Современные проблемы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53

Работа содержит 1 файл

Современные проблемы семейного воспитания.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Решение проблемы подразделяется на ряд шагов. В процессе разрешения проблемы некоторые шаги опускаются, повторяются, меняются местами.

1. Установление проблемы. Этот первый шаг требует оценить фон, на котором возникла проблема: историю ее повторений и попыток решения. Необходимо дать точное определение проблемы, признавая любые усложняющие факторы: является ли она противоречием между целью и обстоятельствами, или между одной целью и другой целью? Вслед за этой точной формулировкой проблемы можно переходить к следующим шагам.

2. Формулирование цели. Ответьте на вопрос: «Что будет сигнализировать о решении проблемы?».

3. Выработка вариантов. Далее методом «мозгового штурма» вырабатывается столько вариантов решений, сколько возможно. Это осуществляется без критики, оценки и осуждения, с упором на количество и наслаивание одного предлагаемого варианта на другой.

4. Оценка вариантов. После мозгового штурма решений обращайтесь, к оценке последствий перечня действий, выработанных на шаге 3. Эти варианты оцениваются как по позитивному, так и по негативному измерениям с задачей определить абсолютный ранг (применяется пятибалльная шкала).

5. Выработка решения. Опираясь на сделанные оценки, решите, какой вариант действия наиболее желателен для решения Вашей проблемы.

6. Проверка приемлемости избранных вариантов. Теперь задается вопрос: «Вероятно ли, что вариант, избранный на шаге 5, ведет к решению проблемы?» Если нет, то следует вернуться к шагу 3 и повторить процесс с этого места. Если ответ да, то Вы переходите к шагу 7.

7. Подготовка к осуществлению. На этом решающем шаге устанавливается последовательность действий, необходимых для выполнения (поступка или действия), выбранного на шаге 5 и проверенного на шаге 6. Иногда этот шаг может включать в себя другой процесс решения проблемы по тем же правилам с целью выработки способа и пути разрешения исходной проблемы.

8. Осуществление и результат. Последний шаг уточняет результат последовательности предпринятых действий с точки зрения скорейшего решения проблемы и достижения конечной цели. [7, с.140-142]

     Конфликты между учителями и учащимися  обладают характерными особенностями. Среди них можно выделить следующие:

• ответственность  учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

• участники  конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

• разница в  жизненном опыте участников порождает  разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

• различное  понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

• присутствие  других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

• профессиональная позиция учителя в конфликте  обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место  суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

• всякая ошибка учителя при разрешении конфликта  порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

• конфликт в педагогической деятельности легче  предупредить, чем успешно разрешить.

      Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка. Предупреждению конфликтов между учителями и учениками способствует снижение у педагогов проявлений тенденции доминирования и подавления в межличностных отношениях с подростками, что формирует у последних деструктивный стиль поведения в конфликтах. Кроме того, часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый. [2, с.325-326]

     В случае, когда конфликт необходимо предотвратить еще в зародыше некоторыми учителями используются приемы скрытого управления учениками. Такие приемы являются эффективным способом регулирования отношений, позволяют избежать обострения конфликтных педагогических ситуаций. Приведем несколько примеров скрытого управления со стороны учителей.

     Насмешки  над нарушителями относятся к скрытому управлению. Дети – и подростки, и старшеклассники – чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянными классом. Вызвать смех учеников легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может организовать дружный смех над кем-то из учеников. Таких учителей побаиваются. Потенциальные нарушители на его уроках «берегут силы» для других учителей. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления не имеется. Другое дело, если насмешки используются учителем для давления на учеников без особой к тому необходимости, а тем более – для унижения кого-либо из них. Это уже будет манипуляция, которая может привести к трудноразрешимым конфликтам.

     «Равняйся на старшего брата». Если старшие брат или сестра учатся или учились в той же школе и успевали лучше младшего ребенка, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над учеником. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действенен, особенно если проводится неназойливо. Довольно часто приходится слышать рассказы бывших учеников о том, как пришлось всю свою школьную жизнь «догонять пятерки» своего старшего брата, сестры.

     Письма  родителям. Письма из деканата родителям студентов – это, как оказалось, сильнейшее средство мотивации студентов к улучшению отношения к учебе. Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дому) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые студенты «нагуливают» большое число пропусков, и, как результат, – плохие оценки в сессии. [14, с.80]  

     Таким образом, основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

• контролируя  свои эмоции, быть объективным, дать возможность  учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

• не приписывать  ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я»-высказывания (не «ты  меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

• не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

• стараться  не выгонять ученика из класса;

• по возможности не обращаться к администрации;

• не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

• дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

• независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

• не бояться  конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

• ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, помнить слова, высказанные Ф. Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется». 
 
 

2.4 Выводы  по главе 2 
 
 

     Итак, в данной главе были рассмотрены  основные методы, способы и приемы разрешения конфликтов в педагогической практике. Залогом успешного разрешения любого педагогического конфликта  является правильно отобранная в  соответствии с конкретной ситуацией стратегия поведения. Она определяет тактику и действия педагога при улаживании конфликта. Выделяют такие педагогические стратегии как приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. Наиболее эффективной из них является сотрудничество, т.к. оно предполагает обсуждение пожеланий, интересов, требований и поиск обоюдовыгодного решения, удовлетворяющего запросы обеих сторон. При этом учащиеся вместе с педагогом принимают участие в принятии решения, высказывают мнения, выдвигают свои предложения, отстаивают собственную позицию, принимая во внимание альтернативные идеи и доводы преподавателя. Для педагога наиболее приоритетными должны быть интересы ученика как формирующейся личности.

     Широко  распространенными являются конфликты между учениками. Учитель обязан принимать участие в их разрешении, регулировать их. Это не означает полное их подавление. В отдельных случаях может потребоваться административное вмешательство, либо просто добрый совет. Окончательное решение должно приниматься участниками, а не посредником в конфликте.

     В процессе обучения и воспитания неизбежными  являются и столкновения между педагогом  и учеником. В данном случае успешное разрешение конфликта зависит от педагогического мастерства учителя, а также от эмоциональной обстановки в классе, характера взаимоотношений учителя и учащихся. Благоприятному выходу из конфликтного взаимодействия способствует отсутствие заранее сформировавшихся негативных установок педагога по отношению к учащемуся, положительный настрой, учет интересов обоих сторон в процессе принятия решения. Педагогу предоставляется широкий круг средств воздействия на учащегося: принуждение, убеждение, различные стратегии и тактики поведения, приемы скрытого управления, а также манипуляции учениками, имеющие цель выйти из конфликта победителем, ущемляя при этом интересы оппонента. Огромное значение имеет объективность педагога, его профессиональный взгляд на ситуацию, своевременно принятые меры по устранению возникшего противоречия. 

Заключение 

      Изучив проблему конфликтного взаимодействия субъектов учебного процесса можно прийти к следующим выводам. Педагогические конфликты возникают в разнообразных ситуациях общения, как результат обострения межличностных противоречий. Они обладают характерной для любых видов конфликтов структурой и динамикой протекания. Наиболее распространены конфликты между учениками, а также между учителем и учащимся. Основой для разрешения таких конфликтов выступает выбранная педагогом стратегия поведения, его объективная позиция по отношению к учащимся, сложившиеся отношения в учебном коллективе.

      Основными причинами конфликтов между учениками  являются их стремление занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость, вызванная  особенностями семейных отношений и типом взаимодействия учителей с учениками, а также особенности возраста учеников. Предупреждению этих конфликтов способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия учащихся.

     Большинство конфликтных ситуаций, участниками  которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а  иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы  и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного студента и излишняя авторитарность, нетерпимость преподавателя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт. Последствия конфликтных ситуаций не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования педагогического общения в целом, так и к распаду организационной структуры, прекращению взаимопонимания между педагогом и учащимся. Рассматривать позитивные и негативные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта.  Соответственно и стратегию управления конфликтом преподаватель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации. Конфликтным процессом вполне можно управлять. У преподавателя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению. 

     Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником предполагает: правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика.

     Таким образом, в данной работе были систематизированы  основные знания о конфликтах в педагогической деятельности, выявлены их основные характеристики. Структура конфликта представляет собой совокупность таких его составляющих, как предмет и объект конфликта, участников конфликта, микро- и макросреду, в которой происходит его развитие, а также стратегии поведения участников конфликта, их личное восприятие возникшей ситуации. Все эти элементы представляют собой конфликтную ситуацию. Для перехода конфликтной ситуации в реальный конфликт необходим инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт как процесс обладает собственной динамикой развития от возникновения конфликтной ситуации до его полного либо частичного разрешения. Специфика педагогического конфликта заключается в особенностях учебно-воспитательного процесса, его принудительном характере, различиях в социальном статусе, возрастных и психологических особенностях учителей и учеников. В ходе исследования были также определены способы и требования к разрешению педагогических конфликтов между учащимися, между педагогом и учеником. Были рассмотрены основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, среди которых наиболее оптимальной является стратегия сотрудничества, учитывающая интересы обоих сторон и приводящая к наиболее конструктивному выходу из конфликта. При разрешении конфликтов между учениками учитель выступает в роли посредника, обеспечивая необходимые условия для успешного взаимодействия учеников в ходе разрешения возникшего противоречия, не вмешиваясь при этом в ход обсуждения проблемы. Для успешного преодоления конфликтов с учениками педагогу необходимо проводить тщательный психологический анализ ситуации, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ученика, предшествующий опыт общения с учеником, его личностную позицию в конфликте, причины возникшей конфликтной ситуации, после чего следует переходить к принятию решения об используемых приемах и средствах разрешения конфликта. Решение может приниматься индивидуально учителем либо выдвигаться на обсуждение группой учителей или педагогом совместно с учениками в учебной аудитории. Ответственность за педагогически правильное разрешение конфликта лежит на учителе, так как именно он является руководителем учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания