Современные проблемы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить основные пути и способы конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Определить сущность понятия конфликта, структуру и динамику его протекания.
2. Рассмотреть характерные особенности конфликтов в учебной деятельности.
3. Произвести анализ основных стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях.
4. Охарактеризовать особенности разрешения конфликтов между учениками, между педагогом и учеником.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
1 Феноменология конфликтов в педагогической деятельности ............................... 5
1. Понятие и сущность, структура конфликта ..................................................... 5
2. Динамика протекания конфликтов ................................................................... 14
3. Характеристика педагогических конфликтов, их классификация ................ 19
1.4 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 30
2 Специфика урегулирования педагогических конфликтов ..................................... 32
2.1 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ............................................ 32
2.2 Разрешение конфликтов между учениками ..................................................... 36
2.3 Разрешение конфликтов между педагогом и учеником .................................. 39
2.4 Выводы по главе 2 ............................................................................................... 49
Заключение ..................................................................................................................... 50
Список использованных источников ........................................................................... 53

Работа содержит 1 файл

Современные проблемы семейного воспитания.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

а) «я все  делаю правильно» (самоподдержка; «Я»  истина в последней инстанции);

б) «я вынужден так делать» (возложение ответственности  на обстоятельства);

в) «по-другому  в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

г) «он  сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

д) «все так делают» (размывание ответственности  вообще);

2) позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная:

• поэтому  единственно возможной целью  оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «он должен уступить, он должен проиграть»;

• операциональная  составляющая воспринимается в следующих  интерпретациях:

а) «это подлые поступки, это удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

б) «он  делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются  как агрессивные);

в) «он  намеренно так поступает» (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).

Искажение восприятия личностных качеств:

1) восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки»;

2) личность  оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес. Принимается и поддерживается резюме «плохие люди действуют плохими методами».

      Таким образом, можно говорить, что искажение  обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию «образа врага». Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки «образа врага»: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. [2, с.215-234]

      Рассмотрев  структурные компоненты конфликта  как явления, его объективную, субъективную, а также психологическую составляющие, необходимо акцентировать  внимание и на тех свойствах, которые определяют конфликт как целенаправленный процесс взаимодействия противоборствующих сторон, определить основные этапы его протекания. Поэтому целесообразно будет проследить динамику протекания конфликта от зарождения до его полного либо частичного разрешения. 
 

1.2 Динамика протекания конфликтов. 
 
 

      Будучи  социальным явлением, конфликт может  быть рассмотрен как процесс, протекающий  во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

      Прежде  чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его  временные границы  начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

1) первый  участник сознательно и активно  действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации);

2) второй  участник (оппонент) осознает, что указанные  действия направлены против его интересов;

3) в  связи с этим оппонент предпринимает  ответные действия против первого участника

     Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не поведенческие действия. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы.

     1. Латентный период (предконфликт), который включает этапы:

• возникновение  объективной проблемной ситуации;

• осознание  объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

• попытки  сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

• возникновение  предконфликтной ситуации.

     Если  не считать случаев, когда возникает  ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя. Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами. Одно из условий такого перехода осознание объективной проблемной ситуации.

     Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

     Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

     Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

     2. Открытый период. Часто его называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

     Инцидент  представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе борьба накаляет эмоции эмоции увеличивают ошибки восприятия это ведет к интенсификации борьбы и т. д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

     Под эскалацией конфликта (от лат. scala – лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

     Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности – в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

     Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

• недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

• возложение вины на врага (враг ответствен за все  возникшие проблемы и виноват во всем);

• негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью – нанести нам вред);

• отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

• представление  «нулевой суммы» (все, что выгодно  врагу, вредит нам, и наоборот);

• деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом);

• отказ в  сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять  к нему гуманные чувства, руководствоваться  этическими критериями по отношению  к врагу опасно и неблагоразумно).

     Закреплению образа врага способствуют: возрастание  негативных эмоций; ожидание деструктивных  действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

      Рост  эмоционального напряжения возникает  как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

        Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. В этом случае критика воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

       Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Информация о работе Современные проблемы семейного воспитания