Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Алиночка.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

 

   Высокий уровень развития навыка одевания – 37, 5 % детей;

                    Средний уровень развития навыка одевания – 25% детей;

Низкий уровень развития навыка одевания – 37, 5 % детей

Результаты наблюдения в контрольной группе, выводы

Таня Ш. одевается и раздевается быстро, аккуратно, вешает вещи в шкаф. Вероника М. одевание и раздевание проводит в последовательном порядке, аккуратно складывает вещи, но делает это в ущерб другим детям, толкает, мешает другим. Матвей С. аккуратно убирает вещи в шкаф, расстегивает и застегивает все пуговицы правильно, но не ставит обувь на место. Саша К. правильно и последовательно умеет одеваться и раздеваться, но не приучена убирать вещи в шкаф. Лиза М. на прогулке бывает, не аккуратна, часто пачкает одежду, не умеет правильно застегивать пуговицы. Ангелина Г. самостоятельно застегивает все пуговицы, умеет завязывать и развязывать шнурки, помогает другим детям. Артем Е. не замечает неопрятности в одежде, не аккуратен , не стремиться следить за своим внешним видом. Виолетта Х. одевается и раздевается без помощи взрослых, аккуратно убирает вещи в шкаф, замечает неопрятности и пытается  их устранить.

Результаты наблюдения за процессом одевания в контрольной группе помещены в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты наблюдения за процессом одевания в контрольной группе на констатирующем этапе

 

Ф.И. детей

Режимный процесс  – одевание

Таня Ш.

+

   

Вероника М.

 

+

 

Матвей С.

 

+

 

Саша К.

 

+

 

Лиза М.

   

+

Ангелина Г.

+

   

Артем Е.

   

+

Виолетта Х.

+

   

Всего

3

3

2


 

Высокий уровень развития навыка приёма пищи – 37,5% детей;

Средний уровень развития навыка приёма пищи –37,5 % детей;

Низкий уровень развития навыка приёма пищи – 25 %детей.

По результатам наблюдения за приёмом пищи на констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод, что контрольная группа находится в более выгодном положении, чем экспериментальная. Это не противоречит логике опытно-экспериментальной работы.

Обобщенные результаты наблюдения за уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе помещены в таблицу 7.

Таблица 7

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе на констатирующем этапе

 

Ф.И. детей

НАВЫКИ

Умывание

Одевание

Прием пищи

Итого

Костя С .

В

В

С

В

Дима К.

Н

Н

Н

Н

Влада Г.

В

В

В

В

Полина С.

Н

С

С

С

Вадим С.

В

Н

Н

Н

Настя Ю.

С

Н

Н

Н

Егор М.

В

В

В

В

Вика О.

С

С

В

С

В

4

3

3

37,5 %

С

2

2

2

25%

Н

2

3

3

37, 5 %


 

Обобщенные результаты наблюдения за уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе помещены в таблицу 8.

 

 

 

 

Таблица 8

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе на констатирующем этапе

 

Ф.И. детей

НАВЫКИ

Умывание

Одевание

Прием пищи

Итого

Таня Ш.

В

В

В

В

Вероника М.

С

Н

С

С

Матвей С.

В

В

С

В

Саша К.

С

С

С

С

Лиза М.

Н

С

Н

Н

Ангелина Г.

В

В

В

В

Артем Е.

Н

Н

Н

Н

Виолетта Х.

В

С

В

В

В

4

3

2

37,5 %

С

2

3

3

37,5 %

Н

2

2

2

25%


 

По результатам обобщающих таблиц 7-8 построим диаграммы, показывающие в сравнении уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной и контрольной группах.

 

Таким образом, уровень  сформированности культурно-гигиенических  навыков у детей экспериментальной и контрольной групп находятся примерно на среднем уровне. Не все дети самостоятельно умываются, соблюдают последовательность процесса умывания, требуется помощь в приёме пищи. Активно одеваются и раздеваются, пользуясь помощью воспитателя и помощника воспитателя. На констатирующем этапе нами было выяснено, что экспериментальная и контрольная группы находятся на примерно одинаковом уровне сформированности культурно-гигиенических навыков, а значит, готовы к эксперименту.

 

    1. Формирующий этап эксперимента

Сроки: с ………..

Задачи :

    1.   Запланировать и провести работу с детьми и их родителями с целью повышения уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей.

Формы работы с детьми:

  • образовательные ситуации: “Наша раздевалка”, “Каждая ножка – в свой домик”, “Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться”;
  • рассматривание предметов осенней одежды и обуви;
  • дидактические игры “Магазин”, “Оденем Катю на прогулку”, “Наша Катя проснулась”, “Найди свой шкафчик” и т. д;
  • игры-упражнения на развитие мелкой моторики и упражнения на умении застегивать, шнуровать и пр.; игры с дидактическим пособием “Вкладыши” (одевание кукол).

Формы работы с родителями:

        • Родительское собрание на тему «Помощь родителей в формировании культурно-гигиенических навыков дошкольников».
  • Оформление уголка для родителей
  • Консультации
  • Беседа

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков  принадлежит игровым приемам. Используя  их, воспитатель закрепляет у детей  навыки, которые вырабатываются в  повседневной жизни. Видное место отводится  при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.). 
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.

Рассмотрим задачи воспитателя при реализации экспериментальной деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков:

1)   помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимых для хранения одежды и обуви, одевания на прогулку;

2)   помочь детям получить отчетливые представления о предметах одежды и обуви, которые они носят осенью; обогатить словарь за счет слов: куртка, шарфик, шапка, сапоги, ботинки, колготки, рейтузы, комбинезон, перчатки, осенняя, теплая, шерстяная, пушистая, застегнуть, зашнуровать, завязать и пр.;

3)   учить детей рассматривать предметы одежды, выделять части и их назначение, определять лицевую (изнаночную) стороны, верх (низ), переднюю и заднюю  части, правый (левый) сапог и пр.;

4)   сформировать отчетливое представление о последовательности одевания на прогулку;

5)   научить самостоятельно ориентироваться в одежде и обуви с помощью меток, выполнять микропроцессы и одеваться на прогулку в рациональной последовательности;

6)   поощрять положительные эмоции, связанные с овладением умением одеваться, самостоятельно складывать одежду;

   7)   проводить работу с родителями воспитанников по формированию культурно-гигиенических навыков, разъяснять важность воспитания самостоятельности и формирования основ гигиенической культуры у малышей.

В каждой представленной далее образовательной ситуации есть раздел для родителей под названием «Дома с ребенком», который отражает содержание сотрудничества ДОУ с семьёй.

“Наша раздевалка”

Цель: обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил и умения ориентироваться в предметном пространстве; познакомиться с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; введение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.

Необходимый материал: игровой персонаж - веселый клоун Бим - большая набивная игрушка, сшитая из ткани. В одежде клоуна использованы пуговицы, кнопки, молнии и другие застежки-пристежки, побуждающие детей к манипулированию с ними для развития мелкой моторики. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречал каждого ребенка, облегчая процесс расставания с родителями.

Организация: небольшими группами, по 3-4 ребенка.

Краткий ход  конструирования образовательной  ситуации: Веселый клоун Бим приглашает несколько детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. “Я буду паровоз, а вы – вагончики. Поехали кататься!” - говорит он. “Ой, куда это мы приехали? Как называется эта комната?” (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы и использует прием хорового проговаривания).

“Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Полина? (на скамеечку) Кто с Полиной рядом сел? (Костя). И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (на скамеечку). Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону). Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (побуждает к проговариванию)”.

Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников