Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
« Саткинский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Выполнила студентка 41
Рецензент:
Допущено к защите
«__»_______20__г.
Зам. директор по УВР
__________________
/Нефёдова Л. А./
г. Сатка, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………..…
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические
основы взаимодействия
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика
условий экспериментальной
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
Список литературы
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что дошкольный возраст является базисным для формирования личностной культуры. Известно, что самые прочные привычки как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки культурной гигиены, закреплять их, чтобы они стали привычными.
Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры необходимое условие формирования у детей установки, на здоровый образ жизни. Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков и до наших дней является актуальной, потому что все начинается с детства. Решение этой задачи, то есть воспитание людей высокой культуры является делом государственной важности.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы. Основные его задачи определены программой воспитания и обучения в детском саду и соответствующими рекомендациями, разработанными ЦНИИ санитарного просвещения. Согласно указанным документам гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условии внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры – поведения.
В дошкольном учреждении гигиеническое обучение проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и со всей его группой в целом, занятия по данному разделу не планируются, гигиеническое обучение, и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.
Врачами и педагогами разработаны содержание, и методика гигиенического обучения детей , которая строго дифференцируется в зависимости от возраста детей. По мере их роста и развития, самостоятельность и активность детей увеличивается.
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Объектом является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в семье и ДОУ.
Предметом являются формы сотрудничества с семьей, направленные на формирование интереса у детей младшего возраста к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза: если в педагогическом процессе детского сада целенаправленно использовать систему работы с детьми и родителями, включающую разные формы сотрудничества с семьей, направленные на формирование интереса у детей младшего возраста к выполнению культурно-гигиенических навыков, то можно повысить уровень развития культурно-гигиенических навыков детей ≈ на 20%.
Современное педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни. Оно включает в себя результаты многовекового опыта воспитания и обучения подрастающего поколения. В нем различимы несколько пластов, отчетливо проявляются несколько тенденций, или педагогических течений каждое из которых в различные периоды Российской истории, в конкретных социально-экономических условиях развития страны приобретало значение доминирующего господствующего начала.
Воспитание детей от поколения к поколению осуществлялось в устном предании – сказаниях, песнях, былинах, пословицах, загадках, поговорках и других жанрах фольклора. Главная направленность это воспитание детей. Ученые-культурологи нового времени по достоинству оценивали воспитательную роль фольклора.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой, после приема пищи предварительно научив его этому.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены, самостоятельно мыть руки, с мылом намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом, во время еды аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего устанавливаются детьми в играх специально направленного содержания. Важно чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразие сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», Федорино горе» и др. На основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детьми в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержание личных вещей в шкафу. Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое
для успешного гигиенического воспитания
– единство требований со стороны
взрослых. Ребенок приобретает
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдая.
С.В. Петерина утверждает, что культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения. В работе детского сада большое место отводится воспитании культурно-гигиенических навыков, привычек от этого в значительной степени зависит здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Физиологической основой
культурно-гигиенических
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста детей с которыми начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
По мнению С.В.Петериной – особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанные с изменением обстановки вида деятельности, с появлением, новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоление определенных трудностей.