Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа
Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.
Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53
Установлена зависимость разрешения межличностных конфликтов от психологического стиля педагогического общения. Авторитарный стиль позволяет учителю выйти из конфликта при условии принятия учеником позиций учителя. Неустойчивый стиль, зависящий от эмоционального состояния педагога, способствует созданию нервозной обстановки в классе. Нейтральный стиль, характеризующийся внешним благополучием, затрудняет разрешение глубоких конфликтов. Доброжелательный стиль – наиболее благоприятный, ибо позволяет легко, быстро и рационально устранять противостояние. Увлеченный стиль – антипод авторитарного – характеризуется наименьшей конфликтностью, дозволяя выдвигать на первый план личностную значимость общения. [12, с.15-16]
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем несколько причин конфликтов между педагогом и учеником:
– свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
– учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
– оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
– учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
– немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними;
– личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. Интересно, что руководители школ часто видят виновность учителя в возникновении конфликтов, а учитель свою виновность признает редко, поэтому перед администрацией стоит вечная проблема – как помочь и учителю, и ученику в установлении добрых отношений. Если директор или завуч принимают сторону ученика, учитель заявляет: «Вы всегда жалеете учеников, нас считая виновными, а кто нас пожалеет». Совместный грамотный анализ ситуации может в чем-то помочь в решении этой проблемы.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
Основным звеном при разрешении педагогической ситуации является проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.
Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной. Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается тот ученик, кто менее симпатичен учителю (для женщин-учителей этот критерий более значим), а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик всегда остается виновным. Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ученика.
Грамотно
проведенный психологический
Рассмотрим варианты опорных схем для проведения анализа конфликтов, разработанные М.М. Рыбаковой:
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
– описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);
– что предшествовало возникновению ситуации;
– какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
– ситуация глазами ученика и учителя;
– личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику) ;
– что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя) ;
– основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
– варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;
– выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант:
– описание ситуации и ее участники;
– определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;
– что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);
– Какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;
– какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;
– варианты отношений с учеником после конфликта.
Третий вариант:
– описание ситуации или конфликта;
– причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;
– смысл конфликта для каждого из его участников;
– психологический анализ отношений между участниками ситуации;
– перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.
Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.
Приведем несколько примеров анализа конфликтных педагогических ситуаций учителями.
«Идет урок математики в VI классе. Учительница опытная, стаж работы более 25 лет. Она предлагает учащимся решить задачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять задание, она его резко спрашивает: «А ты почему не работаешь?» Родители этого мальчика пьют, нервная система его неуравновешенна. Воспитывает ребенка бабушка. На вопрос учительницы он ответил грубостью. Учительница потребовала, чтобы он вышел из класса. В ответ снова грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удаления грубияна из класса. Прихожу в класс и вижу: ученик стоит на подоконнике, занес ногу наружу, кричит: «Если подойдете ко мне, выпрыгну в окно!» (Класс находится на втором этаже.) Спокойным голосом обращаюсь к нему: «Спустись, Игорь, вниз, мне нужно с тобой поговорить». Мальчик спрыгивает с окна и выбегает из класса, а затем из школы. Звоню бабушке мальчика, объясняю ситуацию и прошу прийти в школу с внуком. После разговора с директором мальчик извинился перед учительницей».
Анализ ситуации директором школы: «Большая доля вины в возникновении и обострении конфликта лежит на учительнице, которая не учла индивидуальных особенностей ребенка, плохо знала его семейные условия. Резкий тон и настойчивость требования вызвали его на ответную грубость (импульсивность поступка, переходящего в аффективное действие). Это способствовало быстрому развитию и обострению конфликта. Учительнице надо было оставить ученика в покое и продолжать работу с классом, а после урока провести с ним индивидуальную беседу. Мне кажется, причиной конфликта оказались: характер общения учительницы с мальчиком (приказной тон), утомление учителя; конфликт усилился в силу неуравновешенной нервной системы ученика».
«На уроке истории шел разговор о восстании Спартака. Учительница заметила, что один из учеников весь ушел в чтение книги. Сидящие по соседству ребята оглядывались на него и отвлекались. Учительница подошла к ученику, продолжая беседу по уроку, и некоторое время наблюдала за ним. Он так увлекся, что ничего не замечал. Тогда учительница взяла в руки книгу, которую тот читал, и сказала: «Молодец, что ты выполняешь мои рекомендации по внеклассному чтению. Ребята, постарайтесь все прочитать книгу «Спартак»! Но сейчас, на уроке, не отвлекайся...» Мальчик смутился и спрятал книгу».
Анализ ситуации: «Конфликт был предотвращен, так как учительница учла возрастные особенности подростка, когда утомление проявляется в самых неожиданных действиях. Учительница учла, что подростковый возраст – возраст активного общения, самоутверждения, поэтому она использовала метод одобрения. Для ученика, нарушившего правила поведения, позиция учителя была несколько неожиданной. Логика подсказывала выговор, резкое замечание, и подросток вначале внутренне подготовился к этому, но одобрение его действий смутило ученика, не подтвердив его ожидания. Ему было приятно слышать слова одобрения в свой адрес. Готовый вырваться протест сменился смущением и желанием слушать дальше учителя. Учительница могла найти и другие способы выйти из конфликта: «не замечать» неправильного поведения ученика, тем более что он никому не мешал и читал книгу по теме урока. Но в этом случае у других учащихся создалась бы иллюзия, что на уроке каждый может заниматься, чем хочет, а это снизило бы воспитательный эффект урока. Учительница могла незаметно сделать замечание ученику, подойдя к нему и похлопав его легонько по плечу: он понял бы ее и включился бы в урок, но в этом случае он был бы лишен возможности ощутить переживание неловкости за свой поступок и желание скорее исправить его, т. е. не получилось бы эмоционально-воспитывающего воздействия на ученика».
Знание содержания и особенностей потребностей ребенка в разные возрастные периоды позволяет предложить приемлемые способы их удовлетворения. Собственно, в передаче детям средств удовлетворения развивающихся у них потребностей и состоит задача воспитания. [11, с.100-107, 109-110]
После проведения анализа и предварительной оценки конфликта необходимо приступить к выработке и осуществлению последовательности действий по его конструктивному и успешному разрешению. Для этого целесообразно использовать «Блок решения проблем», предложенный А.А. Бутовым. Он предполагает коллективное обсуждение проблемы и совместную выработку решений группой учителей, учащихся, их родителей и других участников конфликта или в учебной аудитории педагогами и учениками.
Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания