Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
На основании данных критериев мы определили уровни развития культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы:
Высокий уровень – культурно-гигиенические навыки сформированы полностью для данного возраста.
Средний уровень – культурно-гигиенические навыки сформированы не полностью.
Низкий уровень – культурно-гигиенические навыки не сформированы.
Умывание, отношение к своему внешнему виду.
Цель: выявить уровень развития навыков по самообслуживанию, поддержанию гигиены тела, умывания, следить за своим внешним видом.
Результаты наблюдения в экспериментальной группе, выводы
В результате наблюдения были выявлены следующие показатели. Во время умывания, после прогулки, перед приемом пищи. Костя С. – выполнял все этапы правильно: закатывал рукава, намыливал руки до появления пены, вытирал руки и лицо расправленным полотенцем. Дима К.– не закатывал рукава рубашки, намыливал руки до появления пены, вытирал руки и лицо расправленным полотенцем, но не насухо. Влада Г.- все этапы выполнял правильно. Полина С.– выполняла процесс умывания не правильно. Вадим С.–процесс умывания выполнял правильно. Настя Ю. – в процессе требуется помощь взрослого. Егор М. в режимном процессе умывания показал отличные результаты. Вика О. – в процессе умывания требуется помощь взрослого.
Результаты наблюдения за процессом умывания помещены в таблицу 1.
Результаты наблюдения за процессом умывания в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
Режимный процесс – умывание | ||
|
|
| |
Костя С. |
+ |
||
Дима К. |
+ | ||
Влада Г. |
+ |
||
Полина С. |
+ | ||
Вадим С. |
+ |
||
Настя Ю. |
+ |
||
Егор М. |
+ |
||
Вика О. |
+ |
||
Всего |
4 |
2 |
2 |
Высокий уровень развития навыка умывания – 50 % детей;
Средний уровень развития навыка умывания – 25% детей;
Низкий уровень развития навыка умывания – 25 % детей.
Результаты наблюдения в контрольной группе, выводы
Таня Ш. самостоятельно и аккуратно моет руки, полотенце вешает на место. Вероника М. необходимо напоминать о мытье рук после пользования туалетом. Матвей С. правильно пользуется мылом, полотенце вешает аккуратно в расправленном виде. Саша К. моет руки после напоминания, быстро и неаккуратно. Лиза М. умывается с помощью взрослого, вытирается любым полотенцем. Ангелина Г. моет руки по мере загрязнения, перед едой, насухо вытирается. Артему Е. требуется напоминание взрослого о мытье рук после туалета и перед едой, процесс умывания ему не нравится. У Виолетты Х. сформирована привычка быстро и правильно умываться. Результаты наблюдения за процессом умывания в контрольной группе помещены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты наблюдения за процессом умывания в контрольной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
Режимный процесс – умывание | ||
|
|
| |
Таня Ш. |
+ |
||
Вероника М. |
+ |
||
Матвей С. |
+ |
||
Саша К. |
+ |
||
Лиза М. |
+ | ||
Ангелина Г. |
+ |
||
Артем Е. |
+ | ||
Виолетта Х. |
+ |
||
Всего |
4 |
2 |
2 |
Высокий уровень развития навыка умывания – 50 % детей;
Средний уровень развития навыка умывания – 25% детей;
Низкий уровень развития навыка умывания – 25 % детей.
По результатам наблюдения можно с уверенностью сделать вывод, что на констатирующем этапе экспериментальная и контрольная группа находятся на одинаковом уровне развития навыков по самообслуживанию, умывания.
Культура поведения за столом. Обед.
Цель: выявить уровень развития культуры поведения за столом, умение пользоваться правильно столовыми приборами, навыки аккуратности во время приёма пищи.
Результаты наблюдения в экспериментальной группе, выводы
Костя С. во время приёма пищи правильно держит ложку в правой руке, не пользуется салфеткой, отвлекается, кушает аккуратно, бесшумно, не торопясь, тщательно пережёвывала пищу, по окончании благодарит. Дима К. во время приёма пищи перекладывал ложку из правой руки в левую, пользовался салфеткой, не отвлекалась, ел не аккуратно. Влада Г. правильно держит ложку во время еды, правильно пользуется салфеткой, во время еды не отвлекалась, ела медленно, но аккуратно, по окончании обеда говорила спасибо без напоминания взрослых. Полина С. во время приёма еды держала ложку в правой руке, отвлекалась, не пользовалась салфеткой, ела аккуратно, по окончанию благодарила. Вадим С. во время приёма пищи перекладывал ложку в левую руку, пользовался салфеткой и ел не аккуратно, во время еды разговаривал, после еды сказал спасибо. Настя Ю. во время еды ела правой рукой, не пользовалась салфеткой, во время еды разговаривала с соседом по столу, ела не аккуратно, торопилась, по окончании еды сказала спасибо. Егор М. правильно держит ложку во время еды, пользуется салфеткой, кушает аккуратно, не отвлекается, говорит спасибо. Вика О. во время еды держит ложку в правой руке, пользуется салфеткой, не отвлекается, кушает аккуратно, не торопливо, затем говорит спасибо.
Результаты наблюдения за процессом приёма пищи в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
Режимный процесс – приём пищи | ||
|
|
| |
Костя С. |
+ |
||
Дима К. |
+ | ||
Влада Г. |
+ |
||
Полина С. |
+ |
||
Вадим С. |
+ | ||
Настя Ю. |
+ | ||
Егор М. |
+ |
||
Вика О. |
+ |
||
Всего |
3 |
2 |
3 |
Высокий уровень развития навыка приёма пищи – 37, 5% детей;
Средний уровень развития навыка приёма пищи – 25 % детей;
Низкий уровень развития навыка приёма пищи – 37, 5 % детей.
Результаты наблюдения в контрольной группе, выводы
Таня Ш. кушает аккуратно, пищу берет понемногу, хорошо пережевывает. Вероника М. отвлекается во время еды, часто проливает пищу, не умеет пользоваться вилкой. Матвей С. ведет себя за столом правильно, осанка прямая, кушает аккуратно, благодарит взрослых. Саша К. держит ложку в правой руке, кушает быстро, но мешает другим разговорами. Лиза М. кушает бесшумно, пережевывает тщательно, но не умеет брать немного пищи, часто набивает рот пищей. Ангелина Г полностью владеет навыками приёма пищи, правильно пользуется ложкой и вилкой. Артем Е. выходит из-за стола с набитым ртом, не закончив приём пищи, толкая и мешая другим детям, Виолетта Х. правильно пользуется ложкой, вилкой, но торопится закончить трапезу.
Результаты наблюдения за процессом приёма пищи в контрольной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
Режимный процесс – приём пищи | ||
|
|
| |
Таня Ш. |
+ |
||
Вероника М. |
+ | ||
Матвей С. |
+ |
||
Саша К. |
+ |
||
Лиза М. |
+ |
||
Ангелина Г. |
+ |
||
Артем М. |
+ | ||
Виолетта Х. |
+ |
||
Всего |
3 |
3 |
2 |
Высокий уровень развития навыка приёма пищи – 37,5% детей;
Средний уровень развития навыка приёма пищи –37,5 % детей;
Низкий уровень развития навыка приёма пищи – 25 %детей.
По результатам наблюдения за приёмом пищи на констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод, что контрольная группа находится в более выгодном положении, чем экспериментальная.
Одевание на прогулку
Цель: выявить уровень сформированности навыков одевания на прогулку.
Результаты наблюдения в экспериментальной группе, выводы
Таблица 5
Результаты наблюдения за процессом одевания в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Режимный процесс – одевание | ||||
|
|
| ||
Костя Ш. |
+ |
|||
Дима К. |
+ | |||
Влада Г. |
+ |
|||
Полина С. |
+ |
|||
Валим С. |
+ | |||
Наст Ю. |
+ | |||
Егор М. |
+ |
|||
Вика О. |
+ |
|||
Всего |
3 |
2 |
3 |