Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа
Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.
Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский
Государственный Высший Радиотехнический
Колледж»
Кафедра
психолого-педагогических дисциплин
Современные
проблемы семейного
воспитания.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу
«Педагогика»
4 курса группы 94481
Минск 2010
Содержание
Введение ..............................
1 Феноменология
конфликтов в педагогической деятельности
..............................
1.4 Выводы по
главе 1 ..............................
2 Специфика урегулирования
педагогических конфликтов ..............................
2.1 Стратегии
поведения в конфликтных ситуациях ..............................
2.2 Разрешение
конфликтов между учениками ...
2.3 Разрешение
конфликтов между педагогом и
учеником ..............................
2.4 Выводы
по главе 2 ..............................
Заключение ..............................
Список использованных
источников ..............................
Введение
Все сферы человеческой жизни протекают в упорном противоборстве, отстаивании своих интересов, взглядов, убеждений, стремлении доказать свою правоту, в полной мере реализовать свои потребности. В корне всех этих процессов лежит противоречие в позициях и установках субъектов взаимодействия. Они сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями, обострением противоречий, которые в конечном итоге выливаются в конфликт. Хотя во многих случаях конфликты оказывают негативное влияние: способствуют разлаживанию отношений, появлению психологических травм, препятствуют плодотворной профессиональной деятельности, отчетливо видна и их конструктивная функция. В процессе разрешения конфликтов осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно – появляются новые пути решения проблем. Особую роль эти характеристики играют в педагогической деятельности, в процессе обучения и воспитания детей, т.к. результаты конфликтного взаимодействия значительно влияют на дальнейшее становление, развитие личности, определяют характер ее взаимоотношений с другими людьми, проявление профессиональных и творческих качеств. Поэтому изучение вопросов конструктивного разрешения конфликтов в учебной деятельности приобретает важное значение.
Впервые
понятие «конфликт» в качестве научного
термина использовал английский
социолог Г. Спенсер в "Основаниях
социологии ". Свой вклад в становление
концепции социального конфликта внесли
М. Вебер, А. Росс, У. Мур, другие зарубежные
и отечественные социологи. Общепризнанно,
что конфликт возникает как форма социального
противоречия и заключается в осознанном
противоборстве субъектов, преследующих
несовместимые цели. В высокоразвитом
обществе осуществляется регуляция конфликтных
ситуаций, обеспечивающая согласие, порядок
и стабильное развитие.
Частным случаем социальных конфликтов
являются конфликты между отдельными
личностями, малыми группами, в том числе
производственные, бытовые, семейные,
школьные. Исследование педагогических
конфликтов как социального явления в
последние годы становится все более актуальным.
Это можно наблюдать в работах В.И. Журавлева,
Л.Л. Шевченко, Т.А. Чистяковой, М.М. Рыбаковой,
И.И. Рыдановой, Е.А. Соколовой и др.
Педагогическое
общение представляет собой коллективную
систему социально-
Сейчас,
как никогда, важно с детских
лет воспитывать у детей
Итак рассмотрим основные проблемы, цели и задачи, которым посвящена данная работа.
Объект исследования: Профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: Конфликты в педагогической деятельности.
Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить
сущность понятия конфликта,
2. Рассмотреть
характерные особенности
3. Произвести
анализ основных стратегий
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.
Для
реализации поставленных задач был
произведен обширный анализ литературы
по педагогической конфликтологии, изучены
работы специалистов, занимающихся данной
проблемой.
1.
Феноменология конфликтов
в педагогической
деятельности
1.1 Понятие
и сущность, структура конфликта.
Конфликт в педагогической деятельности является одним из видов социальных конфликтов, возникающих между субъектами учебного процесса. Педагогические конфликты обладают общими для социальных конфликтов характеристиками: структурой, динамикой протекания, а также рядом присущих только им особенностей. Конфликт в психологии определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Для осознания сущности понятия конфликта, выявления характерных ему черт и признаков необходимо рассмотреть его структуру.
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Среди понятий, которыми характеризуется структура конфликта, выделяют такие как конфликтная ситуация, ее образы, объект, а иногда и предмет конфликта, участники, условия протекания, действия сторон, приемы и способы противодействия.
Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» – частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них, это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица – люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт «по вертикали») или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основных участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы, такие как Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.
Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.
Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.
Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания