Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Алиночка.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

 Для закрепления  навыков опрятности и аккуратности  детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавая необходимые для этого условия, хвалить малыша за все. У ребенка этого возраста очень высока оценка своих действий и возможностей. Постоянно восхищаясь малышом, мама поддерживает ее: «Какой ты большой! Как хорошо поел! Как быстро стал бегать!» и т.п. малыш уверен, что он «самый – самый». И вдруг в детском саду оказывается, что он плохо ест, не умеет одеваться, класть вещи на место, он видит ваше негативное отношение к своим удачам. А в таком состоянии комфортно чувствовать себя в группе невозможно.

Необходимы постоянное одобрение  малейших проявлений самостоятельности  у детей. Хвалите ребенка за любое достижение, замечайте усилия, которых потребовало от него выполнения таких дел, как что-то убрать, снять, поработать ложкой во время обеда и т. п. Пусть малыш чувствует, что вы всегда радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверенны в его силах и возможностях. Говорите вслух не о том, чего малыш не сделал, а о том, что он в ближайшем будущем сможет сделать сам. Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.

В процессе гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используются также игры, демонстрация диафильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

Другим обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.

Современные дошкольные учреждения размещаются  в благоустроенных зданиях, где  созданы необходимые условия  для сохранения здоровья детей, полноценного физического и психического развития. Постоянный контроль за санитарно-гигиеническим содержанием учреждения возложен на медицинских работников. Они следят за продолжительностью и качеством выполнения отдельных режимных процессов (сон, прогулка, питание, и т.д.) и режима дня в целом, за соответствием гигиеническим нормативам воздушного режима в помещении, естественного и искусственного освещения, подбора и расстановки мебели и т. д.

Следующее условие, необходимое для  успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении  с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры, участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.

Обязанность родителей  – постоянно закреплять гигиенические  навыки, воспитываемые у ребенка  в детском учреждении. Важно, чтобы  взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.

Гигиеническое воспитание ребенка  осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Перед воспитателем группы стоит большая задача –  помочь родителям правильно воспитать детей. С этой целью проводиться систематическая санитарно-просветительная работа среди родителей. Ее задачи – разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также с методикой закрепления гигиенических навыков. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, посещения их дома, а также включает выступления на родительских собраниях.

Медицинские работники принимают  непосредственное участие в родительских собраниях, знакомят аудиторию с  уровнем физического и нервно-психического развития детей, наличием или отсутствием  хронических заболеваний, уровнем  основных функций организма.

 

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

 

        С переходом   в эту группу программные требования  к воспитанию у них  культурно-гигиенических  навыков, усложняются. У детей  в этом возрасте продолжают  формировать самостоятельность, умение небольшие трудности. Предъявляется  сложные требования к выполнению  действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших.

          Планируя работу, педагог особое  внимание уделяет формированию  таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинять окружающим неприятность.

         Большие  возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

       Упражнения в  выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей.

       Постепенно  игровые упражнения и задания  усложняются, демонстрировать действия  в комплексе. Такие упражнения  позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Игры - упражнения «Каждой  вещи - свое место» - воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После  проведения таких игр, занятий и  упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

Таким образом, очень  важно начинать формировать культурно-гигиенические навыки  в младшем дошкольном возрасте, так как от этого во многом зависит здоровье ребенка и его контакты с окружающими людьми. При обучении  культурно-гигиеническим навыкам, необходимо учитывать физиологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, так как опираясь на эти особенности, воспитатель сможет правильно организовать процесс обучения  культурно-гигиеническим навыкам.

Необходимо научить  детей, выполнять те или иные операции осознанно, поскольку дети подражательны и большое значение имеет пример взрослых людей. Также в решении этого вопроса необходимы индивидуальный подход к каждому ребенку и тесная связь детского сада с семьей. И тогда у детей будут прочно сформированы все культурно-гигиенические навыки, будет осознанность при выполнении.

 

Ориентация  детей в образовательных областях

О чем узнают дети

   Дошкольник узнают  о том, что такое здоровье  и здоровый человек, об основных  умениях и навыках личной гигиены  (умывание, одевание, купание, еда,  уборка помещения и т.п.), содействующих поддержанию, укреплению и сохранению  здоровья, о режиме дня. Об основных алгоритмах выполнения культурно - гигиенических процедур. Об элементарных правилах безопасного обращения с предметами в ванной комнате, за столом, во время одевания и раздевания, с игрушками в группе и на улице. О ситуациях, угрожающих здоровью.

       О строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними.

     О безопасном поведении на улице и в группе детского сада. О том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

 

Организация опыта  освоения образовательных областей

Что осваивают  дети

     Воспитатель создает условия для активного накопления младшими дошкольниками представлений о здоровьесберегающем и безопасном поведении: организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми  приборами, платком, салфеткой, как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред своему здоровью; организует деятельность репродуктивного характера (показ - повтор за взрослым, например сверстников, поощрение). Проводит беседы с привлечением наглядности, рассматривает с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов), последовательность режимных моментов.

        Читает детям  потешки  стихотворения о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении  в случае их возникновения (Э.  Мошковская « Нос, умойся! », Э.Фарджен « Мыльные пузыри», С.Капутикян « Хлюп-хлюп», С.Погореловский « Про глаза-глазенки, про глаза-глазища»,   А. Кондратьева «Зеркало»,  Ю.Мориц «Пирожок», И.Токмакова « Тихо-тихо, Е.Серова « Лягушонок»,  С.Погореловский « Берегись»). Организует на их основе несложные игры , которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость.

      Воспитатель использует разнообразные игровые приемы,  как «Научи котенка умываться», «Sms- здоровья», создает « моменты радости» в ванной комнате, в раздевалке, на улице, на протяжении всего режима дня. Эмоциональность игрового приема в этом случае помогает  ребенку лучше освоить и запомнить образовательное содержание.

     Организует циклы игр - экспериментов или игр - экспериментирований, а также игр- путешествий предметного характера с целью практикования и закрепления культурно- гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ и безопасности поведения: « Водичка, водичка», Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку», «Опасно -  безопасно».

     Воспитатель предлагает детям познакомиться с дидактической развивающей куклой, например Мойдодыром, Доктором Айболитом или девочкой Чистотюлей. От лица игрового персонажа воспитатель придумывает увлекательные и полезные игры-истории и конкурсы для детей, например конкурс Мойдодыра «Чистый из чистых» или « Первый приз девочки Чистюли» или « Мисс и мистер Аккуратность».

     Привлекает детей совместно с родителями в простейшую проектную деятельность. Например, младшим дошкольникам вместе с папами и мамами предлагается найти и принести из дома полезные для здоровья предметы, которые состоят коллекцию предметов здоровья в группе; оформить рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены. Режима дня и правил безопасного поведения, проиллюстрировать простейшие загадки и отгадки к ним.

 

Итоги освоения содержания образовательных областей

Достижения ребенка (Что нас радует)

    - Ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасности поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми.

    - С удовольствием выполняет культурно - гигиенические навыки, положительно настроен на  процессов элементарных процессов самообслуживания, радуется своей самостоятельности и результату ( чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба,  игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.).

    - С интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т.п.

      Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

     - Ребенок не проявляет интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

     - Не знаком или имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены,  необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни.

     - Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом. В использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

2.1. Психолого-педагогические  основы взаимодействия современного  ДОУ и семьи

 

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» Согласно сравнительно недавним прогнозам академика С.Г.Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома. Получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...» Счастье, что эти прогнозы не подтвердились.

Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников