели мы из чашки,
Не доели ложку кашки.
В этой самой ложке кашки
Утонули две букашки.
(В слове «ложка» звук «ж» оглушается.)
• Автоматизация звука «ш» на материале слов с открытыми слогами:
мыши, камыши, больше, хороша;
шапка, шубка, шина, шорты;
ушанка, мешок, машина, пешеход и т.д.
•Автоматизация звука «ш» на материале предложений (слова с открытыми слогами): На машине новые шины. Хороши у Мишутки шапка да шубка. и т.д.
• Автоматизация
звука «ш» (слова с открытыми слогами)
на материале стихов, считалок, загадок,
рассказов:
Тише, мыши, кот
на крыше,
А котята еще выше.
Шли девять мышей, несли девять грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша.
• Автоматизация звука «ж» на материале слов с открытыми слогами:
кожа,
сажа, ножи, ежи, этажи; жаба, жало, живот,
Женя, жук и т.д.
• Автоматизация звука «ж» на материале предложений (слова с открытыми слогами): У Жени болит живот, Женю жалко. И т.д.
•Автоматизация
звука «ж» (слова с открытыми слогами)
на материале стихов, считалок, загадок,
рассказов:
Жук жужжит и встать
не может,
Ждет он, кто ему
поможет
Я
— по луже! Я —
по луже!
Я ищу, где лужа
уже !
Выяснил, где лужа уже,
И теперь лежу простужен.
На
материале поставленных и автоматизируемых
звуков продолжается работа по развитию
фонематического восприятия. По мере постановки
звуков параллельно проводится их дифференциация
со звуками, близкими по артикуляторно-акустическим
признакам.
Дифференциация поставленных звуков
После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.
• Дифференциация звуков «л, ль — й» (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).
•Дифференциация
звуков «р, рь — й» (в случае, если в речи
ребенка отмечались замены этих звуков).
Устранение аномических проявлений
в речи
Напомним, что нарушения лексико-грамматиче-ской стороны и связной речи не являются доминирующими в симптомокомплексе стертой формы дизартрии. Однако часто проявления аномии принимаются логопедами за лексическую недостаточность, а нарушение оптико-пространственных представлений (неправильное использование предлогов, непонимание логико-грамматических конструкций, трудности при составлении рассказов по картине и сюжетной серии) — за грамматическое недоразвитие и нарушение связной речи. На протяжении коррекционной работы по другим разделам мы так или иначе постоянно обращались к этим проблемам. Так, в разделе «Развитие пространственных представлений» значительное внимание уделено речевым заданиям. На 4 и 5-м этапах — «Развитие фонематического восприятия», «Коррекция звукопро-износительной стороны речи» — подчеркивалось, что работа должна постоянно подкрепляться наглядным материалом (картинками), что способствует установлению связи зрительный образ — слово. Однако для детей с выраженными нарушениями (3-я группа) потребуется также введение дополнительного этапа.
Работа проводится по обобщающим понятиям в традиционной последовательности. Принципиальным отличием является обязательное установление ассоциативных связей образ — слово, поэтому логопеду необходимо иметь большое количество наглядного материала. Виды работы:
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс