Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2.Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.
3.Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать серию секционных занятий с
мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет.
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.............................................................7
I.1 Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей 6-7 лет………………………………………………………7 Сущность ловкости как психофизические качества…………………………..
I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет………………………13
I.4 Характеристика действий с мячом как средства развития ручной ловкости детей 6-7 лет…………………………. 21
I.5 Использование упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет……………………………34
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА…………40
II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет………………………………………40
II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений………………………………………………………………………….43
II.3 Определение эффективности проведенной работы…………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………................... 51
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 53
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Свердловский областной музыкально- эстетический
педагогический
колледж
Средства
развития ручной ловкости
детей старшего дошкольного
возраста
Курсовая работа
Исполнитель:
Шарыпкина И.В. Студент 3-го курса, 306 гр.
Заочное отделение.
Специальность: 050704 "Дошкольное образование" |
Руководитель: Афанасьева Г.И. |
г. Екатеринбург-2011г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ...................... |
3 |
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ........................... |
7 |
I.1 Анатомо-физиологические
и психические особенности развития
детей 6-7 лет……………………………………………………………………… |
7 |
I.2 Сущность
ловкости как психофизические качества…………………………..
I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет………………………… |
13
16 |
I.4 Характеристика
действий с мячом как средства развития
ручной ловкости детей 6-7 лет……………………………………………………………………… |
21 |
I.5 Использование
упражнений с мячом для развития ручной
ловкости у детей 6-7 лет……………………………………………………………………… |
34 |
ГЛАВА
II. ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
С МЯЧОМ НА РАЗВИТИЕ
РУЧНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………………… |
40 |
II.1 Определение
уровня развития ручной |
40 |
II.2 Организация
работы с детьми старшего |
43 |
II.3 Определение
эффективности проведенной |
46 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
50 |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... |
51 |
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
Введение
В общей системе всестороннего
развития человека физическое воспитание
ребенка занимает важное место. Именно
в дошкольном возрасте закладываются
основы здоровья, физического развития,
формируются двигательные навыки, создается
фундамент для воспитания физических
качеств.
Потребность в движениях, двигательная
активность, проявляемая ребенком, физиологически
обусловлена, вызывает положительные
изменения в его физическом и психологическом
развитии, совершенствовании всех функциональных
систем организма.
Психофизические качества имеют большое
значение для укрепления здоровья,
физического совершенствования
детей, овладения широким кругом движений.
Исследованием особенностей развития
психофизических качеств у дошкольников
занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А.
Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская
и другие.
Как указывают специалисты в области физического
воспитания детей дошкольного возраста,
гармонично развитые психофизические
качества играют решающую роль в играх
и разнообразной деятельности детей при
меняющихся условиях среды, способствуют
появлению активности, самостоятельности,
уверенности, самообладания.
Ловкость, по определению Л.П. Матвеева,
- способность быстро овладевать новыми
движениями (способность быстро обучаться),
быстро перестраивать деятельность в
соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки.
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы
ловкости принадлежит выдающемуся физиологу
Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ
ловкости и называет ее не психофизическим
качеством, а способностью, отмечая особое
место ловкости среди других качеств индивида.
Н.А. Бернштейн дает следующее определение
ловкости: ловкость есть способность двигателъно
выйти из любого положения, то есть, способность
справиться с любой возникшей двигательной
задачей: правильно, быстро, рационально,
находчиво.
В разделе физического воспитания «Программы
воспитания в детском саду» упражнения
на ловкость включены года жизни .
Они занимают
значительное место среди других
средств физического воспитания
и усложняются от группы к группе
за счет введения дополнительных заданий,
а также более сложных способов
выполнения.
Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают
мнение о том, что ловкость все-таки является
качеством воспитываемым и тренируемым.
В методической литературе можно увидеть
два пути тренировки ловкости:
В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:
— применение пражнений
с необычными исходными положе
ниями;
—зеркальное выполнение упражнений; —изменение скорости и темпа движений;
— варьирование
пространственными границами, в которых
вы
полняется упражнение;
— усложнение упражнений
дополнительными движениями.
В понятие ловкость входят следующие компоненты:
Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Матвеев, Л.Б.Кофман и др.).
Эти игры
развивают ручную ловкость, глазомер,
совершенствуют деятельность
Упражнения на ловкость рук развивают
не только крупные, но и мелкие мышцы обеих
рук, увеличивают подвижность суставов
пальцев и кистей, что особенно важно для
детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в
школе.
Проанализировав состояние работы в дошкольных
учреждениях, мы убедились, что развитию
ручной ловкости детей дошкольного возраста
в практике физкультурно-оздоровительной
работы уделяется недостаточно внимания.
Возможно, это связано с недостатком материально-технического
обеспечения дошкольных учреждений, сложностями
в организации.
Именно поэтому нам кажется необходимым
изучение особенностей влияния разнообразных
действий на развитие ручной ловкости
у детей старшего дошкольного возраста.
Тема нашей работы – Средства развития
ручной ловкости детей старшего дошкольного
возраста.
Проблема исследования – разрешить противоречия
между задачей максимального развития
двигательных качеств детей седьмого
года жизни, в частности, ручной ловкости,
и недостаточной разработанностью вопроса
использования средств для развития этого
качества.
Объект исследования – Развитие ручной
ловкости детьми 6-7 лет.
Предмет – использование упражнений с
мячом как средства развития ручной ловкости
у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – определить эффективность
специально подобранных упражнений с
мячом для развития ловкости у детей 6-7
лет.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать анатомо-физиологические
и психические особенности детей старшего
дошкольного возраста.
2.Определить особенности методики проведения
упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.
3.Выявить особенности методики развития
ловкости у детей старшего дошкольного
возраста.
4. Разработать и апробировать серию секционных
занятий с
мячом для развития ручной ловкости у
детей 6-7 лет.
5. Исследовать влияние целенаправленного
включения в физкультурно-оздоровительную
работу упражнений с мячом на развитие
ручной ловкости у детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза состоит в предположении, что
систематическое включение упражнений
с мячом в работу с детьми седьмого года
жизни будет существенно влиять на развитие
у них ручной ловкости.
Методы исследования: изучение и анализ
методической и научно-практической литературы,
обобщение данных наблюдения, эксперимент,
метод тестирования.
Практическая значимость нашего исследования
состоит в том, что предложенный план работы
секции по обучению детей старшего дошкольного
возраста элементам игры в баскетбол и
разработанная к нему серия конспектов
может непосредственно использоваться
педагогами дошкольных учреждений, что,
несомненно, улучшит воспитательно-образовательный
процесс. Работа данной секции позволит
существенно влиять не только на развитие
у детей седьмого года жизни ловкости,
но и других физических качеств.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
I.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей шести-семи лет
На протяжении
дошкольного возраста ребенок проходит
огромный путь в физического и
психического развития.
На шестом году жизни у детей наступает
период интенсивного формирования двигательных
навыков. Для этого имеются известные
предпосылки: заметно изменяются пропорции
тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется
чувство равновесия, улучшается координация
движений на основе совершенствования
функций нервной системы и приобретенного
опыта; увеличивается сила мышц.
В ходьбе наблюдается координация движений
рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы.
Прыжки совершаются с большей уверенностью,
легкостью и мягкостью приземления. Однако
ввиду еще значительной подвижности позвоночника
и возможного уплощения несформировавшегося
свода стопы прыжки должны проводиться
под строгим контролем педагога.
В беге, лазании и метании дети достигают
заметного совершенствования: большая
уверенность и точность движений, достаточно
развитый глазомер, ловкость, целенаправленность
и координация движений.
В условиях воспитания и обучения у ребенка
складываются простейшие формы учебной
деятельности: понимание учебной задачи,
стремление к качеству выполнения ее,
проявление любознательности и интереса
к результату своих усилий, удовлетворение
от достигнутого. В связи с этим отмечается
значительный сдвиг в качестве движений.
Ребенок понимает, например, что от лучшего
замаха и устойчивости тела зависит сила
и дальность броска при метании, от сильного,
упругого отталкивания – легкий и быстрый
бег.
У ребенка семи лет продолжающийся процесс
окостенения делает позвоночник более
прочным. Близко к завершению окостенение
мелких костей кисти и пальцев рук. Эти
изменения придают телу ребенка большую
устойчивость и облегчают ему выполнение
таких движений, как повороты туловища,
стойка на одной ноге и тому подобные.
Существенные отличия в двигательной
деятельности ребенка 7 лет заключаются
в следующем: в этом возрасте отмечается
более совершенная координация движений,
большая их экономия, устранение лишних
движений. Благодаря развитию высших нервных
центров ребенок проявляет произвольное
внимание, сознательные волевые усилия,
умение составлять предварительный план
действий.
В движениях ребенка 7 лет видна осмысленность,
способность к самоконтролю, достаточно
правильной оценке процесса и результатов
движений, как своих, так и товарищей.
В старшем дошкольном возрасте происходят
существенные изменения высшей нервной
деятельности. По своим характеристикам
головной мозг шестилетнего ребенка в
большей степени приближается к показателям
мозга взрослого человека.
В старшем дошкольном возрасте физическое
развитие у девочек протекает более интенсивно,
чем у мальчиков. Скачок физического развития
в шести-семи летнем возрасте обусловлен
нейроэндокринными перестройками в детском
организме. Медики считают этот период
критическим, отмечают снижение физической
и психической выносливости и повышение
риска возникновения заболевания.
Отличительной особенностью детей дошкольного
возраста является преобладание поверхностного
дыхания. Развитие легких в этом возрасте
еще полностью не закончено: носовых ходы,
трахея и бронхи сравнительно узки, что
затрудняет поступление воздуха в легкие,
грудная клетка ребенка как бы приподнята,
и ребра не могут опускаться на выдохе
так низко, как у взрослого. Поэтому дети
часто не в состоянии делать глубокие
вдохи и выдохи.
В шесть-семь лет отмечается существенное
развитие дыхательной системы: у ребенка
нарастают глубина дыхания и легочная
вентиляция. Это свидетельствует о расширении
двигательных возможностей детей.
Мышечная система производит движения,
сохраняя равновесие, а также выполняет
защитную функцию – защищает от ударов,
повреждений костной системы и внутренних
органов.
К шести годам у ребенка значительно увеличивается
мышечная масса (особенно нижних конечностей),
возрастают сила и работоспособность
мышц.
К семи годам значительно увеличивается
становая сила – сила мышц туловища. У
старших дошкольников хорошо развиты
крупные мышцы туловища и конечностей,
обеспечивающие разнообразные сложные
движения: бег, прыжки, лазанье и так далее.
Костная система, связки, суставы обеспечивают
как положение тела, так и возможность
движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает
рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные
для данного возраста физические упражнения,
наоборот, стимулирую рост костей, способствуют
их укреплению.
К семи годам происходит развитие опорно-двигательной
системы: кости скелета слегка изменяются
по форме, размерам и строению, но процесс
окостенения еще не завершен, а в некоторых
отделах еще только начинается.
В старшем дошкольном возрасте устанавливается
постоянство шейной и грудной кривизны
позвоночника. В шесть-семь лет отмечается
интенсивный рост черепных костей.
С семи лет начинается срастание костей
таза, поэтому опасны прыжки в высоту на
твердую поверхность. Это может привести
к деформации костей таза.
На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы. Даже незначительное изменение
ее формы может стать причиной нарушения
правильного положения таза, позвоночника.
Сердечно - сосудистая система начинает
функционировать раньше других систем.
К шести годам она продолжает развиваться
и растет вместе с увеличением размеров
тела. К семи годам сердце приобретает
форму взрослого. Пульс становится устойчивым,
ритмичным, менее частым.
Все процессы в организме направляются
и контролируются центральной нервной
системой.
Основная дифференцировка нервных клеток
к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
В шесть-семь лет большая возбудимость,
реактивность, а также высокая пластичность
нервной системы у детей способствует
лучшему, а иногда и более быстрому, чем
у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбы на лыжах,
фигурного катания на коньках, плавания.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается
созревание нервных клеток и головного
мозга, но сохраняется легкая возбудимость.
Нервная система стабилизируется, поведение
становится более устойчивым. Хорошо регулируются
двигательные функции, в том числе – мелкая
моторика.
Старший дошкольный возраст играет особую
роль в психическом развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться
новые психологические механизмы деятельности
и поведения.
Важнейшими особенностями психического
развития детей старшего дошкольного
возраста являются преобладание возбуждения
над торможением, неустойчивость внимания,
импульсивность в поведении, большая эмоциональность,
конкретность восприятия и мышления.
В этом возрасте закладываются основы
будущей личности: формируется устойчивая
структура мотивов; зарождаются новые
социальные потребности (потребность
в уважении и признании взрослого, желание
выполнять важные для других, «взрослые»
дела, быть «взрослым»; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно
проявляется интерес к коллективным формам
деятельности и в то же время – стремление
в игре и других видах деятельности быть
первым, лучшим; появляется потребность
поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами); возникает
новый (опосредованный) тип мотивации
– основа произвольного поведения; ребенок
усваивает определенную систему социальных
ценностей, моральных норм и правил поведения
в обществе, в некоторых ситуациях он уже
может сдерживать свои непосредственные
желания и поступать не так как хочется
в данный момент, а так как «надо».
На седьмом году жизни ребенок начинает
осознавать свое место среди других людей,
у него формируется внутренняя социальная
позиция и стремление соответствовать
его потребностям новой социальной роли.
Ребенок начинает осознавать и обобщать
свои переживания, формируются устойчивая
самооценка и соответствующее ей отношение
к успеху и неудаче в деятельности.
Старший дошкольный возраст – период
активного развития и становления познавательной
деятельности. Дети отдают предпочтение
интеллектуальным занятиям перед практическими.
Разрозненные, конкретные малоосознаваемые
впечатления об окружающей действительности
становятся все более четкими, ясными
и обобщенными, появляется некоторое целостное
восприятие и осмысление реальности, возникают
зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные
изменения структуры и содержания детской
деятельности. Начиная с подражания взрослому,
через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок
приходит к овладению более сложными видами
деятельности, требующими нового, произвольного
уровня регуляции, основанного на осознании
целей и задач деятельности и способов
их достижения, умении контролировать
свои действия и оценивать их результат.
Старшие
дошкольники начинают управлять
своим поведением, восприятием, памятью,
мыслительной деятельностью. Это связано
с развитием произвольности психических
процессов, целенаправленности действий.
Старший дошкольный возраст является
возрастом развития воли как сознательного
управления своим поведением, своими внешними
и внутренними действиями. Дети шести-семи
лет овладевают умением контролировать
положение своего тела на основании мышечных
ощущений.
Значительную роль продолжает играть
подражание при выполнении волевых действий,
но носит оно условно-рефлекторный характер,
произвольно управляемый действием.
Большое значение имеет словесная инструкция,
побуждающая выполнять порученное действие.
Сам процесс волевого действия изменяется:
появляется осознание предстоящего действия.
Резко перестраиваются у старших дошкольников
мотивы волевых действий: побуждения у
семилетних детей все яснее выступают
как одно из решающих условий, обеспечивающих
устойчивое и длительное волевое напряжение.
Одним из мотивов, приобретающих к концу
старшего дошкольного возраста определяющие
значение для ребенка, является ожидание
оценки его действий воспитателем и сверстниками.
Не желая быть хуже, слабее товарищей,
он может проявить значительное волевое
усилие, выдержку. Поэтому педагог имеет
возможность тонко «инструментовать»
свои воздействия на разных детей, вызывая
с их стороны необходимое волевое усилие.
Таким образом, период старшего дошкольного
возраста характеризуется увеличением
роста и пропорций тела, развитием и перестройкой
всех физиологических систем организма.
Физиологические изменения и изменения,
происходящие в детском сознании, приводят
к тому, что в старшем дошкольном возрасте
ребенок становится готовым к принятию
новой для него социальной роли школьника,
усвоению новой деятельности и системы
конкретных и обобщенных знаний.
I.2 Сущность ловкости как психофизические качества
Ловкость
- это способность быстро овладевать новыми
движениями (способность быстро обучаться),
быстро и точно перестраивать свои действия
в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки.
Информация о работе Средства развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста