Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования - на основе теоретических положений организовать профилактическую работу с подростками по снижению алкоголизма в подростковой среде.

Объект исследования – подростки группы риска алкоголизации.

Предмет исследования - методы и формы профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной - педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Алкоголизм.

1.1. Сущность понятия алкоголизм……………….. 5

1.2. Симптомы и виды алкоголизма………………………………. 7

1.3. Физиологическое влияние алкоголя………………………… 10

2. Подростковый алкоголизм

2.1. Сущность и содержание понятия подростковый алкоголизм.

2.2. Причины алкоголизма среди подростков

2.3. Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков….. 16

2.4. Уровни вовлеченности подростка в употребление спиртных напитков 18

2.5. Изменение стиля жизни подростка под влиянием алкоголя………….. 19

2.6. Статистика подросткового алкоголизма…………………………. 20

2.7. Последствия подросткового алкоголизма………………………… 22

3. Профилактика подросткового алкоголизма

3.1 Понятия и этапы профилактики подросткового алкоголизма……. 24

3.2.Задачи первичной, вторичной и третичной профилактики алкоголизма 28

3.3. Основные способы профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста…………………………………………………………30

Заключение…………………………………………………………………. 31

Приложение………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Профилактика, диагноз и лечение алкоголизма  на самых ранних стадиях имеют  огромное значение, как и при любом  другом заболевании.

24

     Главное – это информированность людей о пагубном воздействии алкоголя на жизнедеятельность человека. В настоящее время печатается огромное количество статей в газетах и журналах, этой проблеме посвящаются множество фильмов и телевизионных постановок. В общеобразовательных учреждениях активно пропагандируется трезвость, призывают детей заниматься спортом, а для реализации здорового образа жизни, идет активное строительство спортивных залов и площадок, закупается необходимый спортивный инвентарь. Движение за здоровый образ жизни и усилия, направленные на снижение риска хронических заболеваний, способствуют формированию более конструктивного отношения общества к потреблению алкоголя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25

3.2. Задачи  первичной, вторичной и третичной профилактики алкоголизма..

                      

Задачи  первичной профилактики:

     1. Создание школ, свободных от психоактивных  веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

     2. Выявление группы риска (по  специально разработанным методическим рекомендациям).

     3. Работа с педагогическим коллективом  (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе). 

Задачи вторичной профилактики:

    1.  Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов, создание программ для работы с ними);

    2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию;

    3.  Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми). 

Задачи  третичной профилактики:

  • Формирование реабилитационной среды;
  • Создание групп взаимопомощи;
  • Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и

26

«Анонимные наркоманы».  

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27

3.3. Компоненты профилактической работы и их цели. 

      Профилактическая  работа может включать в себя три компонента:

     1. Образовательный компонент.

     Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

     Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

     Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

     Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

     2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

     Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

     3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

     Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности . 
 
 
 

28

3.4. Основные способы профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста. 

     Во  время разговора со многими педагогами, юристами, работниками социально-психологических служб о том, как можно изменить ситуацию к лучшему, все приходили к единому выводу. Прежде всего, нужна четкая государственная политика в данной сфере.

      1. Принятие законов о запрете рекламы алкоголя и табачных изделий.

      2. Увеличение штрафных санкций  для тех, кто продает алкоголь  несовершеннолетним.

      3. Уместными были бы изменения  в законодательстве о психиатрической  помощи по ранней диагностике  и лечению алкогольной зависимости  у подростков.

      Однако  наши государственные руководители не спешат делать кардинальных шагов  в этой сфере. А как тогда переживут  следующие изменения водочные и  табачные магнаты, которые вдруг  не досчитаются своих доходов?

      Не  должны оставаться в стороне этой проблемы и органы местного самоуправления. Ведь именно в их компетенцию входит:

1. Принятие решений об определении времени для посещения подростками культурно-развлекательных заведений, где продается спиртное и ограничении его продажи во времени.

2. Проверки работы точек распространения крепких напитков.

      Но  когда об этом только заходит речь, возникает вопрос, кто же должен это делать? Ведь в милиции говорят, что у них мало кадров. Да и, наконец, у каждого киоска не поставишь  инспектора.

      Странный  для нас факт, но некоторых городах Европы спиртное можно купить лишь два часа в сутки, да и то лишь в одном магазине на окраине населенного пункта. Кроме того, всех, кто приобретет такой товар, заносят в

29

банк  данных, который сохраняется в  течение пяти лет.

      Социальные психологи склоняются к мнению, что только путем запретов проблему не решить. Поэтому они советуют родителям: 

      1. Больше общаться с детьми. 

      2. Следить, чтобы не пропустить  малейшее проявление зависимости  сына или дочери от алкоголя. 

      3. Самим подавать пример.

       

      4. Позаботиться о максимальной  занятости ребенка. 

      5. Организовывать хороший семейный  досуг. 

      6. Стимулировать участие детей  во внешкольных мероприятиях. 

      К основным способам профилактики алкоголизма  среди детей подросткового возраста специалисты относят:

     1. Просвещение родителей в форме  лекций, бесед; 

     2. Формирование нравственной личности  учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья; 

     3. Своевременное определение феномена  психологической готовности к  употреблению алкоголя у подростков; 

     4. Ознакомление подростков со специальной  литературой о вреде алкоголя. 
 
 
 

29 
Заключение

     Наверное, недаром говорят, что алкоголь - похититель разума. Бывает, достаточно нескольких капель «зелья», чтобы в молодом  организме начала бурлить энергия, моментально появилась агрессия, стремление осуществить некий «подвиг». И заканчивается такое «геройство» нередко пьяными разборками, которые граничат не только с правонарушениями, но и преступлениями. Попадают в такую переделку и дети из благополучных, обеспеченных семей. Формируется и новая, так сказать, категория неблагополучных юношей и девушек, чьи родители находятся за рубежом. Их чада всегда имеют достаточно карманных денег, с помощью которых можно хорошо развлечься.

     Кто же виноват в том, что наша молодежь спивается? Наибольшее влияние на подрастающее поколение, по многим исследованиям, оказывает негативное пример родителей, насилье неконтролируемой рекламы, отсутствие надлежащей эффективной пропаганды здорового образа жизни. Нередко такому негативному выбору способствует также незаконная продажа алкогольных напитков лицам, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста.

     Проблема  алкоголизма представляет собой  разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.

     Ведущая роль в борьбе с подростковым алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении, возможно, организовать работу по профилактике алкоголизма в ходе воспитательного процесса и социальной работы. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки. Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

  • привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и

30

контроля за их усвоением;

  • влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
  • посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;
  • организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;
  • организация работы по выявлению групп риска - склонных к алкоголю детей и подростков.

     Иными словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31

Приложения

                              Социологическая анкета. 

     Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Вопросы направлены на выявление отношения к проблеме алкоголя. Постарайтесь дать тот ответ, который наиболее полно отражает Ваше мнение.

     Благодарим  Вас за участие в исследовании! 

1. Укажите,  пожалуйста, Ваш:

     а) пол

     б) возраст

     в) профессию

2. На  Ваш взгляд алкоголизм это:

     а) болезнь

     б) увлечение спиртными напитками

     в) дурная, вредная привычка

3. Наиболее  уязвимой категорией, подверженной  алкоголизму, являются:

     а) подростки

     б) женщины

     в) мужчины

4. Согласны  ил Вы с тем, что алкоголь  пагубно влияет на здоровье?

     а) да, совершенно верно

     б) да, в какой-то мере

     в) нет, если у человека крепкое здоровье пара рюмок ему не повредит

     г) не знаю

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковом возрасте