Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Алиночка.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

“Посмотрите, а это что? (шкафчики). Сколько здесь шкафчиков? (много, много). Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчик? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Полина, первый свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (кукла). Полина сама выбрала эту картинку. Вот какая красивая куколка.  Теперь, Костя, покажи нам, где твой шкафчик? Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка? (Аналогично строится диалог с другими детьми).

“А что в этих шкафчиках  лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (дверку) Заглянем в шкафчик. Что  есть в шкафчике наверху? (полочка) Для  чего нужна эта полочка, что на ней хранится? (Вынимаем по очереди  и называем хором: “шапочка”, “шарфик”.) А что у шкафчика внизу? (показывает) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? (на ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке (курточка) Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает: “Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась”). А теперь закроем дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики? (Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: “В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев, когда они снова придут в свой детский сад!”

Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом  поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. “Чук, чук, чук” - стучат колеса, а вот и маленькая остановка. “Станция Зеркальная!” - объявляет клоун Бим. “Посмотрите куда мы приехали?! Что здесь висит на стенке? (зеркало) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало, кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено? (Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: “Посмотришься в зеркало и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!”)

Дети возвращаются в  групповую комнату. Воспитатель  предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглашает в путешествие следующую подгруппу детей.

Нами использовался  вариант усложнения образовательной ситуации: используя игру “Найди свой шкафчик”, воспитатель уточнял, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о Малыше-Неумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как надо их складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь “живет” в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки, расположении которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Используя прием “путешествия”, воспитатель повторяет и постепенно расширяет маршрут поездок. Оживляет детские поездки стихи, которые  читает педаго.

Дома с ребенком: воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей – наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Это не просто формирование навыков, это опорная точка для процесса социализации, “вхождения” в мир культуры.

Исходя из условий  семьи, воспитатель обсуждает с  родителями, как лучше организовать место для уличной одежды и  обуви ребенка; разъясняет необходимость  многократного называния действий при одевании/раздевании.

“Каждая ножка  – в свой домик”

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку – кусочек ярко окрашенной ткани или пуговка; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в “гармошку”, чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе); обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля; вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Необходимый материал: оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей “перед”.

Организация: индивидуально; образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Краткий ход  конструирования образовательной  ситуации: Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: “Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: “Каждую ножку – в свой домик”, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай “гармошку”. Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей “гармошку”. (В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.)

А теперь для левой  ножки сделай “гармошку”. “Каждую  ножку – в свой … (побуждает  ребенка к завершению фразы) домик”. Проверь, обе ножки в своих  “домиках”? Теперь прячь свои ножки  в “домики”, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь, оказалась резинка на поясе? Ай да, Сережа! Ай да, молодец, сам колготки надел!”

Во время обеда воспитатель  сообщает всем о том, что Сережа (Наташа) научился сам надевать колготки, предлагает рассказать об этом дома.

Возможные усложнения образовательной  ситуации: дидактические игры с картинками, предполагающие задания разложить  их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют  сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку); дидактические игры с куклой “Наша Катя проснулась”, “Оденем Катю на прогулку”; дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Дома с ребенком: предоставлять ребенку возможность самостоятельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, карманы и пр.); игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.

“Мы теперь умеем  сами на прогулку одеваться”

Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий; обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Необходимый материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку; игровой персонаж клоун Бим.

Организация: образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Краткий ход конструирования  образовательной ситуации: в раздевальной комнате детей встречает веселый  клоун Бим. “Привет, ребята! Куда это  вы собираетесь? На прогулку, это хорошо. Погода сегодня замечательная. А  что это у вас за картинки?”  – игровой персонаж “обращает” внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает объяснить Биму, зачем нужны эти картинки. “Если забудешь, что дальше надевать, картинки подскажут”.

Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами одеваться на прогулку, а так как игровой персонаж “сомневается и удивляется” этому, предлагает самому “посмотреть и убедиться”.

Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой  персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, замечает только ошибки, не зная, как их исправить: “Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?” (ребенок надел правый сапог на левую, а левый - на правую ногу). “Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню, как узнать?” Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.

Игровой персонаж побуждает  детей помогать друг другу, стимулирует эмоциональную отзывчивость, “обращая” внимание на старание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Возможные усложнения образовательной  ситуации: гибкое изменение тактики  педагогического руководства самообслуживанием  в процессе одевания /раздевания по отношению к конкретному ребенку  в зависимости от успехов в  развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.

Дома с ребенком: предоставлять ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконтроль, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку; поощряя умелость и поддерживая интерес к самообслуживанию, постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.

Помоги одеться

«Не успеем погулять, если долго одевать Машу, Петю и Наташу - помоги детишкам нашим».

Цель: воспитание взаимопомощи и взаимоподдержки в совместной деятельности.

Основные методы: обнаружение проблемы – не все дети успевают вовремя собираться на прогулку; проблемный вопрос: Что мы можем? Предложения детей. Воспитатель подводит к пониманию того, что нужно оказать помощь. Оценка.

Развитию культурно-гигиенических  навыков помогает чтение художественной литературы «Твой носовой платок», «Как вести себя за столом», «Как Маша училась есть ложкой»; применение изготовленной модели-картинки о том, как правильно и последовательно мыть руки.

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков

1. «Буратино знает много, но запутался слегка,

Ложку с вилкой перепутал; разложите их друзья».

Цель: учить правильно раскладывать столовые приборы.

Основные методы: обнаружение проблемы – У Буратино возникли сложности со столовыми приборы; проблемный вопрос: Чем помочь? Варианты решения детей. Как разложить? Кто знает? Беседа на тему столовых приборов. Сервировка стола для сказочного персонажа.

Помощь  воспитателя: напоминание или показ. Положительная оценка.

2. «У Пяточка сегодня праздник, он гостей к себе позвал;

О количестве предметов он задумываться стал;

Как же нам решить проблему, расскажите нам  друзья.

Сосчитайте-ка ребята, сколько нам приборов надо,

В гости к нам пришли друзья: Мишка, Ёжик, Гусь, Свинья».

Цель: учить соотносить количество столовых приборов с количеством приглашенных.

Основные методы: обнаружение проблемы – Пятачок не может решить сложную задачу; проблемный вопрос: Сколько надо приборов для 3-х гостей? Дети обсуждают возможное решение и пытаются рационально расставить приборы для гостей в положенном порядке. В процессе воспитатель оказывает помощь при возникновении проблем. Положительная оценка.

3. «На обед мы поспешили, но чего-то позабыли,

Помогите  же ребята, что еще к обеду надо».

Цель: учить находить недостающие приборы на обеденном столе.

Основные методы: обнаружение проблемы – на столах у детей не хватает столовых приборов; проблемный вопрос: Каких приборов не хватает? Расскажи и положи. Дети озвучивают предположения и добавляют недостающие приборы. Возможна помощь воспитателя. Положительная оценка.

Кроме вышеперечисленных  образовательных ситуаций, игровых  приёмов, дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков можно применить методику Н.Зайцева «Основы анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека для дошкольников», которую мы поместили в Приложение У.

 

 

    1. Контрольный этап эксперимента

Сроки:

Задачи:

    1. Изучить динамику развития культурно-гигиенических навыков  в процессе активного взаимодействия ДОУ и семьи. 

Рассмотрим динамику развития культурно-гигиенических  навыков в экспериментальной  и контрольной группах. В таблицах 9-14 показаны результаты наблюдения за процессами умывания, приё


Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников