Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Алиночка.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

      Поскольку основной вид труда детей младшего возраста – самообслуживание, о формировании у них культурно – гигиенических навыков самообслуживания целесообразно поговорить с родителями на собраниях, тематических беседах, консультациях. К началу учебного года следует подготовить ряд материалов, главным образом наглядного характера: стенды, в которых так или иначе отразить темы ближайших консультаций, бесед, доклада воспитателя на предстоящем групповом собрании, представить режим дня детей с краткими комментариями о роли его выполнения. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Программой воспитания и обучения в детском саду у детей четвёртого года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в ней и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.  Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: приспособлена по росту ребёнка вешалка для одежды; выделены индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета; постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания; даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки для обуви с наконечниками и пр.)

    Но, конечно,  только лишь условия, созданные  взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.

    Трёхлетние  дошкольники ещё не достаточно  умелы, ловки, и многие матери  стремятся избавить ребёнка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у сына (или дочери) его дело, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернёшь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно всё: ведь он только познаёт мир, и каждая вещь, её качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь – она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается – и вдруг пролезла в петлю. Ребёнок чувствует себя победителем. Во здесь то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребёнка – это интересно, занимательный труд.

     Пусть малыш  повозится со своими колготками, ботинками – надо ему предоставить  по возможности на это время.  А родителям, незаметно оказывать  помощь, поощрять, помогать довести начатое дело до конца. Постепенно у ребёнка приобретается навык, он осваивает целый ряд движений, и ему уже не нужно затрачивать столько усилий, интерес его переключается на другое, остаётся привычка делать всё самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, когда ребёнок подрастёт, его уже с трудом придётся приучать к самообслуживанию. Родители же будут удивляться: откуда взялись эта неумелость и нежелание трудиться. Но виноваты – то они сами.

    Затем педагог  обращает внимание родителей на то, что для ребёнка четвёртого года жизни результат его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому его стремление быть самостоятельным способствует одобрение. Замечать нужно не только достижения ребёнка в данный момент («Молодец, Серёжа, сам застегнул курточку»), но и то, что ещё плохо получается. Надо внимательно относиться ко всему, что делает ребёнок, вместе с ним разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Это поможет ребёнку быстрее понять свои ошибки, утвердиться в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше.

       Трудовая  деятельность ребёнка ещё очень  связана с игрой. Он стремится  внести игру в любое занятие:  умываясь, играет с водой, во  время еды играет с ложкой  и т. д. Эту особенность детей надо учитывать и не злоупотреблять замечаниями и обвинениями. Но в то же время надо учить ребёнка отличать игру от труда; спокойно, но в то же время настойчиво добиваться, чтобы он доводил начатую работу до конца.

    Любовь ребёнка  к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребёнок по какой – то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребёнок по какой – то причине не хочет вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.

     Воспитатель  рассказывает родителям, что с  помощью дидактических игр с  куклой можно закрепить знания  детей о последовательности в  одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.

    Особое значение  в формировании навыков самообслуживания  имеет соблюдение в жизни детей  твёрдо установленного режима, последовательное  проведение бытовых процессов  .

    Предъявляя  требования к ребёнку, родители  в то же время  должны  предъявлять требования к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берёт пример прежде всего с родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективного условия  воспитания культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

3.1. Общая характеристика  условий экспериментальной работы

 

      Исследование  приемов, направленных на воспитание культурно – гигиенических навыков детей младшего возраста проводилось на базе МАДОУ № 32 «Рябинка» г. Сатка. Одной из годовых задач является формирование здорового образа жизни.

К числу основных условий успешного  формирования культурно-гигиенических  навыков относятся рационально  организованная обстановка, четкий режим  дня и руководство взрослых. 
МАДОУ № 32 имеет чистое, достаточно просторное помещение с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

При проведении опытно-экспериментальной  работы был выявлен уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей во второй младшей группе. Численный состав группы - 23 человек.

Для изучения условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков была выбрана экспериментальная подгруппа из 8 человек: Костя С., Дима К., Влада Г., Полина С., Вадим С., Настя Ю., Егор М., Вика О. Для сравнительного анализа результатов были выбраны также 8 человек контрольной группы: Таня Ш., Вероника М., Матвей С., Саша К., Ангелина Г., Лиза М., Артем Е., Виолетта Х.

Эти дети активные, очень подвижные, внимательные,  легко идут на контакт. Друг к другу относятся доброжелательно. Внимательные, принимают участие во всех видах деятельности, которые им предлагают, легко откликаются на просьбы. Быстро находят контакты с незнакомыми людьми.

    1. Констатирующий этап эксперимента

Сроки: с 15.01. 2013– 25. 01.2013

 

Задачи исследования: 

  1. Изучить   уровень  сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы, МАДОУ №32 «Рябинка», г. Сатка.
  2. Изучить работу воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков у детей и особенности сотрудничества ДОУ с семьей по данному вопросу.
  3. Изучить уровень педагогической культуры родителей по вопросу формирования интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков у детей.

       Для выяснения уровня сформированности культурно - гигиенических навыков было использовано наблюдение за самостоятельной деятельностью детей во время умывания, приема пищи, одевания. В соответствии с возрастом и с программой В.И. Логиновой « Детство» были выделены умения, какими дети должны владеть в этом возрасте.

Задачи из программы Т.И. Бабаева «Детство»:

1.Обогащать представление  детей о процессах умывания, одевания, купание, еды, уборка помещения,  атрибутах и основных действиях,  сопровождающих их.

2.Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарного ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.

3. Развивать умения  одеваться и раздеваться при  участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.

4.Развивать умения  ухаживать за своими вещами  и игрушками при участии взрослого.

5.Осваивать правила  культурного поведения во время  еды, развивать умение правильно  пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

6.Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические навыки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и угощаем гостей), правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.

При заполнении таблицы  были использованы следующие обозначения: треугольник – выполняет самостоятельно, без напоминания со стороны взрослых (высокий уровень); четырехугольник – выполняет самостоятельно, но после напоминания взрослых (средний уровень); кружок – выполняют при помощи взрослых, навык не сформирован (низкий уровень).

Анализ условий, созданных в группе для развития КГН

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. 
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Наблюдение  за работой воспитателя по формированию КГН

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного  возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков воспитатели прибегают к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. 
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому  в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение служат образцом для детей; их указания не идут вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании навыков мы опираемся и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель  замечает, что им помогает и не участвовавший  в игре ребенок. «Посмотрите, дети,– говорит педагог, – Егор не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать.

Для изучения культурно-гигиенических  навыков использовала методику, разработанную Г.А Урунтаевой «Диагностика психологических особенностей дошкольника» (практикум); В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие).

Режимные процессы

Возраст детей

3-4 года

 

 

Умывание

Самостоятельно и активно  моют руки, лицо, пользуются мылом, стараются насухо вытирать руки после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой. После пользования туалетом.

Приём пищи

Дети не пользуются вилкой и  ножом. Едят аккуратно, бесшумно сохраняя осанку, хорошо пережевывает пищу, правильно пользуется ложкой, поласкают рот после еды.

Одевание и  раздевание

Совершенствуются умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого, приводят в  порядок, просушивают. Развивают стремление быть аккуратным, опрятным, следить  за своим внешним видом.

Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников