Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н.Мясищев).
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам
отношений родителей и
Задавали много вопросов, высказывали свое отношение. Дмитрий Петрович, папа Лизы, - врач, он беседовал с детьми об охране здоровья, о том, как надо беречь слух, зрение, органы дыхания.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые оказывается, так много знают, так интересно рассказывают у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа спортивный комплекс, библиотека и др. так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы) В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой.
Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ла-дывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Говоря о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».
На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу, он предпочитает дома и т.д.
Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка: «Галина Алексеевна, Сережа сегодня придумал очень интересную игру. Сережа, расскажи маме, во что вы играли». «Юлия Сергеевна, сегодня Саша меня порадовал: сам вызвался подклеить книгу, которую дети нечаянно порвали. Сашенька, принеси и покажи маме книгу, которую ты «полечил». «Нелли, порадуй маму: покажи ей, какого петушка ты нарисовала». Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.
Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на неделю очень мало, что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато родителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ребенку дома.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Прежде всего, необходим своевременный выбор роли - говорящего или слушающего. Если мама (папа, бабушка) «перегружена» собственными мыслями, чувствами, то инициативу диалога следует уступить ей, а педагогу взять на себя роль заинтересованного слушателя. Если мама (папа, бабушка) не имеют желания выговориться, то педагог берет на себя роль говорящего, чтобы своими высказываниями «зажечь» собеседника. Но в любом случае умение слушать необходимо и педагогам и родителям. Молодые педагоги и не очень культурные родители иногда всем своим видом демонстрируют неприятие того, что им говорят, частенько перебивают друг друга. Все эти признаки невнимания к собеседнику вызывают у него раздражение, что может стать прологом к конфликту. Такое ведение диалога свидетельствует о низкой коммуникативной культуре общающихся. Культура общения, интерес к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Всем своим видом слушающий показывает интерес, уважение к мнению собеседника, усиливая свое положительное отношение репликами «Как интересно!», «Очень любопытно!», «Я об этом раньше не задумывалась!». А вот слова «Ясно! Понятно! Хватит!» - из разряда запрещенных, потому что в них демонстрация неуважения, желание прекратить высказывания собеседника. По окончании высказывания можно уточнить то, что показалось спорным: «Простите, я вас правильно поняла...?» Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в практике нередко, к сожалению, нарушается. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Например, можно сказать «Мне кажется, что иногда вы грубо разговариваете с детьми», но ни в коем случае не позволять такую «оценку»: «Вы грубиянка». Своим высказываниям следует придать определенную форму. Психологи считают, что более эффективной в плане развития взаимодействия является форма «Я- сообщение» по сравнению с «Ты- сообщением». Например, после выходных дней Саша возбужден, раздражителен. Причина ясна - нарушения режима дня, переутомление от долгого сидения у телевизора. Мама согласилась с «диагнозом» воспитателя по поводу Сашиного возбуждения, обещала соблюдать дома режим дня. Но все повторилось сначала, несмотря на убеждения, разъяснения и прочие меры педагога. Его «Я - сообщение» будет звучать так: «Мне казалось, что вы поняли, как вредно для здоровья Саши нарушения режима, но видимо, ошиблась». «Ты - сообщение» будет звучать иначе: «Вы не любите собственного ребенка, вы безответственно относитесь к его воспитанию!
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!») Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непонимания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправдания загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда высказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собственного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную тактику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выглядит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особенно это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знании, видят не хватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эффективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогически грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я откажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее стыдить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упадет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не сработала. Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в обсуждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же получилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна ), но духом воспрянула: не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашенька, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдерживают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдари, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.