Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что на этапе подготовки к обращению за судебной защитой у граждан и организаций и у суда при приёме исковых заявлений, должны быть правильно разрешены указанные вопросы. Соблюдение правил подсудности является одним из основных требований законности всей процессуальной деятельности по делу в целом.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и значение подсудности, компетенция судов в вопросах подсудности
1.1. Понятие и значение подсудности …………………………………………..….7
1.2.Подведомственность и подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции……………………………………………………………………….....111.3. Подведомственность и подсудность судам общей юрисдикции отдельных категорий гражданских дел………………………………………………………...21
1.4. Особенности подсудности дел мировым судьям………………………….…32
Глава 2. Проблемы реализации норм института договорной подсудности в гражданском процессе
2.1. Особенности договорной подсудности в гражданском процессе……..……43
2.2Проблемы недействительности пророгационного соглашения
при договорной подсудности…………………………………………………...….48
Глава 3. Проблемы подсудности и направления совершенствования гражданского судопроизводства
3.1.Проблемы оптимизации мировой подсудности по гражданским делам………………………………………………………………..……………63
3.2. О совершенствовании гражданского процессуального законодательства…………………………………………………………….…….69
3.3. О совершенствовании видов гражданского судопроизводства……..……..73
Заключение………………………………………………………………………...80
Библиография……………………………………………………………………...87
Содержание
Страница
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и значение подсудности, компетенция судов в вопросах подсудности
1.1. Понятие и значение подсудности …………………………………………..….7
1.2.Подведомственность и подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции……………………………………………………
1.4. Особенности подсудности дел мировым судьям………………………….…32
Глава 2. Проблемы реализации норм института договорной подсудности в гражданском процессе
2.1. Особенности договорной подсудности в гражданском процессе……..……43
2.2Проблемы недействительности пророгационного соглашения
при договорной подсудности…………………………………………………
Глава 3. Проблемы подсудности и направления совершенствования гражданского судопроизводства
3.1.Проблемы оптимизации мировой подсудности по гражданским делам……………………………………………………………….
3.2. О совершенствовании гражданского процессуального законодательства……………………………………
3.3. О совершенствовании видов гражданского судопроизводства……..……..73
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что на этапе подготовки к обращению за судебной защитой у граждан и организаций и у суда при приёме исковых заявлений, должны быть правильно разрешены указанные вопросы. Соблюдение правил подсудности является одним из основных требований законности всей процессуальной деятельности по делу в целом.
В условиях создания правового государства все большее значение приобретают политические, социально-экономические и личные права и свободы граждан, а также способы их обеспечение и защиты. Правосудие является высшей формой защиты нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав. В правовом государстве, одним из важнейших средств поддержания и обеспечения осуществления этих прав является судебная система, т. к. именно суд обеспечивает осуществление правосудия по гражданским делам.
Всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Важным институтом гражданского процессуального права является подсудность гражданских дел.
Органы судебной власти занимают очень важное место в правовой системе государства, так как только они осуществляют правосудие, рассматривая и разрешая гражданские, уголовные и другие дела. С развитием демократии, усилением законности роль судов в обществе возрастает, особенно в деле защиты прав и законных интересов граждан.
В силу требований Конституции, в том числе ее ст. 46 – 47, подсудность дел определяется законом. Так, на основании ч. 1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, признание Конституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантий права на судебную защиту и беспрепятственного доступа к правосудию.
Ввиду того, что происшедшие в нашем обществе кардинальные изменения социально-экономических отношений, и в первую очередь, что особенно важно для гражданского процесса, принятие и введение в действие ГПК РФ, предопределили существенное обновление законодательства о подсудности, обозначенная проблема, проведенными в теории гражданского процесса исследованиями, конечно же, не исчерпана.
В.П. Кашепов, комментируя ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, пишет, что под судебной системой понимается совокупность судебных органов, построенная на основе разграничения их компетенции (пределов власти, выражающихся в подведомственности и подсудности дел), деления на звенья в зависимости от административно-
Правовед М.Н. Маршунов понимает под подсудностью такое свойство (качество) гражданского, уголовного дела, дела об административном правонарушении, в силу которого оно подлежит рассмотрению одним из судов действующей судебной системы.
Ученые-правоведы В.А. Вайпан и С.Р. Гладких[2] кратко и доходчиво излагают компетенцию (подсудность, подведомственность) судов. С целью исключения дублирования рассмотрения одних и тех же дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами в Гражданском Процессуальном Кодексе вынесены в отдельную главу и детализированы вопросы подведомственности и подсудности.
Такой гражданско-процессуальный институт как «подсудность» нуждается в его правильном понимании и применении ввиду того, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Так, в связи с проводимой в стране судебной реформой и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.
Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.
Современная судебная система Российской Федерации включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой инстанции.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» СЗ РФ 1997. № 1 Ст. 1. предусматривает, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 Закона).
Цель работы – проанализировать особенности подсудности гражданских дел.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и значение подсудности, компетенцию судов в вопросах подсудности;
- проанализировать проблемы реализации норм института договорной подсудности в гражданском процессе
- рассмотреть особенности доступности и эффективности гражданского судопроизводства: основные проблемы и пути их совершенствования
Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Понятие и значение подсудности, компетенция судов в вопросах подсудности
1.1. Понятие и значение подсудности
После того как определено, что суд полномочен рассматривать конкретное гражданское дело (т. е. определена подведомственность дела суду), возникает вопрос: в какой конкретно суд обратиться за защитой права либо охраняемого законом интереса? Ответить на этот вопрос помогает подсудность.
Подсудность представляет собой компетенцию различных судов РФ по рассмотрению и разрешению подведомственных судебным органам гражданских дел в качестве суда первой инстанции. Существует и другая точка зрения, согласно которой подсудность понимается как свойство конкретного гражданского дела, в соответствии с которым оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в том или ином суде.
Таким образом, подсудность можно рассматривать в двух аспектах: применительно к суду это будет его компетенция по рассмотрению и разрешению определенного круга дел, а применительно к лицам, обращающимся за судебной защитой, это будут правила определения суда, полномочного эту защиту осуществить.
Подсудность выступает одним из условий правомерного обращения за судебной защитой, при несоблюдении правил подсудности судья, руководствуясь ст. 135 ГПК РФ, возвращает исковое заявление. Неподчинение судей правилам подсудности является нарушением требований ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Поэтому рассмотрение дела не тем судом или не тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, является безусловным основанием для отмены решения в кассационном порядке.
В осуществлении государственных функций участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей деятельности и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, которые профессионально систематически осуществляют соответствующие функции.
Для научной организации работы субъектов власти имеет большое значение четкое определение того, какой субъект, какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет и т.д. Правильное решение субъектом правотворчества вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного решения дел.
Подсудность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции между судами , установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или иному суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.
Обращение к вопросу о подсудности следует за рассмотрением вопроса о подведомственности. Необходимо различать эти два понятия. Оба они, не сливаясь, направлены на определение полномочий данного суда на разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой конкретный из многочисленных однородных судов компетентен разрешить этот вопрос.
Следует отметить, что термин "подсудность" в процессуальном законодательстве РФ до принятия действующего ГПК охватывал собою два понятия: подведомственность и собственно подсудность.
Согласно ГПК институт подведомственности служит разграничению компетенции между судами (судебной системой) и другими юрисдикционными органами, а институт подсудности - разграничению компетенции между самими судами внутри единой судебной системы. Попутно отметим, что в настоящее время в РФ самостоятельных судебных систем две: система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, и система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней: 1) районные (городские) суды; 2) суды субъектов РФ, перечисленных в ст. 65 Конституции РФ: суды республик, областные, краевые, городские городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3) Верховный Суд РФ. Военные суды гарнизонов, соединений, флотов, военных округов приравниваются соответственно к районным (городским) судам либо судам субъектов РФ.
В компетенцию судебных органов входят различные по своему характеру функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу -функция суда первой инстанции; б) проверка законности и обоснованности решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу - функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу - функция судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.