Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
«Кот
спрятался под диван»
Составление рассказа по сюжетной серии, картине
При составлении рассказа по сюжетной серии используются разрезанные картинки-сюжеты (Альбом, с. 22).
Необходимо объяснить ребенку, что это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следуют за ним по порядку. Разложить фрагменты, начиная слева (от маркера) по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведется работа по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходимости проводится коррекция грамматической стороны речи.
В начале работы над составлением рассказа по сюжетной картине ребенку объясняют, что прежде всего ее необходимо внимательно рассмотреть, придерживаясь направления слева направо, снизу вверх. Затем надо выделить главных и второстепенных героев.
Представить
себе, что картинка — это моментальная
фотография. Подумать, что с героями происходило
перед тем, как их «сфотографировали»,
что будет происходить после. Затем составить
план рассказа. Руководствуясь планом
и временной последовательностью событий,
составить короткий рассказ.
Освоение логико-грамматических конструкций
Поскольку ребенок уже усвоил дихотомические понятия, ему сравнительно несложно будет освоить данные конструкции. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.
•Коля старше Пети, но моложе Веры. Покажи на рисунке, кто есть кто.
3.6.Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы — голос человека, голос своего — голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.
Таким
образом, развитие фонематических процессов
делится на несколько разделов. Только
после успешного усвоения одного раздела
можно переходить к следующему.
Восприятие
и различение неречевых звуков
Развитие слухового внимания
Примеры упражнений.
Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.
Различение звуков, издаваемых тихо — громко
Примеры упражнений.
Развитие чувства ритма
Примеры упражнений.
I — III, III — I, II — III, III — II. Усложненные рисунки: I - II - III, II - I - III, I - III - II, III - I - II,
II —
III — I, II — III — II и т.д. Рисунки воспроизводят-
ся одной, другой рукой, хлопками, ногами.
• «Кошка и котенок». Предлагается послушать и посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара (II) — котенок, 3 удара (III) — кошка. Простой вариант: II — II — II или III — III — III — III. Усложненный вариант: II — II — III — II, III — III —
II - III - II и т.д.
• «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут производиться громко (акцентированно) и тихо. Предлагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать (воспроизвести) их: I — III — II, III — II — I, II — II —
III и т.д.
• «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Просим ребенка прослушать рисунки и записать их. Другой вариант — по записанному рисунку надо его воспроизвести.
Хорошую
помощь логопеду на этом этапе работы
могут оказать занятия ритмикой или танцами.
Восприятие и дифференциация звуков речи
Различение голосов и интонированности речи
Примеры упражнений.
• «Кто говорит?». На магнитофон записываются голоса близких и незнакомых ребенку людей, произносящих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.
Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам
Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируются звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистящие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляющие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимости от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмотрим на примере дифференциации звуков «р — л».
•Различение оппозиционных звуков в словах: разложить картинки в два столбика под схемами
(звук «р», звук «л») с обязательным анализом слов по местоположению звуков «р», «л»;
назвать овощи, фрукты, посуду и т.д., в названии которых есть звуки «р», «л»;
назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л» находятся в начале, середине, конце;
заменить звук «р» на звук «л», и наоборот (с опорой на картинки): ложки — рожки, игла — игра, юла — Юра и т.д.;
добавить (убрать) звуки «р», «л» в словах для получения новых слов: бот — борт — болт, тот — торт, газ — глаз;
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс