Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа
Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.
Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53
Бывает
необходимой и стратегия
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности. Демократичность отношений, открытый обмен мнениями, мыслями позволяют рассматривать различные точки зрения, инициировать плюрализм взглядов и формировать умение видеть многообразие выходов из проблемной ситуации. Равнопартнерское сотрудничество, к которому учитель побуждает учащихся ("Не знаю, что делать. Подумаем вместе", "А как бы Вы поступили на моем месте?"), оказывается в воспитательном отношении более результативным, чем единоличное принятие правильного решения. Это бывает важно при серьезных разногласиях. Американский психолог Д.Г.Скотт считает, что открытое обсуждение конфликта – лучший способ предотвратить его эскалацию.
Педагогическое общение не исключает стратегии доминирования, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельствах, например, в ситуациях угрозы психическому или физическому здоровью детей, когда воспитатель в силу своего жизненного опыта и компетентности немедленно принимает решение. Доминирование привлекает многих учителей незамедлительностью педагогического эффекта. Например, если ученик болтает на уроке, то публично сделанное внушение заставляет его замолчать, быть более осмотрительным. Уязвимость доминирования заключается прежде всего в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельность самого ребенка, препятствуя включению механизма саморегуляции. Злоупотребление этой стратегией оборачивается репрессивностью учителя, когда за любым нарушением школьного регламента неумолимо следуют педагогические санкции. По мнению психологов, тяготение к принятию властных решений, выдает равнодушие к межличностным отношениям. [12, с.17-20]
Применение
вышеперечисленных стратегий
2.2 Разрешение
конфликтов между учениками.
Как руководитель педагогического общения, учитель несет ответственность за исход столкновений с учащимися и последних – друг с другом. Ему нередко приходится выступать в роли "третейского судьи", помогая преодолевать межличностные и личностно-групповые конфликты, время от времени возникающие в среде учащихся. Выполнение миссии посредника в нормализации взаимоотношений школьников отличается сложностью, соблюдением определенных правил. Прежде всего, целесообразно отказаться от прямого вмешательства в ученические взаимоотношения. Оно может быть оправдано лишь в крайних случаях, когда какая-то сторона нарушает культурные эталоны общения, прибегая к оскорблению, унижению человеческого достоинства, клевете, рукоприкладству. [12, с.16]
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.
Генезис
агрессивного поведения школьников
связан с дефектами социализации
личности. Так, обнаружена положительная
связь между количеством
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. [2, с.322-323]
Испытанием профессионализма учителя служат ситуации скрытого или открытого неприятия, жестокого бойкотирования классом или его частью кого-то из учащихся, как правило, трудного ребенка. В регуляции межличностных или личностно-групповых отношений школьников нельзя рассчитывать на спасительность каких-то разовых мероприятий и уговоров. Весьма важны системный анализ истоков конфронтации, выявление ее глубинных причин, личностно-ориентированный подход, работа с родителями. Неприемлема репрессивная тактика, затрудняющая процессы самоанализа и критической самооценки, без которых невозможна психологическая перестройка конфликтующих сторон.
Гармонизация
ученических взаимоотношений
В случае возникновения конфликта между учащимися педагогу бывает необходимо помочь им в его разрешении, т.е. выступить в качестве посредника. Посредник поддерживает и развивает конструктивное взаимодействие участников, обеспечивает открытое, искреннее общение при поиске взаимовыгодного решения возникшего противоречия. Методика посредничества в конфликте состоит из четырех шагов.
1 шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров.
При этом должны выполняться следующие условия:
а) разговор должен быть длительным (2-4 часа);
б) помещение выбирается так, чтобы исключались возможные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, случайные заглядывания и проч.);
в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
В процессе договора о переговорах необходимо сформулировать два главных правила-запрета для участников. Первое: если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем . здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!». Второе: запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.
Приведем конкретный пример .
В одной подмосковной школе в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы других школьников – зрителей начинали «выяснять отношения». В результате дети возвращались домой из школы с синякам, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, детей наказывали. Однако, если начало конфликта своевременно не было замечено, он опять выливался в драку. Попытки учителей уладить конфликт были неэффективны потому, что они пытались устранить внешние формы проявления конфликта, но не снимали внутренней причины. Чтобы устранить скрытые пружины конфликтной ситуации, можно организовать переговоры конфликтующих подростков, в которых учитель выступит посредником. В качестве варианта можно предложить ребятам поиграть в игру «Американский конгресс». Во время этой игры на заседании «американского конгресса» улаживается «конфликт между разными американскими штатами». Подросткам будет интересно также поиграть в ООН, на заседании которого разбирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами».
2 шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». В нашем примере учитель выступает с «вводной речью». Он говорит примерно следующее: «Конфликты и столкновения возникают часто. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем улаживать любые конфликты. Я уверен, что мы сможем найти правильное решение».
Установка, осуществляемая на переговорах, заключается в том, чтобы не заставлять ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с участниками вырабатывается новая позиция, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Переговоры будут успешными в том случае, если учащиеся уйдут, уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.
3 шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Учащимся необходимо предоставить шанс выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. При формулировании проблемы участники должны быть доброжелательными друг к другу, уважать достоинство друг друга.
4 шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они психологически готовы к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения. [7, с.143-147]
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
Заметную
роль в предотвращении конфликтов играет
дисциплина – умение обеспечить ребенку
необходимую для его полноценного развития
свободу в рамках разумного подчинения
порядку. [2, с.323]
2.3 Разрешение
конфликтов между педагогом и
учеником.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. Поэтому умения разрешать такие ситуации имеют обязательный характер и являются одними из наиболее важных профессиональных качеств педагога.
Профилактика
конфликтности учебно-
Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания