Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)
  1. «Времена года, месяцы, дни недели». При отработке этих последовательностей также используется полоска бумаги и соответствующие упражнения, которые включают в себя большое количество разнообразных картинок, стихов, загадок. Детально прорабатываются признаки каждого времени года и месяца.
  1. «Предлоги». Первоначально предлоги (рис. 2—7) отрабатываются в реальных действиях ребенка (по инструкции, в действиях с игрушками, по схеме). Затем с опорой на картинки составляются предложения с использованием схем. Попросите родителей вместе с ребенком вырезать из плотного картона 3 полоски бумаги с выступающей вверх полосой                  , 6 ровных полосок |                      , 13 квадратов □, на которых по мере изучения дети будут рисовать схемы предлогов. Сложите эти полоски в конверт. Используйте их при составлении схемы предложений, например:

   «Кот спрятался под диван»                                  . 

         

   Составление рассказа по сюжетной серии, картине

   При составлении рассказа по сюжетной серии используются разрезанные картинки-сюжеты (Альбом, с. 22).

   Необходимо объяснить ребенку, что это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следуют за ним по порядку. Разложить фрагменты, начиная слева (от маркера) по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведется работа по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходимости проводится коррекция грамматической стороны речи.

   В начале работы над составлением рассказа по сюжетной картине ребенку объясняют, что прежде всего ее необходимо внимательно рассмотреть, придерживаясь направления слева направо, снизу вверх. Затем надо выделить главных и второстепенных героев.

   Представить себе, что картинка — это моментальная фотография. Подумать, что с героями происходило перед тем, как их «сфотографировали», что будет происходить после. Затем составить план рассказа. Руководствуясь планом и временной последовательностью событий, составить короткий рассказ. 

   Освоение логико-грамматических конструкций

   Поскольку ребенок уже усвоил дихотомические понятия, ему сравнительно несложно будет освоить данные конструкции. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.

  • Толя ниже Кати. Кто выше?
  • Слон толще зайки. Кто тоньше?
  • Карандаш короче линейки. Что длиннее?

     •Коля старше Пети, но моложе Веры. Покажи на рисунке, кто есть кто.

  • Мишка стоит за лисой. Где стоит лиса?
  • Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.
 

       3.6.Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

   Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы — голос человека, голос своего — голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.

   Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Только после успешного усвоения одного раздела можно переходить к следующему. 
 

   Восприятие и различение неречевых звуков 

   Развитие слухового внимания

   Примеры упражнений.

  • «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
  • «Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Осуществляем зрительный контроль.
  • «Узнай шум». Определение на слух бытовых шумов, реально производимых и(или) в записи: звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание бумаги и т.д.
  • «Звуки природы». Прослушиваем вместе с ребенком запись голосов животных и птиц, звучание шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Соотносим звуки с картинками.
  • «Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и т.д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучит.
  • «Волшебные коробочки». Подготовим два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3-7). Заполним их различными материалами: горох, гречка, сахар, песок, скрепки, нарезанная бумага.

   Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.

  • «Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа — слева — сзади — спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).
  • «Жмурки с погремушкой». Вначале демонстрируется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
  • «Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
  • «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.
  • «Музыкальные инструменты». Демонстрируем ребенку звучание различных инструментов: барабан, дудочка, бубен, труба, гитара и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
  • «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» — бубен звенит — свободная ходьба; «дождик» — постукивание по бубну — присесть на корточки.
 
 

   Различение звуков, издаваемых тихо — громко

Примеры упражнений.

  • «Барабан». Прячем игрушку и просим ребенка найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
  • «Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький — тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
  • «Далеко — близко». Имитируем звук приближающегося и удаляющегося предмета (поезд, машина, самолет и т.д.). Ребенок должен определить на слух, далеко или близко предмет.
  • «Тихо — громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо — ходить, громко — стоять на месте.
 

   Развитие чувства ритма

 Примеры упражнений.

  • «Сосчитай удары». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1 — 3 удара и просим сосчитать их.
  • «Сделай, как я». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритмические рисунки, просим повторить их: I — II, II — 1,

   I — III, III — I, II — III, III — II. Усложненные рисунки: I - II - III, II - I - III, I - III - II, III - I - II,

   II — III — I, II — III — II и т.д. Рисунки воспроизводят- 
ся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

   • «Кошка и котенок». Предлагается послушать и посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара (II) — котенок, 3 удара (III) — кошка. Простой вариант: II — II — II или III — III — III — III. Усложненный вариант: II — II — III — II, III — III —

   II - III - II и т.д.

   • «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут производиться громко (акцентированно) и тихо. Предлагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать (воспроизвести) их: I — III — II, III — II — I, II — II —

   III и т.д.

   • «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Просим ребенка прослушать рисунки и записать их. Другой вариант — по записанному рисунку надо его воспроизвести.

   Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами. 
 

   Восприятие и дифференциация звуков речи

   Различение голосов и интонированности речи

 Примеры упражнений.

   • «Кто говорит?». На магнитофон записываются голоса близких и незнакомых ребенку людей, произносящих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.

  • «Это вопрос?». Произносим короткие фразы с различной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной), просим ребенка ответить на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это мишка!» и т.д. Затем можно предложить ребенку поменяться ролями.
  • «Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ласково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.

       Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам

   Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируются звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистящие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляющие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимости от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмотрим на примере дифференциации звуков «р — л».

  • Ребенку предъявляются короткие слова: лак — рак; лама — рама. Уточняем, обозначают ли слова одинаковые предметы, одинаково ли они звучат. Показываем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что слова имеют различное значение. Сравниваем слова по звуковому составу, выясняем, что они отличаются только звуками «р», «л».
  • Различение оппозиционных звуков с опорой на тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук «р» — колокольчик, звук «л» — пароход (по артикуляции). Смотря в зеркало, произносим звук «р», подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зеркало, произносим звук «л», подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — волны, язычок похож на пароход, звук «л» похож на гудок парохода. Просим поочередно произносить звуки «р», «л», указывая одновременно на схему.
  • Различение оппозиционных звуков в слогах. Произносим вначале закрытые, затем открытые слоги со звуками «р», «л», указывая на схемы звуков.

 •Различение оппозиционных звуков в словах: разложить картинки в два столбика под схемами

   (звук «р», звук «л») с обязательным анализом слов по местоположению звуков «р», «л»;

   назвать овощи, фрукты, посуду и т.д., в названии которых есть звуки «р», «л»;

   назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л» находятся в начале, середине, конце;

   заменить звук «р» на звук «л», и наоборот (с опорой на картинки): ложки — рожки, игла — игра, юла — Юра и т.д.;

   добавить (убрать) звуки «р», «л» в словах для получения новых слов: бот — борт — болт, тот — торт, газ — глаз;

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс