Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
2 балла — правильно выполнена проба «а»; при выполнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.
1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопеда, при выполнении проб «в», «г» отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.
Звуковой синтез:
Задания:
а) прослушать
слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 3 секунды),
воспроизве-
сти его слитно:
Р,0,Г; Р,0,С,А; Г,Р,0,Т; К, А, С, К, А;
б) прослушать
слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 5 секунд, во
время паузы
дается звуковой сигнал), воспроизвести
слово слитно:
К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы;
в) прослушать
слово с переставленными звуками
или слогами, воспроизвести его правильно:
Н, С, Ы - сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА - лошадка.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» требуется повторение слов, помощь логопеда (называние 1-го звука, слога).
2 балла — правильно выполнена проба «а»; при выполнении пробы «б» требуется неоднократное повторение слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.
1 балл
— при выполнении пробы «а» требуется
неоднократное повторение слов, помощь
логопеда; пробы «б», «в» не выполняются.
Состояние просодической стороны речи
Обследование просодической стороны речи проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа на произвольную тему, счета.
Оценка. При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембр голоса, темповая и динамическая организации речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи, тап дыхания, длина речевого выдоха.
4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное, длина речевого выдоха не менее 8 секунд, нарушений тембра голоса, темповой и динамической организации речи не выявлено. Оценка за пробу на модулированность голоса — 4 балла.
3 балла — дыхание смешанное, длина речевого выдоха не менее 6 секунд; могут отмечаться нарушения темповой организации речи (быстрая или замедленная речь). Тембр голоса, динамическая организация речи не нарушены. Оценка за пробу на модулированность голоса — 4—3 балла.
2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключичное), длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый, «петушиный» дискант и другие дефекты), темповой организации речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 3—2 балла. Присутствует смазанность и(или) назализованный оттенок речи.
1
балл — дыхание грудное (ключичное), длина
речевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются
нарушения голоса, темповой и динамической
организации речи, смазанность и(или) назализованный
оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность
голоса 2— 1 балла.
Состояние звукопроизношения
Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, самостоятельной речи ребенка или с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нарушенных звуков (групп звуков), наличие замен, искажений или отсутствие звука при изолированном произношении и в спонтанной речи.
Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков.
3 балла— варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолированно и(или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных звуков) по типу искажений изолированно или в спонтанной речи.
2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы звуков) по типу замен; нарушены 3—4 звука (3—4 группы звуков) по типу искажений и замен.
1
балл — нарушены более 4 групп звуков по
типу искажений и замен.
Состояние лексико-грамматического строя речи
Обследование
лексико-грамматического строя речи проводится
на материале картинок и словесных заданий.
Лексика
1. Слова, обозначающие предметы:
а) знание
обобщающих понятий (игрушки, учебные
предметы, мебель, посуда, одежда, обувь,
фрукты, овощи, деревья, цветы, животные
домашние и дикие, птицы домашние и дикие,
инструменты, транспорт, профессии).
Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать общим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые относятся к заданной группе;
б) отношения
антонимии и синонимии: придумать
к данным словам антонимы: день —
… утро —…
зима — ... ;
в) многозначность
слов: составить предложения из
данных словосочетаний: острая коса,
длинная коса, песчаная коса.
Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятой, умение распределять на группы слова (картинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
4 балла — богатый словарный запас, владение обобщающими понятиями, умение группировать, понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
3 балла — достаточный словарный запас (соответствует возрастной норме), владение обобщающими понятиями, умение группировать по родовому признаку, понимание отношений синонимии и антонимии, при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда. Может отмечаться аномия.
2 балла — ограниченный словарный запас, трудности обобщения, для понимания отношений антонимии и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» недоступна для выполнения.
1 балл — бедный словарный запас, незнание обобщенных понятий, непонимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
2. Знание времен года, суток, дней недели:
а) назвать времена года, время суток, дни недели;
б) из
названных слов найти слова, относящиеся
к
зиме (лету): лед, трава, санки, загорать,
снеговик,
урожай;
утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужинать, светло, ложиться;
в) перечислить
по порядку времена года, части су-
ток, дни недели.
Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».
2 балла — выполнена проба «а», трудности при выполнении пробы «б», проба «в» не выполнена.
1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забывает названия, пробы «б», «в» не выполняются.
3. Слова, обозначающие действия:
а) ответить
на вопрос, как животные и птицы (ко-
рова, собака, овца, коза; ворона, соловей,
воробей) по-
дают голос;
б) назвать,
что делают люди разных профессий
(врач, учитель, строитель, маляр, художник,
портной,
сапожник);
в) придумать
к предлагаемым словам синонимы —
думать, ехать, бежать; антонимы —
находить, ложиться, смеяться.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
2 балла — отмечаются замены глаголов словами, близкими по значению, ограниченное знание глаголов по профессиям, невозможность выполнения пробы «в».
1 балл — бедность предикативного словаря, непонимание отношений антонимии и синонимии.
4. Слова, обозначающие признаки предметов:
а) описать
предмет по цвету, форме, величине, вкусу
(яблоко, лимон, огурец, помидор);
б) сравнить
предметы по цвету, форме, размеру, вку-
су, качеству (лимон — апельсин, деревянный
полов-
ник — чайная ложка, река — ручей);
в) придумать
к словам толстый, широкий, горький,
здоровый антонимы; к словам грустный,
веселый, храбрый синонимы.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» отмечаются трудности самостоятельного подбора синонимов и антонимов.
2 балла — отмечается ограниченность словаря прилагательных, трудности сравнения, непонимание отношений синонимии и антонимии.
1
балл — бедность словаря прилагательных,
невозможность сравнения слов и подбора
антонимов и синонимов.
Словообразование
Задания:
а) образование
существительных. Назвать детены-
шей животных: козы, волка, медведя, льва;
б) образование глаголов с помощью приставок (антонимы):
завязать —…включить —… выдвинуть — ...;
в) образование прилагательных:
компот из яблок — варенье из сливы — запеканка из моркови —...;
погода при ветре — морозе — дожде — солнце — ...;
у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост — голова — уши — ....
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.
2 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении проб «б», «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.
1 балл
— ребенок приводит неправильные формы
слов во всех пробах или не может образовывать
слова.
Грамматический строй речи
1. Согласование слов в числе, роде:
а) согласование
слов в числе. Изменить слова в словосочетании
так, чтобы они стояли во множественном
числе: пушистая кошка, полное ведро,
воробей летает,
поезд едет;
б) согласование
в роде существительного и глагола.
Составить словосочетания из данных слов:
висело — ... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела —... полотенце;
б) согласование в роде существительного и прилагательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо 1 и 2 ошибки в пробах «а» и «б» соответственно. Ошибки, исправленные ребенком самостоятельно, не засчитываются.
2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2-3 ошибки в пробах «б», «в».
1
балл — более 3 ошибок в каждой пробе.
2. Управление:
а) винительный
падеж. Закончить предложения:
Пчеловод разводит ... Цветовод разводит
... Рыболов ловит ... Птицелов ловит ... Сталевар
варит ... Кашевар варит...;
б) родительный
падеж. Закончить предложения:
Стол изготовлен из ... Стакан сделан
из ... Ведро сде-
лано из...;
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс