Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2.Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.
3.Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать серию секционных занятий с
мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет.
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.............................................................7
I.1 Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей 6-7 лет………………………………………………………7 Сущность ловкости как психофизические качества…………………………..
I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет………………………13
I.4 Характеристика действий с мячом как средства развития ручной ловкости детей 6-7 лет…………………………. 21
I.5 Использование упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет……………………………34
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА…………40
II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет………………………………………40
II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений………………………………………………………………………….43
II.3 Определение эффективности проведенной работы…………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………................... 51
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Свердловский  областной музыкально- эстетический

педагогический  колледж 
 
 
 

Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста  
Курсовая работа
 
 

Исполнитель: Шарыпкина И.В. Студент 3-го курса, 306 гр. Заочное отделение.

Специальность: 050704 "Дошкольное образование"

Руководитель: Афанасьева Г.И.
 
 

 
 

г. Екатеринбург-2011г.

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.........................................................................................................   

7

I.1 Анатомо-физиологические  и психические особенности развития детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………….  
7
I.2 Сущность ловкости как психофизические качества…………………………..

I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет…………………………

13

16

I.4 Характеристика действий с мячом как средства развития ручной ловкости детей 6-7 лет………………………………………………………………………….  
21
I.5 Использование упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет………………………………………………………………………………...  
34
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….  
 
40
II.1 Определение  уровня развития ручной ловкости  у детей шести-семи лет…………………………………………………………………………………….  
40
II.2 Организация  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений…………………………………………………………………………..  
 
43
II.3 Определение  эффективности проведенной работы………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 50
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………................... 51

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................   53 
 
 

Введение

 
В общей системе всестороннего  развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. 
Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма.  
Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья,

физического совершенствования  детей, овладения широким кругом движений.  
Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.  
Как указывают специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. 
Ловкость, по определению Л.П. Матвеева, - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. 
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.  
Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигателъно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.  
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» упражнения на ловкость включены года жизни .

  Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.  
Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тренируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:

  1. накопление разнообразных двигательных навыков и умений;
  2. совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приемов для  тренировки ловкости рекомендуются  следующие приемы:

— применение пражнений с необычными исходными положе 
ниями;

—зеркальное выполнение упражнений; —изменение скорости и темпа движений;

— варьирование пространственными границами, в которых вы 
полняется упражнение;

— усложнение упражнений дополнительными движениями. 
В понятие ловкость входят следующие компоненты:

  1. быстрота реакции на сигнал;
  2. координация движений;
  3. быстрота усвоения нового;
  4. осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

  Ряд ученых определяют ловкость как способность  быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Матвеев, Л.Б.Кофман и др.).

 Эти игры  развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры  головного мозга.  
Упражнения на ловкость рук развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе.  
Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что развитию ручной ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с недостатком материально-технического обеспечения дошкольных учреждений, сложностями в организации.  
Именно поэтому нам кажется необходимым изучение особенностей влияния разнообразных действий на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.  
Тема нашей работы – Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста.  
Проблема исследования – разрешить противоречия между задачей максимального развития двигательных качеств детей седьмого года жизни, в частности, ручной ловкости, и недостаточной разработанностью вопроса использования средств для развития этого качества.  
Объект исследования – Развитие ручной ловкости детьми 6-7 лет.  
Предмет – использование упражнений с мячом как средства развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.  
Цель работы – определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет.  
Задачи работы:  
1.Охарактеризовать анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего дошкольного возраста.  
2.Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.  
3.Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.  
4. Разработать и апробировать серию секционных занятий с  
мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет.  
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.  
Гипотеза состоит в предположении, что систематическое включение упражнений с мячом в работу с детьми седьмого года жизни будет существенно влиять на развитие у них ручной ловкости.  
Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения, эксперимент, метод тестирования.  
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложенный план работы секции по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол и разработанная к нему серия конспектов может непосредственно использоваться педагогами дошкольных учреждений, что, несомненно, улучшит воспитательно-образовательный процесс. Работа данной секции позволит существенно влиять не только на развитие у детей седьмого года жизни ловкости, но и других физических качеств.  
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

I.1 Анатомо-физиологические  особенности развития  детей шести-семи  лет 

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физического и  психического развития.  
На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.  
В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.  
В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация движений.  
В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег.  
У ребенка семи лет продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и тому подобные.  
Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 7 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.  
В движениях ребенка 7 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.  
В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.  
В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в шести-семи летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболевания.  
Отличительной особенностью детей дошкольного возраста является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовых ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи.  
В шесть-семь лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей.  
Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов.  
К шести годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.  
К семи годам значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие разнообразные сложные движения: бег, прыжки, лазанье и так далее.  
Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию.  
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулирую рост костей, способствуют их укреплению.  
К семи годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается.  
В старшем дошкольном возрасте устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В шесть-семь лет отмечается интенсивный рост черепных костей.  
С семи лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза.  
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника.  
Сердечно - сосудистая система начинает функционировать раньше других систем.  
К шести годам она продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К семи годам сердце приобретает форму взрослого. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым.  
Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой.  
Основная дифференцировка нервных клеток к концу дошкольного возраста почти заканчивается.  
В шесть-семь лет большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания.  
В старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание нервных клеток и головного мозга, но сохраняется легкая возбудимость. Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика.  
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.  
Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.  
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».  
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление соответствовать его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. 
Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.  
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат.  

Старшие дошкольники начинают управлять  своим поведением, восприятием, памятью, мыслительной деятельностью. Это связано  с развитием произвольности психических процессов, целенаправленности действий.  
Старший дошкольный возраст является возрастом развития воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Дети шести-семи лет овладевают умением контролировать положение своего тела на основании мышечных ощущений.  
Значительную роль продолжает играть подражание при выполнении волевых действий, но носит оно условно-рефлекторный характер, произвольно управляемый действием. 
Большое значение имеет словесная инструкция, побуждающая выполнять порученное действие.  
Сам процесс волевого действия изменяется: появляется осознание предстоящего действия.  
Резко перестраиваются у старших дошкольников мотивы волевых действий: побуждения у семилетних детей все яснее выступают как одно из решающих условий, обеспечивающих устойчивое и длительное волевое напряжение.  
Одним из мотивов, приобретающих к концу старшего дошкольного возраста определяющие значение для ребенка, является ожидание оценки его действий воспитателем и сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку. Поэтому педагог имеет возможность тонко «инструментовать» свои воздействия на разных детей, вызывая с их стороны необходимое волевое усилие.  
Таким образом, период старшего дошкольного возраста характеризуется увеличением роста и пропорций тела, развитием и перестройкой всех физиологических систем организма.  
Физиологические изменения и изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что в старшем дошкольном возрасте ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.2 Сущность ловкости как психофизические качества

Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.                                                           Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.                                                                                Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 - 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 - 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора.Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.                                                                                                                             При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.                 О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Информация о работе Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста