Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:14, реферат
Цель работы: рассмотреть социальные проблемы алкоголизма. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать причины алкоголизма;
2. изучить структуру потребления алкоголя;
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Девиация, её особенности и причины. Алкоголизм как разновидность девиантного поведения………………………………………………………………...4
2. Структура и традиции потребления алкоголя……………………………………12
3. Алкоголь в различных социальных группах……………………………………...21
4. Влияние алкоголя на семью………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………....33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский Государственный Университет»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра философии науки и социологии
«Социальные проблемы алкоголизма»
_______________ Лыков А.В.
“____”_______________ 2011
Исполнитель
Студент гр.09ММЭ
________ Скрипникова Н.И.
“____”_______________ 2011
Оренбург 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Девиация, её особенности и причины. Алкоголизм как разновидность девиантного поведения………………………………………………………
2. Структура и традиции потребления алкоголя……………………………………12
3. Алкоголь в различных социальных группах……………………………………...21
4. Влияние алкоголя на семью………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Во все времена человек пытался найти способы релаксации. Индейские племена приготовляли всевозможные настойки, основанные на лечебных травах, способные за несколько минут снять накопленную за день усталость. И не исключено, что в этих настойках были травы, употребляемые в нашем современном обществе как наркотик. Медики утверждают, что наркотики, как и алкоголь полезны организму в определенных дозах. Употребление наркотиков в большинстве цивилизованных стран противозаконно, но алкоголь продается в свободной продаже, и преград для его законного употребления нет.
Цивилизованное общество столкнулось с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы стала только еще больше. Алкоголизм, как и наркомания, является мощнейшим оружием против человечества. Ворвавшись в жизнь нормальной благополучной семьи алкоголизм способен разрушить ее изнутри. С таким оружием человек, никогда не державший в руках автомата, может погубить жизни людей, включая свою. Угрозу, которая скрыта за стеклом «коньячной бутылки», многие уже давно понимают. В СССР вводили сухой закон, но положительных его результатов оказалось намного меньше негативных последствий. Всем хорошо знакомы анекдоты про тройной одеколон. Все знают про незаконную продажу алкогольной продукции во времена этого закона и про всплеск преступности как следствие.
Эту человеческую проблему нельзя решить извне. К ней нужно подходить с самого начала, т. е. еще до ее появления. И на этой стадии, к сожалению, уделяется очень мало внимания. Статистика показывает, что число людей, страдающих алкоголизмом, растет с каждым годом.
Цель работы: рассмотреть социальные проблемы алкоголизма. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать причины алкоголизма;
2. изучить структуру потребления алкоголя;
3. выявить наиболее адекватные пути решения проблемы алкоголизма.
Для решения поставленных задач был проведен анализ ряда источников.
1.Девиация, её особенности и причины. Алкоголизм как разновидность девиантного поведения.
Все явления, события, процессы в природе, обществе и сознании вызываются или обуславливаются другими явлениями. Явление называется причиной другого, если предшествует ему по времени и является необходимым условием, предпосылкой возникновения, изменения, развития другого. Причина и следствие существуют объективно: отношения между ними называются причинно-следственной связью. В криминологии под причинностью принято понимать такую разновидность детерминации, которая являет собой любую закономерную зависимость между различными процессами и явлениями... и категория причинности, рассматриваемая в широком смысле слова, включает такие понятия, как причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратная связь между следствием и причинами (условиями). Как же можно объяснить причины девиантного поведения? Сделать это очень сложно. Тем более есть высказывания по поводу следующей тенденции – «…некоторые ученые стараются избегать самого термина «причина», считая его недостаточно корректным, многозначным, и предпочитают говорить о корреляционных связях и зависимостях».
Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины девиантного поведения.
Вообще есть попытка рассмотреть общую причину девиации в поведении через аналогию с мутациями в биологической природе, флуктуациями в неживой, при единстве социальной, физической, биологической систем, а так же процессов изменения и сохранения через самоорганизацию.
Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения.
Она имеет давнюю историю, однако классические научные труды этого направления появились лишь в 19 веке. Прежде всего, это работы итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие врожденного преступника, которого можно определить по физическим, анатомо-антропологическим признакам, среди них, в частности: массивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб и др. Используя в своей исследовательской практике антропометрический метод, он выделил около 37 характеристик «врожденного преступника». Наиболее радикальную теоретическую критику учения Ч. Ломброзо осуществил французский социальный психолог Г. Тард в конце XIX века, позже учение Ломброзо было признано научно несостоятельным. В XX веке Уильям Шелдон обосновывал связь между типами соматофизического строения человека, его темпераментом и формами поведения. Шелдон выделял три вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, — они коррелируют с тремя типами темперамента (висцеротония, соматотония, церебротония). Их сочетание указывает на конкретный психотип. Например, для церебротоников характерны сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к одиночеству; соматотоникам присущи потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность.Важное место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, предложенный Чарлзом Дарвином на основе законов естественного отбора и наследственности. Здесь различные аспекты человеческого поведения рассматриваются как проявление видовых наследственных программ. Критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека. Конрад Лоренц развил идеи Дарвина и предложил это логический подход, объясняя различные феномены человеческого поведения врожденным инстинктом борьбы за существование. Поведение человека он рассматривал изначально как агрессивное, основанное на инстинктах.
Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.
Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно продолжаются и находят свое воплощение в биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно — генетике.
Психогенетика — активно развивающаяся область специальной психологии, изучающая проблемы соотношения биологического и социального в психике, наследования психологических характеристик человека. Ее яркими представителями XIX веке были Фрэнсис Гальтон и Грегор Мендель. Результат их исследований легли в основу психогенетики, или «евгеники» (по Гальтону). Евгеника (буквально — «наука о рождении лучших») предлагает применять метод искусственной селекции человеку, чтобы воспроизводить потомство с желательными признаками. Однако в целом биологические концепции девиантного по ведения мало популярны в научном мире. Большинство специалистов разделяют все же социологический или социально-психологический подход к объяснению природы и детерминации девиантного поведения.
Социологический подход.
Исследования социологов конца XIX — начала XX века Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, Л. Леви-Брюля и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями жизни людей. Анализ статистики различных аномальных проявлений (преступлений, самоубийств, проституции), сделанный Жаном Кетле и Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в годы войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Их наблюдения дополнили, если не опровергли теорию «врожденных» преступников, указывая на социальные корни девиантного поведения. Вместе с тем и они, и их последователи, выявив связь между социальной средой и девиантным поведением, не смогли до конца объяснить природу отклонений. Э. Дюркгейм, в частности, считал, что некий оптимальный уровень девиаций неизбежно присущ человеческому обществу, как температура человеческому телу, и необходимо заботиться о поддержании некоего оптимального уровня девиантности, предупреждая лишь ее всплески. Он дал социологическое объяснение девиации в своей теории аномии, когда исследовал природу самоубийств (1897). Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, вызываемое резкими изменениями,скачками.
Существенно развил и модифицировал его теорию Р.К. Мертон. Он считал, что аномия является результатом конфликта, рассогласованности между культурой и социальной структурой или нормальными, законными средствами и стремлением к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Мертон выделил пять способов «аномического приспособления» (адаптации): конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом конформизм (соответствие) он считал единственным типом недевиантного поведения, когда полностью принимаются соци¬ально одобряемые цели и средства их реализации.
Инновация (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения) предполагает согласие с культивируемыми общественными целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.
Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.
Ретритизм (отступление, пассивный уход от выполнения! социальных норм) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения.
Мятеж (бунт, отрицание социальных норм) предполагает замену старых целей и средств на новые, а не только отрицание того и другого.
Анемическая теория не объясняет, какими должны быть условия, при которых появляется та или иная форма адаптации, но ее ценность в том, что она тесно связывает эмпирически установленные нормы девиантного поведения с положением личности в рамках социальной структуры исследуемого общества.Т. Парсонс расширил типологию аномических приспособлений Р. Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Он объясняет возникновение девиантных мотиваций несбывшимися ожиданиями. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется несостоятельность системы ценностей, где центральное место занимает личный успех. В таком обществе растет структурная дифференциация, что ведет к конфликтам и девиантному поведению.Себастьян де Гразия ввел различение «простой» и «острой» аномии. «Простая» аномия имеет место, когда «конфликт ценностей приносит беспокойство», «острая» возникает при полном распаде системы убеждений, провоцируя психические расстройства, самоубийства и массовые волнения.Ж.-Н. Фишер связывал девиантное поведение с типом культуры: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также видоизменяется. При этом он утверждал, что девиация — это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, а содержит структурирующие элементы, способствующие социальным изменениям.
Психологический подход.
В разной степени он наличествует у представителей всех психологических школ.
Если вслед за В. Скоттом попытаться разобраться в критериях нормы психического развития, то в качестве наиболее популярного, основного и в то же время общего критерия выступает способность субъекта к адаптации. В западной психологии и психотерапии этот критерий считается наиболее универсальным и высшим; отечественная же психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющий для человека свое ведущее значение. Такое понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное, развитие творческих способностей, связанных с процессом формирования личности.
Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознания и бессознательного. В противном случае формирование личности принимает аномальный характер. Сейчас даже наиболее видные неофрейдисты отказались от представлений о сексуальной этиологии конфликтов. Так, К. Хорни188, Д. Боулби189, Г. Салливан190 видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни.
Согласно взглядам основателя индивидуальной психологии А. Адлера, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами: неполноценности и общности с себе подобными. Он стремится к совершенству как компенсации своей неполноценности и установлению значимых социальных отношений. «Компенсация на полезной стороне жизни», считал Адлер, ведет к формированию ощущения собственной ценности, что предполагает доминирование чувства общности над индивидуалистическим стремлением к превосходству. В случае «компенсации на бесполезной стороне жизни» чувство неполноценности трансформируется в комплекс неполноценности, составляющий основу невроза, либо «комплекс превосходства». В то же время А. Адлер видел корни отклонений не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой.
В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Место ребенка в ней и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение девиантного поведения.Например, гиперопека, по Адлеру, ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности.191
Большой популярностью у психологов США и Канады пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное учение. Основывается такой подход на эмпирических наблюдениях, в том числе на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.
Заслуживает внимания исследование проблем саморегуляции у детей П. Кароли (1981). Он выходит за рамки ситуативной, поведенческой парадигмы, отмечая личностно-опосредованный характер саморегуляции, и выделяет необходимые для развития способности.
Заслуживает внимания и экологический подход к пониманию девиантного поведения, когда отклонения в поведении ребенка рассматриваются как результат неблагоприятного его взаимодействия с социальной средой. Коррекция здесь рассматривается как оптимизация взаимодействия ребенка с социальной средой путем взаимного изменения позиций и научения ребенка навыкам сотрудничества. С экологическим сливается психодидактический подход, акцентирующий роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений. Представители этого направления (Халаган, Кауфман и др.) выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.
Гуманистический подход предполагает рассмотрение отклонений в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможности самореализоваться в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможную коррекцию отклонений в создании индивидуального контакта учителя с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебную ситуацию без игнорирования его интересов.
В последние два десятилетия в западной психологии широкое распространение получил так называемый эмпирический подход. Сущность его заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптом получает свое название (аутизм, депрессия и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию, выделить различные синдромы как некоторое устойчивое образование в структуре личности. Примером такой классификации различных отклонений может служить схема, предложенная Халаганом и Кауфманом. Они выделяют в девиантном поведении четыре типа синдромов (аномалий): нарушения поведения, нарушения личности, незрелость, асоциальные тенденции.
Первый тип (нарушения поведения) включает проявления непослушания, деструктивности, вспыльчивости, безответственности, наглости, ревности, гневливости, навязчивости.Второй тип (нарушения личности) проявляется в чувстве неполноценности, развитом самосознании, избегании общения, тревожности, плаксивости и др.Третий тип (незрелость) выражается рассеянностью, неуклюжестью, пассивностью, нервным смехом и др.
Синдромы четвертого типа (асоциальные тенденции): наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным группам и др.
В этой классификации нет единых критериев ни для выделения самих типов отклонений в психическом развитии, ни для определения их причин и следствий. Особенно критически к подобным схемам относятся приверженцы традиционной отечественной методологии, рекомендующей рассматривать личность ребенка и ее аномалии в социально обусловливаемой, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей его социальной действительности. Например, симптом тревожности или повышенной сенситивности в зависимости от своего предметного наполнения и времени проявления может свидетельствовать о прямо противоположных тенденциях в формировании личности. Так, тревожность у госпитализированного ребенка вовсе не говорит о каком-то отклонении, а повышенная чувствительность дошкольника к правилам взаимодействия в ролевой игре свидетельствует об успешном формировании личности. Даже непослушание или неподчинение родительскому авторитету может быть прогрессивным, как и совокупность аномальных симптомов. Они лишь свидетельствуют о вполне нормальном кризисе на каком-то этапе формирования личности. Только затяжной и негативный характер этого кризиса может свидетельствовать о возникновении отклонения.
поведения.
Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:
—агрессия;
—аутоагрессия;
— злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
—нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
—аномалии сексуального поведения (фетишизм, трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм);
—сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, игровая зависимость, коллекционирование, «паранойя здоровья», религиозный (оккультный, сектантский – надо полагать – авт.), спортивный, музыкальный и другой фанатизм);
—сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и разновидности маний — клептомания, пиромания и др.);
— характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
— коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, конформизм, нарциссизм и др.);
—безнравственное и аморальное поведение;
—неэстетическое поведение.
Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения. Иногда мотивом выбора той или иной формы служат несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.
Алкоголизм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. Негативные последствия могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.
Возникновение и развитие алкоголизма зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин. Установлена зависимость случаев острого алкогольного психоза от разновидности гена hSERT (кодирует белок переносчика серотонина). Однако до настоящего времени не обнаружено специфических механизмов реализации аддиктивных свойств алкоголя.
Алкоголизация в 76 % случаев начинается до 20 лет, в том числе в 49 % еще в подростковом возрасте. Алкоголизм отличается нарастающей симптоматикой психических нарушений и специфических алкогольных поражений внутренних органов. Патогенетические механизмы воздействия алкоголя на организм опосредованы несколькими типами действия этанола на живые ткани и, в частности, на организм человека. Основным патогенетическим звеном наркотического действия алкоголя является активация различных нейромедиаторных систем, в особенности катехоламиновой системы. На различных уровнях центральной нервной системы эти вещества (катехоламины и эндогенные опиаты) определяют различные эффекты, такие, как повышение порога болевой чувствительности, формирование эмоций и поведенческих реакций. Нарушение деятельности этих систем вследствие хронического потребления алкоголя вызывает развитие алкогольной зависимости, абстинентного синдрома, изменение критического отношения к алкоголю и пр.
При окислении алкоголя в организме образуется ядовитое вещество — ацетальдегид, вызывающее развитие хронической интоксикации организма. Особенно сильное токсическое действие ацетальдегид оказывает на стенки сосудов (стимулирует прогрессию атеросклероза), ткани печени (алкогольный гепатит), ткани мозга (алкогольная энцефалопатия).
Хроническое употребление алкоголя приводит к атрофии слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и развитию авитаминоза.
Стадии болезни
Алкоголизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от алкоголя (алкогольная зависимость). Алкоголизм как патология проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости, уменьшением возможности самоконтроля в отношении употребления спиртных напитков, а также прогрессивным развитием различных соматических нарушений, вызванных хронической интоксикацией алкоголем.
Наиболее простая дифференциация алкоголизма основывается на присутствии клинических и психических признаков алкогольной зависимости, а также частоте и количестве употребляемого алкоголя: Различают следующие группы лиц:
-Лица, не употребляющие алкоголь
-Лица, умеренно потребляющие алкоголь
-Лица, злоупотребляющие алкоголем (развитие алкогольной зависимости)
- Без признаков алкоголизма
- С начальными признаками алкоголизма (утрата ситуационного и дозового контроля, запои)
- С выраженными признаками алкоголизма (регулярные запои, поражение внутренних органов, психические нарушения, свойственные алкоголизму)
Из вышеприведённой классификации можно заметить, что алкогольная зависимость развивается от случайных эпизодов употребления алкоголя до развития тяжелого алкоголизма.
В развитии алкоголизма различают продром и три основные стадии:
Продромальная стадия
«Продром» считается «нулевой» стадией алкоголизма — на этом этапе ещё нет болезни, но присутствует «бытовое пьянство». Человек употребляет спиртные напитки «по ситуации», как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или до иных тяжёлых последствий. Пока стадия «продрома» не перешла в алкоголизм, человек сможет без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время. При продроме человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка или не будет. Выпив в компании, человек, как правило, не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно. Однако при ежедневном пьянстве, как правило, стадия продрома закономерно переходит в первую стадию алкоголизма через 6—12 месяцев.
Первая стадия
На первой стадии алкоголизма больной часто испытывает труднопреодолимое желание употребить алкоголь. При невозможности употребления спиртного чувство влечения на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого резко падает. На этой стадии заболевания состояние опьянения нередко сопровождается чрезмерной раздражительностью, агрессивностью и даже случаями потери памяти в состоянии опьянения. У алкоголика пропадает критическое отношение к пьянству и появляется тенденция оправдать каждый случай потребления алкоголя. Первая стадия алкоголизма постепенно переходит во вторую, в редких случаях вторая стадия минуется, переходя сразу в третью.
Вторая стадия
На второй стадии алкоголизма значительно возрастает выносливость (толерантность) к спиртному. Отмечается абстинентный синдром. Влечение к спиртному становится более сильным, а самоконтроль слабеет. После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. В пьяном состоянии он, как правило, ведёт себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих. Возникает алкогольный психоз, у человека появляются галлюцинации.