Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
Последовательность
работы жестко определена, поэтому необходимо
соблюдать предложенные этапы и упражнения.
Длительность каждого этапа может варьироваться,
поскольку тяжесть нарушений у детей со
стертой формой дизартрии различна. Занятия
можно проводить как в группе (она набирается
в соответствии со средними показателями
по пробам), так и индивидуально. В отдельную
группу входят дети, имеющие сочетанные
нарушения: стертая форма дизартрии и
общее недоразвитие речи II—III уровня.
В этой группе работа по коррекции стертой
формы дизартрии дополняется традиционными
видами работы по коррекции ОНР. Работа
со всеми дошкольниками начинается с подготовительного
этапа. На этом этапе совмещаются занятия
по развитию двигательной сферы (общая,
тонкая, артикуляционная моторика), постановке
и автоматизации навыков правильного
дыхания, развитию просодической стороны
речи. Необходимо закрепление полученных
на занятиях навыков в домашних условиях.
Общедвигательная сфера
Воздействие
на ребенка на сенсомоторном уровне с
учетом общих закономерностей онтогенеза
вызывает активизацию развития всех высших
психических функций и процессов. Поэтому
в начале коррекционной работы желательно
отдать предпочтение этому направлению,
что позволит создать предпосылки для
последующих этапов работы. Коррекция
общедвигательной сферы детей с отклонениями
в развитии изложена в книге А.В.Семенович.
Методологически эта работа опирается
на современные представления о закономерностях
развития и иерархическом строении мозговой
организации высших психических функций
в онтогенезе. Методически представляет
собой адаптированный к детскому возрасту
вариант базовых телесно ориентированных,
кинезиологических, театральных и иных
психотехник, адаптированных к детскому
возрасту. Логопедам можно использовать
данную методику с большой осторожностью,
поскольку они не обладают полноценными
знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии,
психофизиологии и не всегда смогут с
достаточной уверенностью оценить последствия
ее применения. Поэтому в работе по данному
разделу желательно участие нейропсихолога.
Развитие тонкой моторики
Осуществляется
логопедом как в системе коррекционных
занятий, так и в виде рекомендаций родителям.
Система упражнений разделена на блоки.
Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта
Начинаем с обучения ребенка приемам самомассажа рук. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2—3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
• «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
• «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...);
б) мелкие
игрушки; в) геометрические фигуры различной
величины и фактуры (наждачная, бархатная
бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры,
различные
по размеру и фактуре (для детей, знакомых
с ними).
2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать
предмет
одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки
предметов
и выбрать из них такой же; б) нарисовать
такой же предмет; в) выбрать среди других
такой же предмет одной, затем другой рукой.
Развитие кинетического компонента двигательного акта
Движения кистями рук
Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и наконец двумя руками одновременно.
Движения пальцами рук
Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1.«Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.
Дополнительно
можно использовать перебирание круп,
пуговиц, бусинок и т.д.; шнуровку; работу
с пластилином, глиной, ножницами; оригами.
Упражнения, выполняемые двумя руками вместе
Динамическая координация движений
Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс