Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа
Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.
Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53
Далеко
не каждый межличностный конфликт учителя
с учащимся является разрушительным
с психологической точки
Способность к протесту отражает определенный уровень социальной зрелости. Именно поэтому она более выражена у подростков, а не у младших школьников. Конфликт способствует личностному самоутверждению, проявлению самостоятельности в принятии решений, обогащению опыта поведения в сложных ситуациях.
Противостояние, как правило, связано с острыми эмоциональными переживаниями негативного свойства. Однако воспитательный процесс не может отроиться на одностороннем культивировании положительных эмоций. Альтернативное противопоставление полезности положительных и вредности отрицательных переживаний не оправдано. Культура разрешения конфликтов повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, поднимая межличностные отношения на более высокий уровень.
Противостояние, разыгрывающееся в обстановке публичности, оказывает серьезное влияние и на тех, кто вступает в противоборство, и на тех, кто присутствует при этом. От того, как ведет себя учитель в критических ситуациях, зависит его авторитет и нравственно-психологический климат в классе. Переживание и осмысление острых коммуникативных ситуаций выступает предпосылкой совершенствования психолого-педагогической культуры учителя. Прослеживается тесная связь между его умением оперативно и педагогически грамотно реагировать на конфликтную ситуацию и эффективностью учебно-воспитательного взаимодействия.
Отмечая позитивное влияние на профессиональный рост учителя и личностное развитие учащихся конструктивно разрешаемых конфликтов, нельзя умолчать и о серьезных негативных сторонах любого противостояния. Эмоциональная напряженность снижает критичность мышления, искажает восприятие оппонента, побуждает к превратному толкованию его поступков, повышает уровень тревожности, провоцируя неоправданные, нередко оскорбительные способы психологической защиты. Даже во внешне благополучно разрешенном конфликте всегда есть опасность обострения внутренних противоречий. Кроме того, в эмоциогенных ситуациях бывает трудно избежать дистресса, переживаемого диадой (учитель-ученик) и присутствующими при этом.
В.А. Сухомлинский называет межличностные школьные конфликты "большой бедой". В деятельности педагогов-мастеров это всегда чрезвычайное происшествие. Частые столкновения с учащимися – серьезный показатель невысокой коммуникативной культуры.
Учитывая
возможность психологических
Педагогический конфликт является сложным процессом, которому свойственна своя логика развития, обусловленная объективными и субъективными факторами. В структуру конфликтной ситуации как совокупности обстоятельств, инициирующих разногласия, входят объект, предмет, субъекты конфликта, т.е. его участники. Объект спора воспринимается участниками как нечто внешнее. Им может быть любой момент общения учителя и учащихся – формального, регламентированного и свободного. В предмете конфликта превалирует личностное восприятие ситуации и действий оппонента. Субъективные особенности восприятия обусловлены многообразными факторами – ценностными ориентациями, самооценкой, психологическим своеобразием личности, статусом, возрастом, актуальным эмоциональным состоянием и т.п. Осознание ситуации как конфликтной, угрожающей удовлетворению притязании и интересов, сопровождается острыми эмоциональными переживаниями – обидой, унижениями, тревогой, которые побуждают к противостоянию, блокированию нежелательных действий партнера. У детей очень часто видение коммуникативной ситуации не отличается адекватностью. И тогда появляется опасность возникновения ложного, беспредметного конфликта. В таком случае конфронтация упреждается терпеливым разъяснением ошибки.
Не каждая конфликтная ситуация трансформируется в конфликт. Если изменить обстоятельства до появления инцидента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями. Способы изменения проблемной ситуации и выступают способами ее разрешения. Конфликт исчезает с ликвидацией породивших его условий.
Помимо личностно инициированных, субъективных конфликтных ситуаций различают объективные, выступающие перманентными источниками инцидентов. Например, непродуманно составленное учебное расписание, когда уроки физкультуры предшествуют занятиям математикой или физикой, способно провоцировать нарушения заведенного порядка, ибо не каждый ребенок бывает способен к быстрому переключению с двигательной активности на сугубо интеллектуальную деятельность. Нередко приходится наблюдать, как перегрузка ребят школьными уроками инициирует вспышку недисциплинированности. Поведенческие реакции субъектов конфликта многообразны и зависят от их личностных особенностей. Это могут быть открытый, скрытый и пассивный протесты.
К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины, грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректно выраженное несогласие; оскорбительная критика действий и поступков педагога; открытое противостояние (игнорирование требований учителя, незаинтересованное отношение к его мнению, уклонение от контактов, пропуск занятий); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обида, слезы); провокационные действия и поступки ("каверзные" вопросы, безобидные шалости и жестокие проделки с целью досадить педагогу). Изучение реакций учителей на конфликтное поведение школьников показало, что внимание большинства поглощается прямым противостоянием – дисциплинарными нарушениями, дерзкими выходками, непослушанием, В то же время не менее серьезные по своим последствиям формы конфликтного поведения – скрытый, пассивный протест ускользают из педагогического поля зрения. Равнодушие, игнорирование этих поведенческих реакций оборачивается потерей интереса детей к учению, отчуждением от учителя и школы.
Известно, что инициатором педагогического конфликта может быть не только школьник, но и сам учитель. Его конфликтные проявления отличаются разнообразием: грубость, попрание достоинства, наклеивание ярлыков ("тупица", "бездельник", "двоечник" и т.д.); публичная компрометация учащегося, разглашение доверенных тайн; неприятие критики в свой адрес; скрытое унижение личности (ирония, насмешки); пристрастное отношение, выделение "любимчиков" и "козлов отпущения"; обидное нарушение педагогического этикета (например, к одним ласковое обращение по имени, к другим – официальное по фамилии); прямой диктат ("Я сказал, значит так и делай!"); месть, прямое или косвенное сведение счетов ("Получи то, что заслужил!", "Я предупреждал но ты не слушал..."); запугивание ("Ты очень пожалеть об этом!", "Я слов на ветер не бросаю, помни!", "Думаю, что твой отец не обрадуется, когда узнает об этом"); демонстрация превосходства – интеллектуального, нравственного ("Не понимаю, как можно не разобраться в элементарных вещах", "В твои годы я уже..."); равнодушие к учебным успехам школьников; их бойкотирование; лицемерие, расхождение слов и дел; использование третьих лиц (классного руководителя, родителей, администрации) для расправы; изоляция учащегося (перевод в другой класс, школу).
Приведенный перечень достаточно конфликтогенных проявлений, т.е. провоцирующих агрессивные реакции психологической защиты у детей, в своей сущности является выражением педагогического императива, нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить учебно-воспитательное взаимодействие на ненасильственной, равнопартнерской основе. Конфликтогенное поведение учителя представляет опасность не только потому, что ведет к обострению взаимоотношений с детьми. Образ действий, поступки наставника воспринимается ими как легитимная модель поведения, заражая агрессивностью и репрессивностью. Поэтому не лишено основания предупреждение специалистов из Американской психологической ассоциации о том, что демонстрация насильственного поведения наказывающими взрослыми индуцирует привычку к насилию у детей.
Умение
управлять педагогическими
Классифицировать педагогические конфликты можно по субъектам, включенным в противодействия, а также по характеру взаимодействия. По структуре субъекта можно выделить межгрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты. К межгрупповым конфликтам относятся враждебные отношения между учащимися соседних школ, параллельными классами внутри школы, группами учащихся в одном классе. Причинами этих конфликтов часто являются различия в культуре учащихся: менее воспитанные, менее развитые учащиеся иногда весьма озлоблены на более удачливых сверстников и пытаются в конфликтах выразить свои эмоции. Предотвращение и ликвидация подобных конфликтов возможны путем проведения разъяснительных бесед, различных совместных дел. Межгрупповые конфликты возможны и в педагогическом коллективе школы как между учителями, которые придерживаются различных педагогических и методических воззрений, так и между учителями и администрацией. В межличностных конфликтах участвуют отдельные люди – дети, родители, учителя, администраторы. В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно определить следующие виды конфликтов: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родители, родители-администратор, администратор-администратор. Внутриличностный конфликт – это непримиримое противоречие между различными элементами психики человека: желанием и долгом, возможностями и потребностями, сознанием и эмоциями, интеллектом и привычками, волей и апатией и так далее.
По характеру взаимодействия выделяют следующие виды конфликтов:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Приведем типичный пример.
«Идет урок математики в VI классе. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие ребята выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков (Саша), видимо, в чем-то затрудняется при выполнении задания: часто стирает написанное, оглядывается на ребят; второй ученик уверенно выполняет задание. Ребята выполнили задание, прокомментировали его. Учительница проверяет выполнение заданий мальчиками у доски. Подходит к Саше и заявляет: «Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего-то он не знает!» Саша вспыхнул, зло крикнул: «Ну и учись сама!» – и выбежал из класса. Классному руководителю мальчик объяснил, что ему нечего делать на уроке. Учительница была возмущена такой реакцией ученика: раньше, по ее словам, он был скромный, тихий и не возмущался на такие замечания».
Подобные ситуации на уроках по поводу учебной работы могут привести к полному неподчинению учителю, приобрести характер конфликта. Тогда конфликт деятельности становится конфликтом поведения и отношения, разрешить который значительно труднее, потому что он может принимать групповой характер и учитель остается без поддержки учеников.
«На уроке русского языка несколько раз делала учительница замечание ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди. Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели».
Такое
поведение ученика
Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания