Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.
Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66
Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений.
4 балла— темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно.
3 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа, движений. Амплитуда размашистая, положение рук в пространстве неизменно.
2 балла — движения замедленны, нарушена четкость и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве. Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях невозможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии.
1
балл — невозможность выполнения пробы.
Артикуляционная моторика
1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по образцу:
а) растянуть
губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение
10 секунд;
б) улыбнуться,
открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка
в течение
10 секунд;
в) улыбнуться,
открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка
в течение
10 секунд.
При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики.
Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.
3 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается в течение 6—7 секунд, может отмечаться наличие саливации при отсутствии другой симптоматики.
2 балла — статическая поза при выполнении проб «а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не выполняется. Отмечается наличие сопутствующей симптоматики.
1 балл— невозможность удержания статической позы.
2. Кинестетический праксис:
а) по
зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков:
«И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;
б) по
кинестетическому образцу. Образцы поз
те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть
глаза, сло-
жить его губы в нужную позу, затем губы
разглажива-
ются, и ребенку предлагается воспроизвести
заданную
позу самостоятельно.
Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.
4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.
3 балла — позы повторяются правильно, темп замедлен (движения выполняются не более чем с 2—3-секундной задержкой после показа), четкость негрубо нарушена.
2 балла — темп резко замедлен (движения выполняются с 4-секундной и более задержкой после показа), отмечается длительный поиск нужной позы, уподобление поз.
1 балл
— невозможность правильного повторения
поз.
3. Динамическая координация движений.
Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:
а) растянуть
губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот,
высунуть
язык, поднять и опустить его;
б) улыбнуться,
открыть рот, высунуть язык, при-
кусить его зубами, закрыть рот; открыть
рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней
челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться,
открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности
верхних, за-
тем нижних зубов («Почистим зубки»).
Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости движений, наличие саливации, неврологической симптоматики.
4 балла — выполнены обе пробы, движения выполняются правильно, четко, быстро, сопутствующей симптоматики не отмечается.
3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен, четкость негрубо нарушена, может отмечаться саливация.
2 балла — выполнена проба «а», темп движений резко замедлен, четкость выполнения движений грубо нарушена, отмечается сопутствующая симптоматика.
1
балл — полная невозможность выполнения
серии движений.
Мимическая мускулатура
Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.
Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.
4 балла— проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.
3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.
2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок, неплотное смыкание губ.
1 балл
— полная невозможность выполнения задания.
Состояние фонематического слуха
Восприятие и воспроизведение ритмов
При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:
а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать удары и посчитать их:
II - III, III -I, III - II - I и т.д.;
б) слухомоторные координации. Предлагается повторить:
простые ритмы: I - II - III; III - II -I; II -I - III и т.д.;
сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентированные, громкие удары).
Оценка. 4 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.
3 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией.
2 балла — нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное количество ударов после 3—4-го предъявления), невозможность воспроизведения сложных ритмов.
1
балл — невозможность выполнения обеих
проб.
Фонематическое восприятие
1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:
а) послушать
и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое
животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно,
грустно
говорит человек;
б) воспроизвести
самостоятельно задания из пробы
«а».
Оценка. 4 балла — правильно выполнены обе пробы.
3 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.
2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации.
1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
2. Восприятие и дифференциация звуков речи: а) ребенку на слух предъявляются несколько коротких стихотворных текстов.
Задание:
определить, какой звук чаще всего встречается.
Тексты предъявляются вне зависимости
от наличия правильного звука в речи.
Осень. Осень. Осень. Ясень листья сбросил.
На осинке листик огоньком
горит.
Осень. Осень. Осень. Ветер
листья носит,
И осенний мелкий дождик
моросит….
Мышонку мама-мышка
шептала:
— Шалунишка!
Шумишь, шуршишь,
болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, —
подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
а шутки и смешинки.
Поешь зерна немножко
и
спать ложись, мой крошка!
б) различение
слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку
предъявляются 12 картинок, расположенных
на двух альбомных листах. Предлагается
рассмотреть и показать картинки, называемые
логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.
Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом— сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.
в) нахождение
асемантичных звукосочетаний. Предлагается
на слух определить, какие из слов логопед
про-
изнес «неправильно»:
кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;
руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рюстра;
г) повторение
слов и предложений с оппозицион-
ными звуками:
солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает затруднение повторение чистоговорок.
2 балла — правильно выполнена проба «а». Допущено 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допущено 3-5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении слов, невозможность правильного воспроизведения чистоговорок.
1 балл — затруднения при выполнении пробы «а». Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б», «в». Невозможность правильного воспроизведения слов и чистоговорок.
Звукослоговой анализ
Задания:
а) выделение
первого гласного и последнего соглас-
ного звуков в слове:
аист, ослик, угол;
б) выделение
первого согласного и последнего глас-
ного в слове:
рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру;
в) определение
2, 3, 4-го звуков в слове, количества
звуков, слогов:
2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах определяется количество звуков и слогов);
г) добавление и замена звука в слове:
вор — двор, вол — волк, ёлка — тёлка, сок — сук — лук, лиса — липа — лупа.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в». При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, однако осуществляется самокоррекция.
Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс