Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2.Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.
3.Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать серию секционных занятий с
мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет.
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.............................................................7
I.1 Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей 6-7 лет………………………………………………………7 Сущность ловкости как психофизические качества…………………………..
I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет………………………13
I.4 Характеристика действий с мячом как средства развития ручной ловкости детей 6-7 лет…………………………. 21
I.5 Использование упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет……………………………34
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА…………40
II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет………………………………………40
II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений………………………………………………………………………….43
II.3 Определение эффективности проведенной работы…………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………................... 51
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

По данным показателям  можно сделать вывод о том, что в группе прирост в развитии ловкости произошел за счет естественного роста и системы воспитания, и лишь у 30 % детей – за счет целенаправленного эффективного использования физических упражнений.  
В процессе работы нами было отмечено, что развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста определяется типом темперамента. Так, уравновешенные дети показали высокую работоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом.. Дети легко возбудимые успешнее и охотнее выполняли различные упражнения с мячом на скорость, с удовольствием участвовали в играх соревновательного характера, эстафетах, у них высокие показатели в развитии ручной ловкости.  
Также необходимо отметить, что уровень развития ручной ловкости определяется уровнем физического развития. Так, дети, у которых достаточно высокий уровень физического развития, имеют более низкий уровень развития телесной и ручной ловкости. Это связано с интенсивным ростом детей, в процессе которого происходят значительные перестройки, как в работе органов, так и в технике движений, что значительно препятствует развитию выносливости.  
Дети, имеющие средний уровень физического развития, небольшой рост и вес, наоборот, показывают достаточно высокий показатели в развитии телесной и ручной ловкости.  
Таким образом, результаты повторной диагностики позволяют сделать выводы о том, что проводимая нами в течение учебного года целенаправленная работа по развитию ручной ловкости у детей посредством подвижных игр и упражнений с мячом оказалась эффективной. Нами отмечены достаточно высокие показатели в приросте ручной.  Исходя из полученных результатов диагностики, нами были составлены графики: уровней физического развития, динамики развития ручной ловкости, графики прироста в развитии ловкости.  
Таким образом, нами было организована опытно-экспериментальная работа по исследованию ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста и проведено три этапа эксперимента.  
Низкие показатели уровня развития ручной ловкости у детей на констатирующем этапе эксперимента подвели нас к выводу о том, что в дошкольном учреждении, на базе которого проводилось исследование, работа по развитию данного качества недостаточно планомерна и систематична. Поэтому нами была спланирована определенная система работы по развитию ручной ловкости детей посредством целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячом, организации и проведения кружка «Школа мяча».  
На формирующем этапе эксперимента нами были составлены перспективный и календарный планы, продуманы формы работы с детьми, педагогами и родителями.  
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика, результаты которой показали значительное повышение уровня развития ручной ловкости детей экспериментальной группы. Количественные данные, полученные нами, позволили сделать вывод о том, что работа, организованная нами по развитию ловкости посредством подвижных игр с мячом оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, грамотное, систематическое включение в педагогический процесс подвижных игр и упражнений с мячом может существенно влиять на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.  
 
                                           
Заключение

 
Одной из важных задач воспитания детей  дошкольного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств.  
Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.  
Подвижные игры и упражения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.  
Для определения степени эффективности влияния подвижных игр с мячом на развитие ручной ловкости нами была организована опытно-экспериментальная работа, результаты которой подтвердили выдвинутую нами гипотезу.  
Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп позволяют сделать вывод о том, что на таких занятиях в большей степени реализуется принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных физиологических и психических особенностей дошкольников, что позволяет более качественно построить свою работу по развитию психофизических качеств, формированию разнообразных видов движений, развитию культуры движений.  
Педагогам, заинтересовавшимся данной проблемой, хотелось бы порекомендовать использовать подвижные игры и упражнения с мячом и другими предметами не только как средство развития ручной ловкости, но и как средство развития других физических качеств.

Список  литературы 

1 Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1983  
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981  
3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1986  
4. Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004  
5. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. – Минск, 1987  
6. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Просвещение, 1980  
7. Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006  
8. Доронова Т. Право на охрану здоровья// Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001  
9. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду. – М.: Просвещение, 1980  
10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985  
11. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004  
12. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971  
13. Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М.: Медицина, 1972  
14. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2004  
15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985  
16. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001  
17. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – Спб.: Питер, 1998  
18. Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2000  
19. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. – М.: Просвещение, 1998  
20. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005  
21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001  
22. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005  
23. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989  
24.Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004  
25. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984  
26. Цой Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников// Дошкольное воспитание. - № 10. – 2006  
27. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1998  
28. Шишкина В.А. Движение+движение. – М.: Просвещение, 1992
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Игры  на развитие ловкости

Поменяйтесь местами. По кругу положена веревка. Дети бегают парами: один справа, другой слева от веревки. По сигналу воспитателя, продолжая бежать, не останавливаясь, дети меняются местами.

Обеги мяч. Несколько  детей толчком двух рук катят  мяч в прямом направлении и  бегут за ним, обегая мяч змейкой.

С мячом под  дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2--3 м.

Вперед с  мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вглесте с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.

Не теряй  мяч. Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не отпуская его далеко от себя.

Пролезь в обруч. Варианты: а) обруч вертикально поставлен на пол. Пролезть в него ногами вперед, опираясь на руки; б) держать обруч одной рукой в вертикальном положении. Пролезть в него, не отпуская, вовремя перехватывая наверху обруч другой рукой; в) обруч укреплен на стойках. Пролезть в него прямо (или боком), вытягивая вперед руки и опираясь на них.

Спрыгни, повернись. Спрыгнуть с высоты 35--40 см (скамейка, куб) с поворотом на,45°. Воспитатель стоит повернувшись сначала правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, поворачиваясь влево. Затем воспитатель переходит на другую сторону (стоит повернувшись левым боком к скамейке), дети спрыгивают, поворачиваясь также на 45° вправо.

Приложение №2

План  игр на учебный  год

Сроки Тема Материал для работы
Октябрь "Мой веселый звонкий мяч"  
Вызвать у детей интерес и желание выполнять работу с мячом (перебрасывать мяч друг другу разными способами, отбивать мяч на месте, прокатывать мяч одной (двумя) руками
Подвижные игры: "Ловишки с мячом", "Мяч в догонку", "Мяч под планкой", "Поймай мяч", "Научись владеть мячом"
   
Ноябрь "Мой веселый звонкий мяч"  
Продолжать развивать умение владения мячом
Подвижные игры: "Прокати-не урони", "Подбрось-поймай", "Ударь по мячу", "Поймай мяч", "Кто дальше", "Меткие и быстрые"
   
Декабрь "Ах, вы сани, мои сани!" 
Вызвать у детей активность, самостоятельность, инициативу. Научить их преодолевать трудности, препятствия, помогать друг другу. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений
Подвижные игры: "Эстафета пассажиров", "Собери флажки", "Черепахи", "Спуск в ворота", "Быстрые санки", "Регулировщик"
   
Январь "Веселые комочки" 
Научить детей лепить из снега разные фигуры, коллективные постройки, снежки. Научить детей метать вдаль, в горизонтальную (или вертикальную цель)
Подвижные игры: "Ловишки со снежком", "Сделай фигуру", "Меткие и быстрые", "Успей первым", упражнения с санками на ровном месте
"Веселые дорожки" 
Научить детей скольжению по ледяной дорожке. Формировать умение сохранять равновесие. Развивать у детей координацию, ловкость движений, глазомер. Формирование умения действовать в коллективе слаженно и дружно
Подвижные игры: "Достань игрушку", "Поезд", "Через ворота", "Мячом в цель",
Февраль Развитие меткости и ловкости при метании мяча в  цель «Метко в  цель», «Лови - не лови», «Мячом в цель», «Передал - садись», «Метатели», «Снежками  в круг»
   
Март    
"Весельчаки" 
Научить детей самостоятельной организации ранее изученных игр с правилами, предоставляя им необходимый игровой материал
Подвижные игры": ""Охотники и звери", "Палочка-выручалочка", "Найди свою пару", "Поймай мяч", "Лошадки"
Апрель    
"Мой веселый звонкий мяч" 
Развивать навык действия с мячом, учить детей ведению мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Воспитывать в детях чувство коллективизма, сплоченности
Подвижные игры: "Перестрелка", "Мяч в догонку", "Ловишки с мячом", "Найди мяч"
Май Выработка умения точно и быстро передавать мяч  и другие предметы «Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч - соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»
   

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №3 

 
ВЫНОСЛИВОСТЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ БЫСТРОТА КООРДИ-НАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ  
Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь  
Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели  
Прыжок  за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в  цель Конек-горбунок  
Догони! Помоги, друг! Чего не бывает Два капитана Нора лисы  
Кто быстрее! Создавай пару! Угадай, что  это Кто первый Дровосек  
Регулировщик Будь готов! Кузнечики Кто дальше Погреемся  
Колобок Салки в круге Хитрый лис Попади в  корзину Радуга Силач  
Казаки-разбойники Лабиринт Снегири Мяч водящему Пружинка  
Кто найдет Борьба за мячами Кто быстрее Мячи в корзину Лестница  
Кит Занимай место! Лучший снайпер Прогулка с  мячом Стоп  
Гуси-лебеди Гонка мячей Лишний в  кругу С горки вниз Горячий мяч*  
Заблудились Передачи по кругу Партизаны Лови комара Большие-маленькие  
Охота за мячом Передача мяча Картошка Медведь Ель, елка, елочка  
Ловля рыбы     Червяк Пойди, не упади  
           

 
 
 

Приложение №4

Пустое  место

Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.                                                                                                                                          Варианты: а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.

Правила: водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.

О.М.У: нельзя вызывать на соревнование в беге одних и тех же игроков. При большом количестве участников можно построить в два-три круга, каждый круг работает самостоятельно.  
 

Приложение  №5

Ловишки

Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.

Инвентарь: обручи, скамейки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя “Раз, два, три - лови!” дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.

Правила: когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

О.М.У: учитель отмечает лучших ловишек и детей, не попавших ловишкам.

Варианты: от ловишек можно спастись в домике (обручи, скамейки). Выбирают двух водящих - ловишек. Они берутся за руки. Ловишки, не расцепляя рук, ловят играющих


Информация о работе Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста