Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:04, реферат
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие»
Введение
2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
3. Специфика адаптации детей к ДОУ
4. Эмоциональные состояния детей в условиях
5. Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
Заключение
Список использованных источников
Введение
2. Особенности адаптации
детей младшего дошкольного возраста
3. Специфика адаптации
детей к ДОУ
4. Эмоциональные состояния
детей в условиях
5. Художественная деятельность
как одно из средств адаптации детей к
ДОУ
Заключение
Список использованных
источников
Введение
С приходом в детский
сад или другое дошкольное учреждение
у ребенка начинается новый этап
в его жизни. Ведь воспитание в
коллективе вырабатывает у малыша позитивные
социальные стереотипы поведения –
самостоятельность, внимание к окружающим,
готовность помочь другому, а также способность
находиться в группе детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку
нужно общество сверстников, других
детей. Возможно, такое утверждение
покажется странным: ведь дети раннего
возраста еще не умеют играть вместе
— только рядом. Но они склонны
к подражанию и способны заражать
друг друга тем или иным состоянием:
не только плачем или испугом, но и
радостью, смехом, веселой беготней
— и получают от этого несказанное
удовольствие»
Дети часто тяжело
привыкают к детскому саду, они
попадают в новую среду, к незнакомым
людям. Часто адаптация сопровождается
нервными и эмоциональными расстройствами.
Изобразительное творчество является
одним из любимейших занятий детей.
У ребенка возникает вполне естественное
желание передать в рисунках свои
впечатления от увиденного и пережитого.
Он берет в руки карандаши, краски,
кисти, бумагу, и начинается процесс
творчества. С его помощью малыш
может преодолеть свой страх перед
незнакомым местом, людьми, вследствие
чего процесс адаптации пройдет
легче.
1.1.2 Эмоциональные
состояния детей в условиях
ДОУ
Эмоции играют важную
роль в жизни ребенка, особенно в
раннем возрасте. Они помогают ребенку
приспособиться к той или иной
ситуации. Эмоции ситуативны и не имеют
мотивационной основы. Они больше связаны
с реактивностью человека, нежели с его
активностью. Активность представляет
собой целенаправленное поведение, опосредованное
желаниями, потребностями, устремлениями
человека. Реактивность - непосредственную
реакцию на ситуацию или стимул.
Существует еще
«объединяющая» категория - эмоциональные
состояния. Эмоциональные состояния
- это такие психические
При изучении эмоциональных
явлений психологи разделяют
их в зависимости от того, какое
место занимают они в регуляции
поведения и деятельности [8, 50]. К
первой группе относят настроения –
более или менее длительные эмоциональные
состояния, образующие исходный фон
жизнедеятельности. Ко второй – чувства
– относительно устойчивые человеческие
переживания, которые имеют мотивационную
основу и связаны с удовлетворением
потребностей. К третьей группе относят
собственно эмоции – субъективные
реакции человека и животных на воздействие
внутренних и внешних раздражителей,
проявляющихся в виде удовольствия
или неудовольствия, радости, страха
и т.д. Таким образом, в отличие
от эмоций чувства носят более
устойчивый характер [8, 75].
Дети 3-5 лет уже
в состоянии распознавать свое внутреннее
эмоциональное состояние, эмоциональное
состояние сверстников и
С первых дней жизни
ребенок сталкивается с многообразием
окружающего мира: людьми, предметами,
событиями. Родители не только знакомят
малыша со всем тем, что его окружает,
но всегда в той или иной форме
выражают свое отношение к вещам,
явлениям с помощью интонаций, мимики,
жестов, речи. Знакомясь с различными
свойствами и качествами вещей, маленький
ребенок получает и некоторые
эталоны отношений и
А.И. Баркан так описывает
процесс адаптации ребенка
И вдруг... мама предала
его. Взяла и «обменяла» на работу.
Его любимая, его неповторимая и
самая прекрасная на свете мама нашла
себе какую-то работу и бросила его
на произвол судьбы среди ужасной
новой обстановки и незнакомых ему
ранее детей, которым нету дела до
него. Ребенок не знает, как вести
себя в этой новой для себя обстановке,
ведь здесь все не так, как дома.
Но он не знает этой новой формы
поведения и от того страдает, боясь,
что что-то сделает не так. А страх
поддерживает стресс, и образуется
порочный круг, который все-таки в
отличие от всех других кругов имеет
точное начало — отрыв от матери,
разлука с матерью, сомнения в ее
любви.»
Социальными психологами
и педагогами (А.И. Баркан , Г. Степанова
) были выделены признаки стрессового
состояния малыша. Они могут проявляться:
— в трудностях засыпания
и беспокойном сне;
— в усталости
после нагрузки, которая совсем недавно
его не утомляла;
— в беспричинной
обидчивости, плаксивости или, наоборот,
повышенной агрессивности;
— в рассеянности,
невнимательности;
— в беспокойстве
и непоседливости;
— в отсутствии уверенности
в себе, которая выражается в том,
что ребенок все чаще ищет одобрения
у взрослых, буквально жмется к
ним;
— в проявлении упрямства;
— в том, что он
постоянно сосет соску, палец
или жует что-нибудь, слишком жадно
без разбора ест, заглатывая при
этом пищу (иногда, наоборот, отмечается
стойкое нарушение аппетита);
— в боязни контактов,
стремлении к уединению, в отказе
участвовать в играх
— в игре с половыми
органами;
— в подергивании
плеч, качании головой, дрожании рук;
— в снижении массы
тела или, напротив, начинающих проявляться
симптомах ожирения;
— в повышенной тревожности;
— в дневном и
ночном недержании мочи, которых ранее
не наблюдалось, и в некоторых
других явлениях.
Итак: разлука —
страх — стресс — срыв адаптации
— болезнь... Но все это обычно
свойственно ребенку с тяжелой
или неблагоприятной адаптацией
к детсаду. Очень часто такая
адаптация приводит к неврозам, которые
уже вылечить намного сложнее.
А.И. Баркан нарисовала
эмоциональный портрет ребенка
впервые поступившего в обычный детский
сад . В нем преобладают отрицательные
эмоции, хотя, конечно, присутствуют и
положительные.
Отрицательные эмоции
Обычно их проявления различны: от еле
уловимых до депрессии, напоминающей собою
плен. Довольно часто дети выражают
свои негативные эмоции палитрой плача:
от хныканья до постоянного рева. Но
наиболее информативен приступообразный
плач, свидетельствующий о том, что, хоть
на время, у малыша все негативные эмоции
внезапно отступают на последний план
в связи с тем, что их оттесняют положительные.
Но, к сожалению, все это лишь на время.
Чаще всего на время ориентировочной реакции,
когда малыш во власти новизны.
В палитру плача
входит также и «плач за компанию»,
которым уже почти
Страх Это обычный спутник
отрицательных эмоций. Навряд ли удастся
встретиться с ребенком, который не испытал
его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду.
Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив,
во всем лишь видит скрытую угрозу для
своего существования на свете. Поэтому
он многого боится, и страх преследует
его буквально по пятам, гнездится в нем
самом. Малыш боится неизвестной обстановки
и встречи с незнакомыми детьми, малыш
боится новых воспитателей, а главное,
того, что вы забудете о нем, уйдя из сада
на работу.
Гнев Порой на
фоне стресса у ребенка вспыхивает
гнев, который прорывается наружу,
написанный буквально на лице. В
такой момент ребенок, готов с
яростью кинутся на обидчика, отстаивая
свою правоту.
В период адаптации
ребенок похож на «ахиллесову
пяту» и оттого раним настолько,
что поводом для гнева может
служить все. Поэтому гнев и рождаемая
им агрессия способны разгореться, даже
если нет искры, как будто бы в
самом ребенке заложена пороховая
бочка.
Положительные эмоции
Они действуют как противовес
всем отрицательным эмоциям и
главный выключатель их. Обычно в
первые дни адаптации они не проявляются
совсем или немного выражены в
те моменты, когда на ребенка действует
«прелесть новизны». Чем легче
адаптируется ребенок, тем раньше проявляются
положительные эмоции, возвещающие
о завершении у него адаптационного
процесса. Особенно благоприятна радость.
Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй,
— главные «лекарства», вылечивающие
большинство из негативных сдвигов
адаптационного периода.
Одна из проблем,
которая решается в дошкольном учреждении,
— проблема адаптации детей. Как
уже говорилось ранее, в период адаптации
у ребенка возникает переделка
ранее сформированных динамических
стереотипов и, помимо иммунной и
физиологической ломки, происходит
преодоление психологических
Эмоциональные проблемы
малыша требуют разрешения в первые
же дни его пребывания в группе. От успешности
деятельности педагога в этом направлении
зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не
только в детском саду. Отрицательный
опыт адаптации может сыграть негативную
роль и в первом классе школы.
Таким образом создание
психологической атмосферы в детских
группах. Является одной из основных составляющих
успешной адаптации младших дошкольников
к детскому саду.
Психологическая атмосфера
создается прежде всего воспитателем
при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение
чувства уверенности малыша. Ребенок
находиться
максимальное длительное
пребывание около воспитателя.
2. Включенность
родителей в подготовку и
3. Постепенное
увеличение времени пребывания
в детском саду.
4. Эпатичность воспитателя.
5. Создание благоприятной
атмосферы. (развешивание фото
родителей (виртуальное
присутствие родителей) игрушечные
телефонные звонки).
6. Группа ярко,
красочно оформлена.
7. воспитатель принимает
на себя роль посредника, организатора
во всех детских взаимодействиях. Игра
и любое взаимодействие простраивается
на первых шагах воспитателем (он и посредник,
организатор, куратор).
Таким образом, задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.